Презентация по обществознанию и истории на тему Технология дебатов


Анализ исследованияне способны самостоятельно решать конфликты – 43%не обращаются за помощью к взрослым – 50%не могут сделать самостоятельный выбор – 36%не умеют отстаивать свою точку зрения – 71% не хотят считаться с мнением своих одноклассников –28 %не умеют внимательно слушать своих одноклассников – 63% С ОДНОЙ СТОРОНЫ С ДРУГОЙ СТОРОНЫ низкий уровень речевого развития, коммуникативных способностей учащихся и как следствие не могут обоснованно отстаивать свою точку зрения, публичные выступления у большинства из них вызывают страх и даже стресс в связи с ЕГЭ учителя вынуждены чаще ориентировать учащихся на выполнение тестов, а не на устный ответметоды объяснения материала и контроля часто остаются прежними (традиционными) ФГОС требует не только научить ученика воспроизводить знания, но и развить в нём способность оперировать ими, формировать ключевые компетенции, в том числе и коммуникативную в целях успешной социализации«Наша новая школа» ожидает от обучающихся независимости суждений,самостоятельности,уважения мнений другихФ.З.№273 ставит цель создания условий для формирования творческой личности ПРОТИВОРЕЧИЯ МЕЖДУ Имеющимся у детей низким уровнем коммуникативной компетенцииПонимание, что речь – «зеркало» протекания мыслительных операций Репродуктивным характером обучения Необходимостью развития коммуникативной компетенции обучающихся Необходимостью воспитания учащегося способного свободно выражать мысли, соблюдать нормы общенияНедостаточным использованием её как средства самореализации и вхождения в социум Стремлением личности к творческому самовыражениюОграниченными возможностями традиционной системы обучения Тема должна:Быть актуальнойПровоцировать интересЗатрагивать значимые проблемыИметь чёткую формулировку в виде утвержденияДавать командам одинаковые возможности в представлении качественных аргументов Состоит из 3х человек – СПИКЕРЫЗащищает тему – Утверждающая команда(У1, У2, У3)Опровергает – Отрицающая команда (О1, О2, О3) Конструктивная речь: У1 и О1. Выдвижение всех аргументов.Опровергающая (развивающая) речь: У2 и О2.Опровержение аргументов, восстановление своей системы доказательств.Заключительная речь (подведение итогов): У3 и О3.Сравнительный анализ, внимание на основные противоречия позиций команд. Итог дебатов. Таймкипер – человек, который следит за выполнением регламента игрыСудьи - решают, какая команда была более убедительной в доказательстве своей позиции. Заполняют протокол игры. Аргумент 1 (отр.) Доказательства поддержки Аргумент 1 (отр.) Доказательства поддержки При подготовке:Почему мы соглашаемся с темой?Какие сильные доводы мы можем привести в поддержку (отрицание) темы?Какие основные проблемы содержит тема, и какие примеры можно привести?Какие вопросы возникают в связи с этой темой?Каковы могут быть опровергающие аргументы? Алгоритм построения:Приветствие слушателейПредставление команды и самого себяВступление (обоснование актуальности темы)Определение понятий темыВыдвижение критерияАргументацияЗаключениеБлагодарность за внимание Для спикера важны 2 вида определений:Классификация и Синоним –антонимРод, к которому принадлежит Применяются к отдельным словам.понятие, и его видовые отличия Прим.: запачкать – значит замарать, грусть – состояние печали. Прим.: «Ноктюрн – музыкальное произведение, передающее настроения,навеянные обстановкой ночи» Правила при работе с определениями: Определения должны соответствовать теме и характеру аудитории Определения должны быть авторитетными. Если значение понятия весьма спорно, нужно воспользоваться цитатой из словаря или другого источника или сослаться на авторитетОпределения должны оттенять главные качества, объясняющие суть темыОпределения не должны содержать готовых ответов на вопрос, еще нуждающийся в разрешенииОпределения должны быть:ЧеткимиОбоснованными и корректнымиСтратегическими Критерий как признак предметаПрим.: «Реклама портит облик современного города» - Критерий: однообразие и унификация городовКритерий как конечная цель или ценностьПрим.: Тема «Обучение мальчиков и девочек должно быть раздельным». Критерий: «эффективность процесса обучения». Золотое Правило: Критерий должен быть настолько широк, чтобы не дать оппонентам возможности его оспорить, и настолько узок, чтобы отвечать своим целям и не отвечать целям оппонентов. Аргумент отвечает на вопрос: «Чем надо доказывать тезис ?»Конструкция аргумента.Аргумент:ВыдвигаетсяОбъясняется (раскрывается)ДоказываетсяРезюмируется (делается заключение)ДОКАЗАТЕЛЬСТВО = Рассуждение + Свидетельство (поддержка аргумента) Рассуждения основываются на умозаключениях (обобщения фактов, аналогии, наблюдения, причинно – следственные связи)Свидетельства: примеры, факты, цитаты, аксиомы, законы науки, статистические данные, мнения авторитетных личностей и т.д.Критерии хорошего свидетельства:Авторитетный источникЛаконичность (не более 4 предложений, 1 идея) УбедительностьПоддержка основной идеи (четкое, понятное, логичное доказательство) Тезисаргумент 1 аргумент 3 аргумент 2 доказательство доказательство пример пример пример пример пример Вопрос вместо утверждения«Хождение по кругу»Статистика, сбивающая с толкуНарушение правил умозаключенияВыводы делаются на основании причин, не ведущих к этим выводамНеудачные обобщенияПредвзятость и стереотипыАтака не позиции, а человекаТак, потому что у всехПереход от сказанного с условием к с казанному безусловно. Речь надо решительно начать и решительно закончить. Заключение нужно тщательно планировать. Важны краткость и яркость.Цели: Заключение должно подытожить речь или еще раз внести в нее пояснения, расширить интерес слушателя, подкрепить смысл и значение сказанного, создать соответствующее настроение в конце речи.Для этого используется:ПовторениеИллюстрацияОбязывающее или впечатляющее утвержденияЮмористическое замечание Определения Тема Атака темы Атака определений Атака критерия Критерий Аргументы Поддержки Доказательства Атака аргументации Атака доказательств Атака поддержек Первый уровень «атаки»: опровержение определений темы. Второй уровень «атаки» : опровержение критерияТретий уровень «атаки» : опровержение аргументовЧетвертый уровень «атаки» : доказательства и поддержки Этап Задачи Приемы и ошибки Введение Завоевать внимание, вызвать любопытство Поведать интересную историюЗадать вопросНачать с иллюстрации или цитатыИспользовать удивительные фактыСвязать тему с интересами слушателей -Нельзя начинать с юмораНе оправдываться («Я не готов», «Я не уверен»)Не затягивать выступление Развитие главной темы (основная часть) Поддержать интерес к теме, донести основную мысль до слушателей согласно цели Использование главных аргументовИспользование обращения к слушателямИспользование риторических приемовПриведение ярких примеров Нельзя путаться в аргументахНельзя давать голословные утвержденияНельзя слишком долго останавливаться на деталях и примерах Этап Задачи Приемы и ошибки Заключение (обобщение основных идей, подведение итогов) Закрепить интерес к теме и свои результаты Искренний комплимент слушателямИспользование поэтического текста или цитатыКульминация(высшая точка) эмоционального накалаПредложить задать вопросы Не обрывать выступлениеНе говорить фраз типа «Это всё, что я хотел сказать» Этапы речи и их задачи Цель Форма Способ уточняющие, на понимание, в развитие темы, компрометирующие, дискредитирующие, риторические открытые – закрытые,развернутые – краткие,вопросы-цепочки,вопрос - цитата Корректные - некорректные При задании вопроса При ответе на вопрос Подмена вопроса тезисомПропуск логического звенаНарушение структуры вопроса – цепочкиПереход на личный опытКосноязычный вопрос Необоснованное распространение закрытого вопросаКраткий ответ на открытый вопросЛогические ошибки (пропуск логического звена, переход на личный опыт или частный пример, когда вопрос касается общей логики и т.д.) Ответ должен быть правильным и точнымОтвет должен даваться по существу заданного вопросаОтвет должен быть понятен аудиторииОтвет, по возможности, надо дать в живой форме.