Особенности обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (5 класс)


МОУ «Железногорская средняя общеобразовательная школа №1»Особенности обучения детей с ограниченными возможностями  здоровьяПодготовил: Учитель СКОУПетрович Александра ВасильевнаЖелезногорск - Илимский, 2016 г. Дети с ограниченными возможнос-тями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физи-ческого плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позво-ляющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие опреде-ления таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипи-чные дети", "дети с трудностями в обу-чении", "аномальные дети", "исключи-тельные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общес-тва, развития. По классификации, предложенной В.А. Лапшиным и Б.П. Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие); дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие); дети с нарушением речи (логопаты); дети с нарушением опорно-двигательного аппарата; дети с умственной отсталостью; дети с задержкой психического развития; дети с нарушением поведения и общения; дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Вид (тип) нарушения:Степень и качество первичного дефекта. Вторичные отклонения в зависимости от степени нарушения могут быть - ярко выраженными, слабо выраженными и почти незаметными. Степень выраженности отклонения определяет своеобразие атипичного развития. Существует прямая зависимость количественного и качественного своеобразия вторичных нарушений развития нетипичного ребенка от степени и качества первичного дефекта. Срок (время) возникновения первичного дефекта. Чем раньше имеет место патологическое воздействие и как следствие - повреждение речевых, сенсорных или ментальных систем, тем будут более выражены отклонения психофизического развития. Например, у слепорожденного ребенка отсутствуют зрительные образы. Представления об окружающем мире будут у него накапливаться с помощью сохранных анализаторов и речи. В случае потери зрения в дошкольном или младшем школьном возрасте ребенок сохранит в памяти зрительные образы, что дает ему возможность познавать мир, сравнивая свои новые впечатления с сохранившимися прошлыми образами. При потере зрения в старшем школьном возрасте представления характеризуются достаточной живостью, яркостью и устойчивостью, что существенно облегчает жизнь такого человека; Условия окружающей социокультурной и психолого-педагогической среды. Успешность развития аномального ребенка во многом зависит от своевременной диагностики и раннего начала (с первых месяцев жизни) коррекционно - реабилитационной работы с ним. Цель: помочь каждому ребенку с ограниченными возможностями здоровья  найти оптимальный для себя способ успешно адаптироваться в жизни. Оказать информационную и психологическую помощь детям-инвалидам и членам семей детей-инвалидов. Задачи:Определить  положительные возрастные потребности и интересы ребенка .Обеспечить эмоциональную насыщенность общей деятельности, организовать совместные коллективные усилия и переживания, объединяющие её участников. Создать атмосферу эмоционально-волевого напряжения, ведущего к успеху. Утвердить радостный, мажорный стиль жизни детской личности.Учитывать положительное воздействие общественного мнения. Заботится о создании атмосферы доброжелательного взаимопонимания. Структура:1. Диагностика личностного потенциала2.   Отслеживание результатов деятельности1 этап – диагностический2 этап – коррекционно-развивающий Основные направления:Развитие эстетической культурыЦель: формировать свою среду, свои действия по эстетическим критериям восприятия прекрасногоИнтеллектуальное развитиеЦель: формировать целостность научной картины мираСаморазвитиеЦель: формировать самосознание, становление активной позицииРазвитие патриотизма и гражданственностиЦель: формировать воспитание любви к школе, родному городу, краюРазвитие нравственностиЦель: формировать гуманистические отношения к окружающему мируРазвитие творчестваЦель: развивать творческие способностиЗдоровьесберегающее развитиеЦель: формировать стремление к здоровому образу жизни Методы и приемы по основным направлениям:индивидуальные развивающие занятия,психологические тренинги, беседы,тестирование, анкетирование, диагностированиеконсультациипоручения просмотры фильмовизучение  литературыучастие в проектной деятельностипосещение семьи Ожидаемые результаты:Расширение кругозора воспитанника.Возможность начать осуществление профессиональной деятельности еще до окончания школы, освоить первичные навыки, необходимые для профессий, требующих владения информационными технологиями.Сказать самому себе «Я- как все».Уметь делать полезное не только для себя, но и уметь произвести хорошее впечатление на окружающих.Научить любить жизнь, научить  преодолевать трудности и уметь протянуть руку помощи. Спасибо за внимание!