Презентация на тему Использование технологии УДЕ на уроках математики в начальной школе


Использование технологии УДЕ на уроках математики в начальной школеУчитель начальных классов НОУ СОШ «Академическая гимназия»Мухина Ирина Валерьевна Важнейшим фактором в развитии мыслительных операций служат педагогические системы развивающего обучения. К такой системе относится методика обучения детей по УДЕ ( УКРУПНЕНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЕДИНИЦ) (синоним- Технология дидактических единиц) Смысл концепции УДЕ - знания усваиваются системнее, прочнее и быстрее, если они предъявляются ученику сразу крупным блоком во всей системе внутренних и внешних связей. При этом укрупненная дидактическая единица определяется не объемом одновременно выдаваемой информации, а наличием связей – взаимно обратными мыслительными операциями, комплексами взаимно-обратных, аналогичных, деформированных и трансформированных задач. Как технология применима на уроках математики в начальной школе.  В соответствии с этой педагогической технологией, знания, новая информация предъявляются обучающимся в виде так называемых Укрупненных дидактических единиц (УДЕ) – систем понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Учащимся предлагается:а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, и т.п.; б) сравнивать противоположные понятия, рассматривая их одновременно: прямая и обратная задача ; неравенства; в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, одноимённые законы и свойства действий первой и второй ступени и т.д.; г) сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например: графическое и аналитическое решения уравнений; аналитический и синтетический способы решения задач; доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Цикл      Задачи на сложениеЗадачи на вычитание   Нахождение суммы (прямая задача)  Нахождение 1-ого слагаемогоНахождение 2-ого слагаемого  Нахождение уменьшаемого (1-ая обратная задача)Нахождение остатка (прямая задача)Нахождение вычитаемого  Увеличение числа на несколько единиц (прямая задача)Уменьшение числа на несколько единиц (1-ая обратная задача)Разностное сравнение (2-ая обратная задача) Все разнообразие простых задач при изучении табличного умножения и деления можно представить в виде трех циклов, по 3 задачи в каждом цикле; всего 9 видов. (2-3 класс){5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ЦиклЗадачи на умножениеЗадачи на деление1Умножение при постоянном множимом (прямая задача)Деление по содержаниюДеление на равные части2Увеличение числа в несколько раз (прямая задача)Уменьшение числа в несколько разКратное сравнение3Нахождение числа по величине одной его частиКакую часть составляет одно число от другогоНахождение одной части числа (прямая задача) При системе укрупнения одновременное решение какой-либо задачи мозг в подсознательной сфере обрабатывает и две другие задачи-следствия, обратные первой. Развивается ассоциативное мышление. Посредством сочинения взаимно-обратных задач общий способ действия сохраняется в кратковременной памяти. Следовательно, более прочным оказывается долговременный след. Обратная задача для школьника – это своего рода исследовательская задача. Лейтмотивом урока, построенного по системе укрупненных дидактических единиц, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизменённой. В чём преимущества УДЕ?Сокращение учебного времени. Общее количество усваиваемой школьником информации возрастает. Усвоение его происходит всегда с опережением во времени при болеевысоком качестве усвоения. УДЕ открывает путь к раскрытию эмоций! Использованные ресурсы: Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., 1992.Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в начальной школе. -М.: Педагогика, 1988. http://festival.1september.ru/articles/602952/http://www.newreferat.com/ref-21892-14.html