Презентация по изобразительному искусству Использование метода проблемного обучения на уроках ИЗО


Работу выполнилаАгафонова Анна СеменовнаУчитель изобразительного искусстваemail : annet_66@list.ruНижний Новгород2015г.муниципальное бюджетное образовательное учреждениесредняя общеобразовательная школа № 154Приокского района г. Нижнего НовгородаАдрес: 603062 Нижний Новгород ул 40 лет Октября д.2Сайт: http://www.school154-nnov.edusite.ruИспользование метода проблемного обучения на уроках изобразительного искусства актуальность Использование метода проблемного обучения позволяет детям осуществлять открытие малейшей крупицы знания, что доставляет им огромное удовольствие. Эту палитру положительных эмоций школьник хранит в памяти, стремится пережить еще и еще раз. Так возникает интерес не просто к предмету, а к самому процессу познания. Это позволяет ощутить свои возможности, повышает самооценку. Ученик самоутверждается как личность, а это оказывает помощь в реализации жизненных планов и потребностей. Поэтому проблемное обучение – это не только ключ к успешной деятельности, но и к успешной жизни в целом. Задача проблемного обучения – обеспечить условия для творческой организации учебной деятельности при введении и воспроизведении знаний.Цели проблемного обучения:- Развитие интеллекта - Развитие творческих способностей - Воспитание активной личности - Качественное усвоение знаний Цели и задачи профессиональной деятельности Концептуальные аспекты проблемного обучения Концепция проблемного обучения, как и развивающего, изначально основывалась на тенденции усиления роли ученика в образовании, понимании необходимости личностного развития учащихся. Суть концепции:Провозглашение тезиса о необходимости стимуляции творческой деятельности учащегосяОказания ему помощи в процессе исследовательской деятельностиОрганизация изложения учебного материала специальным образом Практическая значимость педагогического опытаСовременный подход к побуждению познавательной активности предполагает формирование способности к творчеству, анализировать события, неординарно мыслить, умение ставить перед собой задачи.Личностная значимость изучаемого и сделанногоМежпредметная связьДифференцируемый подход при решении творческих задач Составляющие проблемного урока Содержание опытаКласс: 7Тема урока: Слово и изображениеТип урока: комбинированныйМесто урока в тематическом планировании: № 1 в разделе «реальность жизни художественный образ»Задача: Создать художественный образ народного четверостишья, применяя исследования ученых. Пробудить интерес к исследовательской работе.Цели урока: Познавательные: 1. познакомить учащихся с результатами исследования в области психологии цвета.Развивающие: развивать ассоциативно-образное мышление.Воспитательные: воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству, истории культуры. Структура урокаОрганизационный этап: Проверка готовности к урокуСоздание проблемной ситуации через подводящий к теме диалог.Решение проблемы через подводящий от проблемы диалог помогает создать художественный образ для будущей работыАктуализация знаний: помогает анализировать условия решения поставленной проблемной ситуацииСамостоятельная творческая работа: выполнение конкретных творческих задачЭкспресс-выставка: оценка индивидуального творческого трудаРефлексия: степень удовлетворения от занятия творческой деятельностью на урокеДомашнее задание: поисковая работаРеализация продукта: участие в конкурсах, выставках Создание проблемной ситуации Решение проблемной ситуацииА - красныйЯ - густо-красныйО - жёлтыйЫ – чёрный или тёмно-коричневыйЕ, Ё - зелёныйИ, Й - синийУ – цвет морской волныЭ бледно-зелёныйЮ - сиреневый«ВЫТКАЛСЯ НА ОЗЕРЕ АЛЫЙ ЦВЕТ ЗАРИ». Имеется всего 13 гласных звуков. А -4, Е-3, Ы-2, И-2, О-1, Я -1. Актуализация знаний ФОРМА ПЯТНА (одно большое или много мелких пятен, плавное или зигзагообразное)? РАСПОЛОЖЕНИЕ ПЯТЕН? НАПРАВЛЕНИЕ ЛИНИИ? ХАРАКТЕР ЛИНИИ (короткая, прямая, волнистая, изогнутая)? ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ОКРАШЕННОСТЬ СТРОКИ (нежность, ирония, страх, любовь)? ТЕМП ЧТЕНИЯ (тихо, громко, быстро, медленно, плавно, резко)? Самостоятельная творческая работа Здесь Пушкин погребён; он с музой молодою,С любовью, леность провёл весёлый век,Не делал доброго, однако ж был душою,Ей-богу, добрый человек.Для удобства эти строчки в виде звуков: э у и а э о о у а а а о уу о у э а у а о и о ы эи э а о а а а а а ы у о у э о у о ы и а эИтак, в данном стихотворении тринадцать звуков «а», четыре звука «и», десять звуков «о», девять звуков «у», семь звуков «э», три звука «ы». Следовательно, картинка будет по большей части в красно-жёлто-чёрной гамме. Выставка рисунковА.С. Пушкин «Кавказский пленникЮ. Мориц "Хохотальная путаница" А.Блок "Погружался я в море клевера" Николай Гумилев «Я и Вы»Фет "Я пришел к тебе с приветом" РефлексияДомашнее задание - С какой проблемой столкнулись на уроке?- Что нам удалось узнать? - Выполнили вы поставленную задачу? - Интересно тебе было с нами?Поисковая работа на тему: можно ли ещё что-нибудь кроме гласных звуков измерить цветом. Планирование5 классДревние образы в народном искусствеНародный праздничный костюмЗачем людям украшения?Одежда говорит о человекеО чем рассказывают гербы и эмблемы?6 классЛиния и ее выразительные возможностиЦвет. Основы цветоведенияПонятие формыПравила линейной и воздушной перспективыЯзык и смысл7 классЗрительские умения и их значение для современного человекаИзображение фигуры человекТематическая картинаСлово и изображение Аналитические материалы Ключевые выводыРабота показала, что проблемное обучение является одним из эффективных средств в формировании и развитии художественно – творческих способностей.Применение методов организации решения проблемных задач - залог успешного обучения и развития личностиПроблемное обучение способствует укреплению межпредметных связей.Возростает интерес к внеурочной исследовательской деятельности.Расширяет диапазон распространения педагогического опыта (семинары, круглые столы, мастер-классы, научные конференции как среди коллег, так и в сети интернет)Возрастает интерес и результативность участия в конкурсах, выставках , совместных мероприятиях Список литературыАртемьева Т.И. Проблема способностей: личностный аспект // Психологический журнал. - 1984. - Т. 5, № 3.Глотова Г.А. Творческая одаренность личности. - Екатеринбург, 1992.Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. – М.: Директ-Медиа, 2008.Матюшкин А.М. Загадки одаренности. - М.: Школа-пресс, 1993.Психология одаренности: от теории к практике/Под ред. Д.В. Ушакова. - М.: ПЕР СЭ, 2000.www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/40.php-www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/konspekt/40.php Функции проблемного обучения ru.wikipedia.org/wiki/Проблемное_обучение  ininfo. sh.ru/data/resources/...learning/book/problem-solving.htm Методы проблемного обучения vgscool.narod.ru/doklad Современная технология проблемного обучения Спасибо за внимание