Презентация по биологии на тему: Пищеварение в ротой полости (8 класс)


Пищеварение в ротовой полости. Строение и функции зубов, смена молочных зубов на постоянные. Уход за зубами. Роль слюны в переваривании пищи. А) Даны органы пищеварения. Нужно дописать цифры, в том порядке, как они располагаются в организме человека.ЖелудокПищеводРотовая полостьАнальное отверстиеТолстый кишечникГлоткаТонкий кишечник Пищеварительныежелезы Б) Заполнить схему: Слюна Желудок Авитаминоз Глотка Объёмистое расширение Мышечный орган, длиной 11-13см Недостаток витаминов Вязкий прозрачный секрет В) Найти соответствие между предложенными словами в двух столбиках, передвинув стрелочки к соответствующим фразам: П Е Е Ч Ь Н Г) Найдите начало головоломки, пропуская одинаковое количество букв, по часовой стрелке. И ответьте: что является самой крупной железой организма человека, вырабатывающей желчь. Д) «Третий лишний». Исключите лишнее понятие, подчеркнув его и объяснив, почему это так: печень, желудок, поджелудочная железаЯзык, зубы, пищеварениеПтиалин, лизоцим, мальтаза 3. Фронтальный опрос:1.Совокупность органов пищеварения и связанных с ними пищеварительных железОрганы пищеварения2.Суточная потребность в белках:100 г3.Слизистая оболочка его покрыта ворсинкамиТонкий кишечник 4.Имеет червеобразный отросток – аппендиксСлепая кишка5.Обеззараживающее вещество слюныЛизоцим 6.Масса печени1,5 кг7.Последний отдел пищеварительного каналаПрямая кишка 3. Изучение нового материала: Эпиграф Для предупреждения заболеваний зубов необходимо содержать их в чистоте. После каждого приёма пищи зубы надо чистить щёткой. Х. Досмухамедов. Зубы – (dentes) – костные образования, расположенные в ротовой полости и служащие для захватывания, удержания и пережёвывания пищи; принимают участие в звукообразовании. В каждом зубе различают: коронку, шейку, кореньКоронка – часть зуба, которая выступает в ротовую полость.Шейка – часть зуба, скрытая десной.Корень – часть зуба, укреплённая в зубных ячейках. Слои зуба:Наружный – эмальСредний – дентинВнутренний - пульпа По форме выделяют:РезцыКлыкиПремоляры (малые коренные зубы)Моляры (большие коренные зубы) Резцы – имеют лопатообразную форму, один корень и один канал, через который проходит сосудисто – нервный пучок.Клыки – имеют копьевидную форму, один очень длинный корень, один широкий канал.Премоляры –(малые коренные зубы) – имеют овально цилиндрическую форму, с 2-3, реже 4 корнями, в которых проходят каналы сложного ветвления.Моляры – (большие коренные зубы) – это крупные зубы, с 2 -3, реже 4 корнями. Всего: 32 зуба: 8 резцов,4 клыка, 8 премоляров,12 моляров.Зубная формула:2; 1; 2; 3. Подумайте над биологической задачей и дайте ответ: Почему у новорожденных в 6-9 месяцев вырастают молочные зубы? Опережающее задание по новой теме в виде презентации: Вопрос: Уход за зубами.Выполнил (а): ученик(ца) 8 классаЧтобы пища хорошо переваривалась, зубы должны быть здоровыми. Больные зубы являются местом скопления микробов. При выпадении зубов нарушается процесс пищеварения. Разрушение зубов начинается с трещины зубной эмали. Остатки пищи, скопившиеся между зубами, создают благоприятную среду для размножения микробов. Чтобы сохранить зубы здоровыми, нужно соблюдать правила гигиены! Правила гигиены:1)После каждого приёма пищи полоскать рот тёплой водой2)Утром и вечером тщательно чистить зубы:А)сполоснуть рот водой Б)чистить щёткой зубыВ)чистить внешнюю и внутреннюю поверхность зубаГ)движения должны быть сверху вниз, снизу вверх3)Необходимо иметь свою зубную щётку4)Щётку надо менять через каждые 3 месяца5)Нельзя раскусывать орехи6)Пить холодную воду сразу же после горячей пищи и наоборот7)Посещать стоматолога не менее 2-х раз в год Лабораторная работа № 13Тема: Действие слюны на вареный крахмал. Цель: Экспериментальным путем доказать действие слюны на крахмал и наличие в ней ферментов.Оборудование: накрахмаленный бинт, водный р-р йода, чашка Петри. Ход работы: 1.Заранее приготовить накрахмаленный бинт и водный р-р йода. Свернуть кусочек бинта вчетверо и интенсивно смочить уголок слюной. Положить его в чашку Петри на несколько минут, чтобы ферменты слюны подействовали на крахмал. Так как крахмал – это углевод, который расщепляется в ротовой полости под действием ферментов слюны. 2.В водный р-р йода быстро опустить, на несколько секунд, развернутый бинт, смоченный слюной. Описать реакцию йода на крахмал и объяснить, почему йод не окрасил участок, смоченный слюной.ВЫВОД: указать, какие ферменты слюны способны расщеплять углеводы? Демонстрационный опыт с использованием интерактивного оборудования: Тема: Установление крахмала в пище с помощью простого испытания на йод. С помощью данного опыта нужно выяснить содержит ли каждый предложенный образец пищи крахмал или нет. Заранее готовятся предметы из контейнера 4080; нужные химикаты и образцы пищи Картофель Апельсин Сыр Вода Крахмал Цвет синий/черный Пища Результаты эксперимента: Вопросы для закрепления:1.Роль зубов2.На что подразделяется зуб?3.Из каких слоёв состоит зуб?4.Сколько постоянных зубов у человека?5.Назовите формулу зубов6.К скольки годам появляются «зубы мудрости» ? Рефлексия: Что я сегодня на уроке изучил-(а)?Что мне сегодня больше всего понравилось?Что я бы сегодня ещё провел-(а) на уроке? Параграф 44 стр 161-166 прочитать, выучить новые понятия, ответить на вопросы после параграфа