Мониторинг качества формирования УУД, критерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников.


Мониторинг качества сформированности УУДКритерии и способы оценки сформированности УУД у младших школьников Главные вопросы Что формировать? Как формировать? Как отследить динамику процесса формирования УУД? Понятие УУД умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.совокупность действий учащегося, обеспечивающих социальную компетентность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса, культурную идентичность и толерантность. Регулятивные умения Планирование – это предварительное осмысление и составление системы последовательных действий, которые необходимы для достижения определенной цели (действия по алгоритму). Оценивание - это сопоставление своих (чужих) действий или результатов деятельности с поставленной целью по зара­нее установленным критериям.Контроль - совокупность действий, направленных на проверку выполнения какой-либо задачи. Планирование Что нам необходимо сделать? На какое знакомое задание это похоже?В какой последовательности выполняется похожее задание?Можно ли применить этот план для нового задания?Нужно ли вносить в него изменения?Какие изменения необходимо внести? Умение оценивать результат выполнения учебного действия на основе различных критериев оценки Оценивание Что нам нужно оценить?Зачем мы это оцениваем? По каким критериям оцениваем?На что необходимо обратить внимание при оценивании? Самооценка работы в группе Контроль Какой результат нужно проверить?Что нужно учесть, чтобы понять, что задание выполнено?С чем можно/нужно сравнить, чтобы ответить на вопрос: правильно выполнено задание или нет?Есть ли ошибки? Если есть, то, как их можно исправить? Познавательные умения Анализ - это мысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания. Синтез - соединение различных элементов или частей в единое целое. Сравнение - сопоставление свойств объектов в целях вы­явления их сходства и различий. Классификация - это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы.Обобщение - мысленное объединение предметов и явле­ний по их общим и существенным признакам. Установление причинно-следственной связи - это установление отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и другим. Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного знания к частному. Анализ - это мысленное разделение целостной структуры объекта на составные элементы в целях его познания. Что мы рассматриваем? Что необходимо найти?Что учитываем при нахождении частей?Какие части обнаружили?К какому выводу пришли? Синтез - соединение различных элементов или частей в единое целое. Что мы составляем? Зачем?Из каких частей мы собираем это?Как правильно соединить части в целое? Сравнение - сопоставление свойств объектов в целях вы­явления их сходства и различий. Какие объекты мы сравниваем? Зачем?Какие признаки необходимо учесть при сравнении, чтобы решить поставленную задачу?Какой вывод можно сделать в результате сравнения? Классификация - это деление совокупности объектов (свойств, явлений, процессов) по какому-либо признаку или признакам на группы. Что мы делим на группы? Зачем?Какой признак надо учесть при делении на группы?У каких объектов (предметов) можно обнаружить данный признак? Как можно назвать эту группу?Какие объекты имеют другой признак? Как можно назвать эту группу?Что мы узнали в ходе деления на группы множества объектов? Обобщение - мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам. 1.Какую группу объектов (предметов) нужно назвать? Зачем?2.Какими общими свойствами обладают эти объекты (предметы)?3. Что среди этих общих признаков самое важное для решения данной задачи?4. Каким словом можно назвать эту группу? Установление причинно-следственной связи - это установление отношений между одним явлением (процессом, состоянием объекта) и другим. 1. Какие явления (события) мы изучаем? Что необходимо найти? 2. Какие из перечисленных явлений (событий) связаны между собой?3. Что из них произошло раньше? (Это причина.)4. Что из них произошло потом? (Это следствие.)5. Какой вывод можно сделать? Умозаключение - это вывод из нескольких суждений, дающий нам новое знание о предметах и явлениях. Умозаключение по аналогии - это умозаключение от частного знания к частному. 1. Какой незнакомый объект рассматриваем?2. Что из ранее изученного похоже на этот объект?3. О чем можно сделать вывод относительно нового объекта?4. Чтобы сделать вывод, подумай: если у известного объекта есть определенные качества (свойства, признаки), то возможно и незнакомый объект обладает подобными качествами (свойствами, признаками).5. Какой вывод на основании этого размышления можно сделать? Коммуникативные умения Умение строить речевое высказывание в соответствии с задачами учебной коммуникацииТочка зрения - собственное представление о чем-либо, личная оценка происходящих событий или явлений.Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений Умение строить речевое высказывание в соответствиис задачами учебной коммуникации О чем сейчас говорят?С какой целью?Есть ли у тебя информация по обсуждаемому вопросу?Что ты можешь сказать по этому поводу? Точка зрения - собственное представление о чем-либо, личная оценка происходящих событий или явлений. Что сейчас обсуждается?Зачем это обсуждается?Что ты думаешь по этому поводу, как ты к этому относишься? Умение задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений О чем идет речь?Чего ты не знаешь и не понимаешь?Что ты хочешь узнать об этом у другого человека? Процесс формирования УУД Этапы формирования РУУД Основные требования к инструменту изучения процесса развития УУД во-первых, он должен быть метапредметным;во-вторых, позволять отделять знание или незнание фактической информации от владения или невладения «способом обращения» с этим знанием (УУД);в-третьих, изучать процесс развития УУД, а не только констатировать их наличие или отсутствие. Цель мониторинга уровня сформированности УУД: отслеживание процесса развития и формирования метапредметных УУД у учащихся 1-4 классов для проектирования и своевременной корректировки учебного процесса. Задачи мониторинга:определять уровень сформированности метапредметных УУД каждого ученика на разных этапах обучения в начальной школе и своевременно ставить перед собой коррекционно-развивающие педагогические задачи;отслеживать индивидуальную динамику продвижения учащихся к метапредметным образовательным результатам, определять на этой основе проблемные зоны в решении задач образования учащихся и разрабатывать стратегии помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД;отслеживать результативность работы по формированию метапредметных УУД на уровне отдельных классов, ставить на этой основе задачи по совершенствованию образовательного процесса в классе, параллели, звене школы и подбирать педагогические и управленческие средства их достижения. Программа мониторинга… Задачи на адаптационный период 1) создать психолого-педагогические предпосылки для развития универсальных учебных действий;2) обеспечить эмоционально комфортную образовательную среду для каждого ребенка;3) осуществить коррекцию форм и методов обучения класса в целом с учетом уровня готовности по отдельным блокам умений;4) спланировать индивидуальную педагогическую работу с отдельными детьми и др. В каждой цветной строчке поставь v под изображением предметов, у которых есть указанный признак. «Школьный старт»ПУУД «Анализ» Перед днем именинника ребята придумали конкурс «Отгадай подарок» В названии каждого подарка были «спрятаны» три первые буквы полного имени того, кому он предназначен. Выбери Ире и Маше подарки. Соедини линией подарок, который подготовили девочкам второклассники, и имя. Запиши полное имя Саши и отметь V подарок для него. Для удобства работы подпиши названия подарков. ПУУД 2 класс «Анализ» РУУД «Планирование» 1 класс Зверята научились делать мозаику из семян. Ежик решил сделать похожую поделку. Зачеркни на рисунке то, что ему не пригодится в работе. Отметь v то, что ежик должен взять сначала. Какая поделка изготовлена этим же способом? Отметь её v Составь план действий: зачеркни лишнее и укажи цифрами правильный порядок. РУУД «Планирование» 3 класс