Презентация Проблемно — поисковый метод как способ развития интеллектуально – познавательных и творческих способностей учащихся


Проблемно – поисковый метод как способ развития интеллектуально – познавательных и творческих способностей учащихся Подготовила Павленко Елена Борисовна , учитель начальных классов МАОУ Московской СОШ не только много знает и умеетготовый к сотрудничеству для достижения совместного результата. умеющий жить среди людейготовый к самообразованиюобладающий приёмами учения способный принимать самостоятельные решения Основная цель обучения в начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени осваивать, преобразовывать и использовать в практической деятельности огромные объёмы информации. Наиболее эффективными средствами включения ребёнка в процесс творчества на уроке являются:игровая деятельность;создание положительных эмоциональных ситуаций;работа в парах;проблемное обучение. Главное требование проблемного обучения: удивить, заинтересовать, разобраться! На уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена:Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – этап формулирования нового знания побуждающийДиалогподводящий {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Приемы создания проблемной ситуацииПобуждение к осознанию противоречияПобуждение к формулированию проблемы1. Одновременно предъявить ученикам противоречивые факты, теории, мнения.-Что вас удивило? -Что интересного заметили? - Какие факты налицо? Выбрать подходящее:   Какой возникает вопрос?  Какая будет тема урока?2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал.-Вопрос был один? А сколько мнений? Или Задание было одно? А как его выполнили?-Почему так получилось? Чего мы не знаем?3. Дать практическое задание, не сходное с предыдущими.-Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущие? Природоведение 4 класс Что это? Детям раздаются карточки с заданиями.( Работа в группах)1 группа – Она не промокает под сильным дождем, не впитывает влагу, но свободно пропускает воду.2 группа – Она постоянно отмирает и постоянно вновь рождается. Всегда нам впору.3 группа- Это наша единственная, данная природой одежда. Она не мнется, не выцветает. Носить ее можно хоть 100 лет.Вопрос: Зачем ещё нужна нам кожа ?
Математика .1 класс. Тема: «Сравнение фигур»Распредели фигуры на 2 группы : Вывод: фигуры можно сравнивать по форме, величине, цвету, объёму.
Урок русского языка по теме «Правила переноса слов»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИПостановка проблемыАктуализация изученного-Прочитайте слова на доске?-Соль, Анна, майка, объявил-Объясните орфограммыОбъясняют-Что это? (Читает загадку о березе)-Это береза!-Напишу слово «береза» на строке (продолжает запись).Наблюдают, что новое слово на строке не помещается.-Что же мне делать, ребята?-Надо перенести.-А что значит перенести?-Одну часть слова оставить на строке, а другую перенести на следующую строку.-Какой знак нам нужен?-Знак переноса.Задание на новый материал.-Помогите мне перенести слово «береза». Работайте в парах.Пары добавляют знак переноса в слово «береза» на своем листе.Проверка задания.-Посмотрим, что вы предлагаете (фиксирует работу пар на заготовленном шаблоне).Видят варианты:Бер-еза бере-заБе-реза берез-а(ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ)Побуждение к осознанию-Задание было одно?-Да-А выполнили его как?-Мы выполнили по-разному.(Осознание противоречия)Побуждение к проблеме-Почему так получилось?Чего мы пока не знаем?-Как переносятся слова.(Неточная формулировка темы)Тема-Верно. Тема урока сегодня «Правила переноса слов»(Фиксирует тему).  Урок русского языка по теме «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода» {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИПостановка проблемыПодводящий к теме диалог.-Посмотрите на два столбика слов на доске На доске: мяч дочь шалаш печь камыш мышь-Что заметили общего?-В каждом столбике имена существительные, которые заканчиваются на шипящий согласный.-В чем различие?В первом столбике имена существительные пишутся без мягкого знака, а во втором столбике – с мягким знаком на конце слова.Тема-Значит, какая сегодня будет тема урока?(Фиксирует тему).Мягкий знак после шипящих на конце существительных . Русский язык. 2 классЗадание на карточке: распределите слова на 2 группыСело, Кременная, река, Луганская, Говерла, гора, Житловка , город, область, Донец, улица, Подпесочное , Титова, озеро.Почему разделили на такие группы. Какая будет тема нашего урока?
Русский язык .2 класс. Тема «Значение слова. Многозначные слова»Объясните значение выделенного слова.Карточка № 1. Наташина мама готовит очень вкусную овсянку.С берёзы падал жёлтый лист.Карточка № 2. Передо мной лежит белый лист бумаги.На дереве тоненько запела маленькая овсянка.Почему разное объяснение ? Дети приходят к выводу , что эти слова имеют несколько значений. Какая тема сегодняшнего урока? Урок русского языка по теме «Дательный падеж»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИПостановка проблемы«Яркое пятно» в форме шуточного стихотворения-Сегодня мы познакомимся с падежом, про который Лежебокин, герой стихотворения Г.Граубина, сказал так:Такой падеж как …..Я с детства не терплю.Давать, делиться чем-нибудьС друзьями не люблю. -Кто догадался, о каком падеже идет речь?-О дательномТема -Значит, тема нашего урока?(Фиксирует тему на доске)-Дательный падеж Русский язык . 2 класс. Тема «Ударение»Задание для детей на карточках: соедини слово и картинку При выдвижении и проверке гипотез диалог выглядит так:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Структура диалогаПобуждение к выдвижению гипотезПобуждение к проверке гипотезустнойпрактическойОбщее побуждение-Какие есть гипотезы?-Согласны с этой гипотезой? Почему?-Как можно проверить эту гипотезу? урок математики по теме «Умножение на двузначное число».{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИПостановка проблемыМатериал для выдвижения гипотезСейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ?Разбиваются по группам, начинают работу.Побуждение к гипотезам, подсказка к решающей гипотезе.Подходит к каждой группе:-Какие есть гипотезы?С чего надо начать?Воспользуйтесь распределительным свойством!Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе.Представление гипотез группами.Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения.Представляют две гипотезы:50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная)56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая)Побуждение к проверке.-Как проверить, какой из двух способов верный?Молчат.Подсказка к плану.-Может быть, воспользуемся каким-то прибором?Можно проверить на калькуляторе!-Проверьте! Что получилось?-При умножении на калькуляторе получилось 1176 (Аргумент).Вывод-Значит, как надо умножать на двузначное число?Формулируют правило (Открытие нового знания)Учебник-Сравните свой вывод с учебником.-Все верно. Урок русского языка по теме «Самостоятельные и служебные части речи».{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}АНАЛИЗУЧИТЕЛЬУЧЕНИКИПостановка проблемыПодводящий без проблемы диалог.-Прочитайте стихотворение по учебнику.Читают-Определите, какой частью речи является каждое слово.Определяют-Какие части речи нам встретились? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).-Существительные, глаголы, прилагательные, предлоги, союзы, наречия.-Какие части речи не встретились в этом стихотворении? (По ходу ответов фиксирует части речи на доске).-Междометия и местоимения.-Разделите все известные вам части речи на две группы. Объясните, по какому признаку вы их разделили. (По ходу ответов разносит части речи по двум столбикам).-В 1-ю группу входят части речи, к которым можно задать вопрос (перечисляют), во 2-ю – к которым нельзя задать вопрос (перечисляют).ВыводЧасти речи 1-й группы называются самостоятельными, 2-й служебными (Фиксирует термины на доске).Дайте определение.Формулируют определение.(Открытие нового знания)Учебник-Сверимся с учебником. Что заметили интересного?-Междометия не относятся к служебным частям речи.-Верно. Это особая группа слов. (Фиксирует на доске). Задание на формулирование темы-Значит, какую новую тему мы только что освоили и сейчас будем закреплять?-Самостоятельные и служебные части речи (Тема). Джон Дьюи утверждал: стремление к познанию появляется у человека только в том случае, если он сталкивается с какой, либо проблемой, которую не может решить известными ему способами. Решая проблему, он учится. При работе с использованием проблемно-диалогического обучения происходит развитие:1. Умственных способностей учащихся (возникающие затруднения заставляют учащихся задумываться, искать выход из проблемной ситуации);2. Самостоятельности (самостоятельное видение проблемы, формулировка проблемного вопроса, проблемной ситуации, самостоятельность выбора плана решения);3. Креативного мышления (самостоятельное применение знаний, способов действий, поиск нестандартных решений).      Проблемное обучениеПредупреждает появление формализма, бездумности; Обеспечивает более прочное усвоение знаний; Делает учебную деятельность учащихся более привлекательной.