Эффективные формы взаимодействия классного руководителя и семьи


Научно- практическая конференция. Секция «Семья. Коллектив. Микросреда. Воспитание» Тема выступления: «Эффективные формы взаимодействия классного руководителя и семьи» Выступила: Корябкина Н.В.Учитель математикиФыркальская СОШ №13 Ширинский районДата и место выступления: ноябрь 2010, Абакан, ХРИПК и ПРО Правила эффективного взаимодействия классного руководителя с семьями учащихся.1. Родителям нужна поддержка, помощь и добрый совет. Если вы ими располагаете, создайте необходимые условия для общения.2. Не беседуйте с родителями второпях, на бегу, если вы не располагаете временем, лучше договоритесь о встрече в другой раз.3. Разговаривайте с родителями спокойным тоном, не старайтесь поучать – это вызывает раздражение и негативную реакцию со стороны родителей.4. Умейте терпеливо слушать родителей, дайте возможность высказаться по всем наболевшим вопросам.5. Не спешите с выводами. Обдумайте хорошо то, что вы от родителей услышали. 6. То, что родители вам рассказали, не должно стать достоянием других родителей, учащихся и педагогов.7. Если есть профессиональная необходимость поделиться той информацией, которую сообщили родители, еще с кем-то, родителей необходимо поставить об этом в известность.8. Готовясь к встрече с семьей ученика, необходимо помнить, что любой родитель хочет услышать не только плохое, но и хорошее, дающее шанс на будущее.9. Каждая встреча с семьей ученика должна заканчиваться конструктивными рекомендациями для родителей и самого ученика.10. Если педагог в какой-то проблеме некомпетентен, он должен извиниться перед родителями и предложить им обратиться за помощью к специалистам. . Главными формами взаимодействия классного руководителя с семьей являются групповые и индивидуальные формы работы Групповые формы работы: родительские собрания, конференции, вечера вопросов и ответов, родительские чтения, родительские клубы, родительские тренинги, родительские вечера, родительские ринги.Индивидуальные формы работы: индивидуальные консультации, беседы, посещения на дому, школьный дневник ученика. Самой распространенной формой групповой работы с родителями является родительское собрание. Родительское собрание проводится один раз в месяц или четверть, в зависимости от особенностей класса, возраста учащихся, состава родителей.По содержанию родительские собрания могут быть текущими, тематическими и итоговыми.В содержание родительского собрания можно ввести традиционные рубрики: - «Великие педагоги мира»; - «Традиции воспитания народов мира»; - «Крылатые фразы о воспитании»; - «Обсудите вместе с ребенком»; - «Советуем прочесть»; - «Творческая мастерская семьи». Такие рубрики делают собрание необычным и повышают его рейтинг. Формирование традиций родительского собрания – награждение активных родителей грамотами, дипломами, медалями, сувенирами, сделанными руками учащихся; подготовка концертов и выпуск газет для родителей. Важной формой групповой работы с родителями является конференция Конференции уместно проводить как обмен опытом по воспитательной работе или как обмен мнением по определенной проблеме: оформление и ремонт школьного здания, нравственные и эстетические аспекты проведения праздников, аттестация учебного заведения. Предметом обсуждения родительской конференции могут стать документы по реформированию школьного образования, документы Конвенции о правах ребенка. В ходе конференции принимается решение в рамках обсуждаемой темы, очерчивается круг проблем, которые требуют помощи родителей. Традиция школы – ежегодные конференции родительских комитетов классов. Интересной формой работы с родителями являются – родительские клубы. Родительские клубы – это объединения по интересам. Интерес кобщему увлечению детей и родителей, общий интерес кпониманию одной проблемы, интерес к изучению литературы по проблемам воспитания.Заседания клубов проходят три - четыре раза в год.Неформальная обстановка занятий в клубе, привлечение специалистов, возможность просмотра видеоматериалов, встречи с родителями, которые пережили такие же проблемы ввоспитании детей, - все это может сделать работу клуба полезной и необходимой в жизни школы.Красивой традицией класса может стать ежегодная презентация работы клуба: маленький видеофильм, выставка работ участников клуба, клубный благотворительный аукцион. Интересной формой работы с родителями являются родительские вечера. Родительские вечера уместно проводить в самом начале формирования родительского коллектива класса, 1-2 раза в год либо в присутствии детей, либо без них. Темы вечеров могут быть самыми разнообразными :Праздники нашей семьи.День рождение нашей семьи. Как мы его празднуем?Фотографии нашего детства.О братьях наших меньших.Роль папы в семье. Семейные диалоги.Вопросы детей, которые ставят взрослых в тупик.Родительские вечера сближают семьи, помогают более тепло и и сердечно пережить обиды и огорчения, спокойно посмотреть на наболевшие проблемы в воспитании ребенка. Достаточно эффективной формой формирования культуры быть родителем стали родительские тренинги. Огромно значение родительских тренингов для тех родителей, которые только начали приобретать опыт воспитания ребенка-школьника. В тренингах должны участвовать по возможности оба родителя. От этого эффективность его возрастает, и результаты не заставят себя долго ждать. Тренинг проводиться с группой 12 – 15 человек. Чтобы тренинг имел конечный положительный результат, он должен включить в себя 5 – 8 занятий. Родительский тренинг проводит школьный психолог. По результатам участия он проводит собеседование с классным руководителем и дает ему рекомендации по организации взаимодействия с каждым ребенком и с каждой семьей. Хорошей формой просвещения родителей является родительский ринг. Родительские ринги – одна из дискуссионных форм общения родителей и формирования родительского коллектива. Проводиться с целью, чтобы родители могли утвердиться в правоте своих методов воспитания или провести ревизию своего педагогического арсенала, задуматься над тем, что в воспитании своего ребенка они делают неправильно. Темы родительских рингов:- Соблазны и пути их преодоления.- Школьная форма. «За» и «против».- Дети разных национальностей в одном классе.Последнее слово в ходе ринга остается за специалистами, приглашенными для участия, или за классным руководителем. Индивидуальные консультации проводятся по желанию родителей или инициативе классного руководителя. Этика общения с родителями при подготовке и проведении индивидуальной работы с семьей:- Родители должны быть приглашены в доброжелательной и спокойной форме.- Время консультации должно быть четко оговорено.- Родители не должны ждать под дверью своей участи.- Родители должны иметь возможность высказаться в полной мере по обсуждаемой проблеме.- Родители должны получить четкие рекомендации и предложения по обсуждаемой теме.- Если присутствие ребенка входе консультации необходимо, то он приглашается на встречу. Огромное значение в воспитательном арсенале классного руководителя имеет беседа. В ходе беседы учитель должен больше слушать и слышать, а не давать советы и рекомендации. Темы консультаций и бесед для родителей учащихся 5-9 классов:- Детская агрессивность и ее причина.- Как развить у ребенка интерес к чтению.- Если ребенок не хочет идти в школу.- Алкоголизм детей и детские страхи.- Ваш ребенок и одноклассники.- Единая линия воспитания ребенка в семье. Как этого достичь?- Нравственная культура семьи.- Фантазирование и ложь ребенка. Мнение специалистов. - Детский эгоизм. Как его преодолеть?- Как воспитывать мальчика? Как воспитывать девочку? Очень полезной и необходимой формой работы с семьей являются родительские чтения. Родители читают книги по определенной проблеме и через какое то время участвуют в родительских чтениях по книгам, которые прочитали. Родительские чтения - это прекрасная возможность знакомства родителей с интересной детской литературой, новыми именами, которые на слуху у детей, но неизвестны их родителям.Темы родительских чтений:- В. Сухомлинский о воспитании мальчиков и девочек.- Законы семейной жизни. По книгам К. Д. Ушинского.- Феномен Гарри Поттера.- Как стать героем в глазах своих детей. Обзор периодической печати о воспитании. - Нестандартность мышления. Что это такое? По книге В.Г. Кротова «Массаж мысли». Посещение ребенка на дому – как крайняя мера. Не многие родители готовы к тому, чтобы классный руководитель беспокоил их дома. Учитель может не только прийти и проверить наличие уголка школьника, но и поздравить с днем рождения, навестить больного ребенка вместе с его одноклассниками, помочь по хозяйству, если в этом есть необходимость. Такие приемы возможны в том случае, если они связаны с определенными обстоятельствами в жизни ученика.Если родительский комитет знает о проблемных семьях, где дети подвергаются насилию со стороны взрослых, матери забывают о своем предназначении, то классному руководителю необходимо бывать в семьях таких ребят, не оставляя их без помощи и поддержки. Школьный дневник ученика – одна из самых эффективных форм работы классного руководителя с семьей учащегося. Классному руководителю и родителям необходимо еще в начальной школе объяснить ребенку важную роль школьного дневника в организации его учебной деятельности.При систематическом ведении дневника у учащегося формируется чувство ответственности, самостоятельности, появляется желание учиться лучше.Через дневник учитель может не только пожурить ребенка, но и похвалить, что не мало важно для слабого ученика, у которогочаще всего занижена самооценка. Например:- Ваня активно работал на уроке математики. Молодец!- Даша хорошо решала задачи. Умница!При правильном использовании школьного дневника учителем он становиться помощником семьи в воспитании учащегосяи становлении его личности. Хорошо налаженное и организованное взаимодействие семьи и школы дает возможность осознать родителям необходимость приобретения новых знаний для развития здоровой и полноценной личности, а также формирует потребность в общении с теми людьми, которые помогают им стать настоящими родителями. Литература1. Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 5-9 классы. – М.; ВАКО, 2006. – 320с. – (Педагогика. Психология. Управление).2. Сытенкова Т.Н. Об опыте проведения родительских собраний в школе. Журнал. Воспитание школьников. №7, 2010 г. Спасибо за внимание!