Презентация Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья


Лекотека как новая формасоциализации и образования детейс ограниченными возможностями здоровья План конспектаТеоретические основы содержания работы ЛекотекиИстория создания ЛекотекиКонцепция модели Российской ЛекотекиФункции Лекотеки, цели и задачи Лекотеки, принципы работы ЛекотекиОсновные формы работы в ЛекотекеМаршрут сопровождения ребёнка в Лекотеке.Деятельность реабилитационного совета. Взаимосвязь с другими учреждениями по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей. 1. Теоретические основы содержания работы Лекотеки Что такое лекотека? ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития.Слово «лекотека» («lekotek») произошло от шведского «leko», что значит «игрушка», и греческого «tek» — «собрание», «коллекция».Дословный перевод – ≪собрание игрушек≫. «Лекотека»  - это новая форма дошкольного образования для детей, имеющие серьезные проблемы со здоровьем. Это служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи родителям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. Иными словами это еженедельные бесплатные индивидуальные занятия для детей с логопедом, дефектологом, психологом. Лекотеки облегчают детям с инвалидностью вхождение в социум, помогают им адаптироваться быстрее и легче к семейной и общественной жизни. Отправной точкой сотрудничества с родителями является оказание им помощи в понимании сущности имеющихся у ребенка отклонений и динамики их развития, в идентификации и осознании сильных и слабых сторон ребенка. гуманистические идеи (А. Маслоу, К. Роджерс). Теоретической основой содержания работы Лекотеки являются культурно-историческая концепция психического развития (Л.С. Выготский) теория функциональных систем (П.К. Анохин) деятельностный подход (А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина) Проблема социально-психологического развития ребёнка с особенностями развития, воспитывающегося в условиях семьи и не посещающего детский сад, является на сегодняшний день достаточно актуальной. Существует значительная группа детей, которые из-за отсутствия у них опыта пребывания в дошкольном образовательном учреждении испытывают в дальнейшем те или иные трудности социализации. Дети данной категории нуждаются в особом индивидуально-ориентированном подходе, включающем поддержку их личностного развития, формирование психологических предпосылок учебной деятельности, оптимизацию родительско-детского взаимодействия, создание развивающей среды. 2. История создания Лекотеки Первая Лекотека была основана в 1963 году в университетской клинике Стокгольма по инициативе родителей и педагогов, с целью смягчить психотравмирующее воздействие госпитализации на детей при помощи игры. Первая американская лекотека (преобразованная впоследствии в Национальный центр Лекотек) была открыта в 1980 году Сейчас там существует целая сеть этих уникальных обучающих и ресурсных центров, которые обслуживают тысячи детей с проблемами в развитии. В США лекотеки есть практически во всех населенных пунктах. Туда обращаются родители детей от нуля до трех лет с глубокими проблемами в развитии. В Лекотеках США предполагается вовлечение в игровую деятельность всех желающих членов семьи. Первая лекотека в России была открыта в Санкт-Петербурге 80-х годах XX века в Институте раннего вмешательства, известен опыт Лекотек Службы раннейпомощи Центра интегративного воспитания и Консультативно-практического центра реабилитации детей со зрительной патологией. Модель Российской Лекотеки была разработана и внедрена в Москве в 2001г. при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию (АМР США) в рамках программы «Помощь детям – сиротам в России», осуществляемой совместно с «Холт Интернешенел Чилдренс Сервиз» (Holt) и «Чаритиз Эйд Фаундейшен» (CAF). В 2002 году Российская Лекотека была внедрена в Доме ребёнка № 9 г. Москвы. По данным столичного комплекса социальной сферы, в настоящее время в Москве работает 109 Лекотек. Модель≪ Российская лекотека≫ Разработали: Региональная общественная организация Содружество ≪Утешение≫, сотрудники Центра психолого-медико-социального сопровождения ≪Лекотека≫ (с 2004 года, ранее -≪Психолого-медико-социальный центр Северного административного округа города Москвы≫, директор Валерий Николаевич Ярыгин), сотрудники Московского городского психолого-педагогического университета (МГППУ, кафедра клинической психологии раннего детства факультета клинической и специальной психологии, заведующий кафедрой кандидат медицинских наук, профессор Александр Михайлович Казьмин).Первая Лекотека г. Москвы возникла в результате проекта ≪Российская лекотека≫, итогом реализации проекта стала разработанная модель, описанная в книге≪ Российская лекотека≫ (авторы В.Н. Ярыгин, А.М. Казьмин и другие), ставшей психолого-педагогическим бестселлером для вновь открывающихся в стране лекотек.Игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, являются основным содержанием лекотеки РОССИЙСКАЯ ЛЕКОТЕКА – это система психолого-педагогического сопровождения семей, воспитывающих детей с проблемами развития. Деятельность Лекотеки основана на гуманистическом подходе к воспитанию и направлена на:*поддержку усилий родителей по развитию личности ребенка;*налаживание эффективного общения ребенка с другими членами семьи;*формирование предпосылок к обучению;*гармонизацию родительско-детских отношений. Целью создания Лекотек является обеспечение психолого-педагогического сопровождения детей от 2 месяцев до 7 лет с нарушениями развития для социализации, формирования предпосылок учебной деятельности, поддержки развития личности детей и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям).  Если в первоначальном варианте модели «Российская Лекотека» (2000 г.) акцент ставился на игровые и технические средства, важные для развития ребёнка, то сегодня Лекотека в России рассматривается как служба психологического сопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития. 3.Концепция модели Российской Лекотеки Лекотека — это структурно-функциональная единица, которая может осуществлять свою деятельность как автономно, так и в составе образовательных учреждений: дошкольных; образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи; учреждений специального образования; детских домов и интернатов; домов ребёнка; реабилитационных центров и других организаций, оказывающих психолого-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья (от 2 месяцев до 11 лет) и особыми образовательными потребностями (В. Н. Ярыгин, А. М. Казьмин, Л. В. Казьмина, Е. А. Петрусенко, А. И. Чугунова, Н. М. Калдарару Российская лекотека: реальная помощь детям с особенностями развития ) Лекотека в России сегодня –это служба психологическогосопровождения и специальной педагогической помощи семьям, воспитывающим детей с выраженными нарушениями и проблемами развития.В лекотеке главное:- техники психологического воздействия, способствующиерешению психогенных проблем ребенка и членов его семьи;- индивидуально-ориентированные способы и программыобучения детей с отклонениями развития;Материальные средства –это фон сопровождения, однакоони важны для повышения качества помощи. Целевая группа лекотеки – дети с нарушениями развития или выраженными психогенными расстройствами.Вид и природа нарушений развития ребенка могут быть разные:двигательные, умственные, сенсорные, коммуникативные, эмоциональные, поведенческие или сочетанные. В целевую группу входят и члены семей детей - инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, лица их заменяющие или воспитатели, няни.Специалисты лекотеки реализуют индивидуально-ориентированные коррекционно-развивающие программы и проводят работу по психологическому сопровождению семьи, преимущественно в процессе игровой деятельности. 4. Функции Лекотеки, цели и задачи Лекотеки, принципы работы Лекотеки Функции Лекотеки психолого-педагогическая поддержка семьи;обучение родителей эффективным способам общения с ребёнком, методам его воспитания и развития;коррекция родительско-детского взаимодействия;психокоррекция и психопрофилактика;формирование у ребёнка умений, необходимых для поступления в детский сад;создание благоприятных условий для развития самостоятельности ребёнка(О. Ю. Пискун, старший преподаватель кафедры общей и специальной психологии института детства Новосибирского государственного педагогического университета) Цель лекотеки:создание благоприятных условий для развития личности ребенка;психологическая поддержка родителей малыша с нарушением развития;содействие решению психологических проблем, препятствующих поступлению детей в дошкольные образовательные учреждения, помощь в адаптации в семье и других социальных группах. Общие задачи лекотеки:клинико-психолого-педагогическое обследование детей и родительско - детского взаимодействия;предоставление родителям информации по вопросам развития и воспитания ребенка, о результатах клинико-психолого -педагогического обследования,особенностях выявленного расстройства и ресурсах ребенка;вовлечение родственников в процессы обследования и стимуляцииразвития детей, а также психопрофилактики и психокоррекции;обучение родителей и воспитателей, специалистов образовательных учреждений и педагогов пользованию средствами лекотеки, методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития; Частные задачи Лекотеки:оказание коррекционно-педагогической помощи ребёнку посредством использования игротерапевтических методов и приёмов;нормализация детско-родительских отношений;обучение родителей методам игрового взаимодействия с детьми;обеспечение преемственности в сопровождении детей в учреждениях образования;проведение психопрофилактической и психокоррекционной работы с членами семьи ребёнка от двух месяцев до восьми лет с нарушениями в развитии; и др ( в зависимости от условий работы). Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития Стимуляция и поддержка игровой деятельности Недирективность в игровом взаимодействии с ребенком Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенку Оптимальная организация игровой среды Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенка Принципы психолого-педагогического сопровождения детей с проблемами развития Стимуляция и поддержка игровой деятельностиПервое, что должны учитывать взрослые, воспитывающие ребенка с особыми нуждами, это жизненную необходимость игры для детей раннего возраста как основного источника знаний, навыков и хорошего настроения.Осознавая важность игры, необходимо не только специально создавать игровые ситуации и обеспечивать ребенка игрушками, но и быть готовым обыграть любую текущую ситуацию. Игровые действия взрослого при этом должны быть выразительными, мягкими, адекватными возможностям ребенка.Недирективность в игровом взаимодействии с ребенкомПризнавая добровольность главным условием вовлечения ребенка в игру и ее дальнейшего развертывания, от взрослого требуется воздерживаться от любых форм навязывания и принуждения к игровой деятельности.Желательно придерживаться ролей организатора игровой среды, демонстратора, наблюдателя, активного и эмпатического слушателя, собеседника, приглашенного партнера, если необходимо - генератора идей. Уважительное отношение к игре ребенка и к самому ребенкуМалыш может выбирать "глупую", "примитивную" с точки зрения родителей игру. Но это выбор ребенка, на который он имеет право. Ребенок вряд ли будет играть в то, что не имеет для него никакого смысла. В этой ситуации взрослый должен постараться поддержать эту игру, стать ее участником только после установления партнерских отношений показать возможности ее модификации (если игра действительно слишком бедна и монотонна).Необходимо быть чрезвычайно чувствительным к сигналам ребенка, показывающим его отношение к игре и игрушкам. Особенно недопустимы проявления критики к действиям малыша, необоснованное прерывание детской игры. Не менее опасно для развития ребенка безразличие к его игре Адекватность игр и игрушек уровню и особенностям развития ребенкаКаждый ребенок рождается со своими задатками. Генетические причины, заболевания и среда определяют направление его индивидуального развития. Особенности темперамента малыша, сильные и слабые стороны психики проявляются постепенно в процессе его взаимодействия с окружением. Умение замечать и осознавать характерные черты поведения ребенка может помочь взрослым удержаться от непроизвольного и формального подталкивания его к неинтересным играм (в силу их сложности паралич малой привлекательности).Мнение специалиста может оказаться полезным на этапе оценки функциональной компетентности ребенка и первичного подбора необходимых игрушек. После этого желательно проведение игрового эксперимента, во время которого может быть получена важная информация об игровых потребностях ребенка, его игровом стиле, игровых навыках и игровых стереотипах родителей. На основе полученной информации возможно проектирование адекватной игровой деятельности и разумного выбора игрушек Оптимальная организация игровой средыНеобходимость оборудования игровой среды для ребенка кажется очевидной. Тем не менее, в некоторых семьях этому не уделяется должного внимания, даже при наличии достаточного количества места для создания детского уголка. В таких случаях игрушки ребенка, которые также могут быть приобретены бездумно, равномерно распределяются по всей квартире; может отсутствовать оборудование, необходимое для игры ребенка в параличных позах (лежа, сидя, стоя). Причиной такого положения вещей чаще всего является непонимание родителями важности событий, происходящих во время детской игры, для развития ребенка.Невозможно придумать универсальную оптимальную среду для ребенка с особенностями развития. Оборудование домашнего игрового пространства должно быть тщательно спланировано в зависимости от характера нарушений и трудностей развития. Вся игровая среда должна быть организована, что облегчает приспособление к ней ребенка и приучает его к порядку. Специалисты Лекотеки призваны оказать родителям квалифицированную консультативную помощь в этих вопросах.Необходимые элементы оборудования игровой среды для ребенка должны, как правило, приобретаться паралич самостоятельно изготавливаться родителями. Лишь в случае невозможности этого по какой-либо причине паралич наличии у ребенка специфических потребностей, некоторое оборудование может быть предоставлено во временное пользование Лекотекой. 5. Основные формы работы в Лекотеке Консультация (К)Консультация–это встреча специалиста Лекотеки с родителями (воспитателями), во время которой реализуется конструктивное сотрудничество специалистов и родителей.Диагностический игровой сеанс (ДИС)Диагностический игровой сеанс представляет собой совместную игру родителей (воспитателей) с ребенком в специально оборудованном зале. Специалист ведет наблюдение за происходящим, в идеале–ДИС фиксируется на видеокассету. Результаты наблюдения фиксируются на формализованных бланках. По результатам ДИС составляется сезонный план сопровождения семьи.Терапевтический игровой сеанс (ТИС)Во время терапевтического игрового сеанса (обычно–40 минут) происходит игровое взаимодействие специалиста с ребенком в присутствии, а иногда–с участием родителей (воспитателей). Перед началом ТИС и после его окончания специалисты коротко (5 минут) беседуют с родителями (воспитателями). После ТИС специалист заполняет протокол.Групповой родительский тренинг (ГРТ)В групповой родительский тренинг участники включаются добровольно. Обычно–это тренинги по общению, игре, ассертивности, арт-методам, специальным техникам, по изготовлению игрушек и другие. В ряде случаев родителям предлагается участвовать в тренинге исходя из результатов ДИС. Электронная библиотека Электронная библиотека создана усилиями специалистов в условиях Лекотеки. Она включает около 150 источников по разным проблемам дефектологии. Специалисты по запросу семьи с учётом сложной структуры нарушения ребёнка подбирают методический блокдля родителей с целью осуществления непрерывных коррекционно-педагогических воздействий не только в Лекотеке, но и дома. Видеотека Видеотека создана усилиями специалистов в условиях Лекотеки.Она состоит из художественных, документальных и учебных фильмов, отражающих опыт воспитания и работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Материалы видеотеки предоставляются родителям для просмотра с целью снятия проблемы уникальности личных трудностей. Также данный ресурс позволяет родителям научиться различным способам коммуникации, игрового взаимодействия с ребёнком в зависимости от вида его нарушения. После просмотра фильма или чтения книги ведётся обсуждение возможности применения методов и приёмов для развития ребёнка.Развивающие занятия интегрированного характера проводятсяв присутствии родителей, братьев и сёстёр, друзей и знакомых с нормативным развитием, что обеспечивает возможность интеграции детей с особенностями в развитии в безопасной для них обстановке. Формы и содержание работыроссийской лекотеки Работа специалистов с семьями осуществляется в различных формах, которые подбираются в зависимости от потребностей семьи и обеспечивают планомерную сезонную деятельность на основе программы «Лекотека».Типичная последовательность взаимодействия с семьей, обратившейся за помощью в лекотеку, такова: первичная консультация →выдача родителям вопросников для обследования семьи и ребенка на дом или заполнение некоторых вопросников с участием психолога → приглашение на первичный диагностический сеанс → проведение первичного диагностического сеанса → Формы и содержание работыроссийской лекотеки Составление специалистом заключения (желателен разбор результатов обследования новой семьи на консилиуме специалистов лекотеки) → повторная консультация родителей: знакомство их с результатами обследования, обсуждение предполагаемого плана работы с семьей, заключение договора о сотрудничестве→Текущие индивидуальные и групповые сеансы (здесь возможны дополнительные диагностические процедуры) → контрольное обследование в конце учебного года → обсуждение с родственниками мероприятий на летний период. 6. Маршрут сопровождения ребенка в Лекотеке Вариант маршрута ребенка в период дошкольного детства . . Этапы работы:1. Психолого-педагогическое изучение особенностей и возможностей ребенка с нарушениями развития, специфики семейной ситуации 2. Определение характера и содержания необходимой помощи семье и ребенку с нарушениями развития, разработка индивидуального маршрута или программы работы с ребенком и его семьей3. Реализация программы сопровождения ребенка с нарушениями развития и его семьи и постоянное отслеживание ее эффективности на основе профессионального взаимодействия специалистов между собой и с родителями на еженедельных консилиумах и внесение (при необходимости)  изменений в  индивидуальную программу работы.4.Оценка общей результативности реализации  индивидуальной программы  работы с ребенком с нарушением в развитии и его семьей и  разработка дальнейшего образовательного маршрута.     7.Деятельность реабилитационного совета. Взаимосвязь с другими учреждения по вопросам медико-психолого-педагогического сопровождения детей-инвалидов и их семей Реабилитационный совет еженедельно отслеживает реализацию индивидуального маршрута сопровождения ребёнка, эффективность применяемых методов и приёмов, результаты диагностики и коррекции Деятельность реабилитационного совета Взаимосвязь с другими учреждения Детские поликлиники, учреждения, оказывающие медицинские услуги Психолого-медико-педагогическая комиссияДетские дома, дома ребенкаОбщественные организации (в том числе родительские)Университеты и институтыПсихолого-медико-педагогические, реабилитационные центры, центры диагностики, консультирования и сопровожденияУправление образованиемОбразовательные учрежденияДругие подобные структуры Библиографический список по теме 1.Ильина С.К. Лекотека в ДОУ. Организация, документация. М.: Сфера: Приложение к журналу «Управление в ДОУ». – 128с.2. Казьмин А.М., Казьмина Л.В., Ярыгин В.Н. с соавт. Российская Лекотека: Методическое пособие (Служба специальной помощи семьям, воспитывающим детей с особенностями развития). – М.: Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения, 2006. – 138 с. – (Особый ребёнок в семье: помощь и поддержка). 3. Игры и занятия с детьми раннего возраста, имеющими отклонения в психофизическом развитии: Книга для педагогов /Под ред. Е.А. Стребелевой, Г.А. Мишиной. - М.: Полиграф сервис, 2002. - 128 с. 4. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья: первая Лекотека г. Новосибирска / составители: Т.П. Есипова, О.Ю. Пискун. – Новосибирск, 2011.5.Пискун О. Ю. Развитие - в игрушках: практическое руководство для родителей, воспитывающих детей-инвалидов и детей с ОВЗ. – Новосибирск, 2011. -60с. 7.Пискун, О. Ю. Развитие - в игрушках: практическое руководство для родителей, учебно-методическое пособие / О. Ю. Пискун. - 2-е издание, доп. – Новосибирск: Альфа-Порте, 2012 – 98 с.8.Пискун, О.Ю. Алгоритм деятельности сотрудников Лекотеки в схемах и таблицах: из опыта работы первой Лекотеки г. Новосибирска при МБУ «КЦСОН» Ленинского района: методическое пособие / О. Ю. Пискун. – Новосибирск: Альфа-Порте, 2012. – 39с.9. Ребенок в инклюзивном дошкольном учреждении: методическое пособие / Под ред. Т. В. Волосовец, Е. Н. Кутеповой. – М.: РУДН, 2010.10. Е.А. Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр», «Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии» 6.Пискун О. Ю. Лекотека как новая форма социализации и образования детей с ограниченными возможностями здоровья: из опыта работы первой Лекотеки г. Новосибирска при МБУ «КЦСОН» Ленинского района: учебно-методическое пособие / О. Ю. Пискун, Т. П. Есипова.– Новосибирск, Альфа-Порте, 2012. – 153 с. 11.Семаго М. М., Семаго Н. Я. Типология отклоняющегося развития: Модель анализа и ее использование в практической деятельности / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.12.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Организация и содержание деятельности психолога специального образования. – М.: АРКТИ, 2005.13.Семаго Н. Я., Семаго М. М. Теория и практика оценки психического развития ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст. – СПб.: Речь, 2005.14.Семаго Н. Я., Чиркова О. Ю. Типология отклоняющегося развития: Недостаточное развитие / Под общ. ред. М. М. Семаго. – М.: ГЕНЕЗИС, 2011.15.Совершенствование деятельности психолого-медико-педагогических комиссий в Орловской области: итоги пилотного проекта; материалы конференции / Под ред. А. Я. Юдилевича, И. А. Ульчонок. – М. – Орел: ТАСИС проект, управление общего и профессионального образования, 2002. http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka http://www.downsyndrome.ru/files/oogo/File/lekoteka.pdf http://lekoteki.livejournal.com/711.html http://www.lekoteka.ru/index.php?page=obrazovanie.html – образовательный маршрут / http://www.lekoteka.ru http://about-my-sun.narod.ru/lekoteka.htm http://www.lekoteka.ru  сайт о российской лекотекеhttp://lekoteka.edu.ru   сайт посвященный новым формам дошкольного образования http://www.ya-roditel.ru/upload/files/lekoteka1.pdf http://neprekasaemie.ru/chto_takoe_lekoteka