Презентация П.М. Эрдниев — создатель методики УДЕ


Пюрвя Мучкаевич Эрдниев – академик, ученый, патриот, автор уникальной системы УДЕ Эрдниев Пюрвя Мучкаевич родился 15 октября 1921 года в селе Ики-Бухус Мало-Дербетовского района Калмыкии. Доктор педагогических наук (1976), профессор (1972), заслуженный деятель науки РСФСР (1981), действительный член РАО (1989; Отделение высшего образования), с 1964 зав. кафедрой Калмыцкого государственного университета.Педагогический стаж более 70 лет. Детские годыМесто рождения Ики –БухусовскийАймак Мало-Дербетовского улуса  Пюрвя Мучкаевич -СтудентВ 1939году Пюрвя поступает в Астраханское педагогическое училище. Учебу совмещал с работой учителя и директора неполной средней школы в поселке Большой Царын. Пюрвя Мучкаевич-Солдат В конце 1940 года молодого учителя призвали на службу в ряды Красной Армии и направили в артиллерию В 1941году он получил первое ранение в голову Праздник Победы встретил   в госпитале города Иваново. Ратный подвиг П. Эрдниева отмечен двумя боевыми орденами Отечественной войны первой и второй степеней, орденами «Знак почета» и «Дружбы народов», медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г.» и многими юбилейными медалями Пюрвя Мучкаевич со своей женой Бадмаевой Булой Бадмаевной, с которой прожил более 50 лет Работая в сельской школе на Алтае учителем математики и физики, а затем завучем школы, он много думает о путях успешного овладения математикой, о научной организации труда учителя и учащихся, о проблеме ускоренного обучения при лучшей осознанности знаний. ПЮРВЯ МУЧКАЕВИЧ ЭРДНИЕВОбосновал эффективность укрупненного введения новых знаний, позволяющего:-  применять обобщения в текущей учебной работе на каждом уроке;-  устанавливать больше логических связей в материале;-  выделять главное и существенное в большой дозе материала;-  понимать значение материала в общей системе ЗУН;-  выявить больше межпредметных связей;-   более эмоционально подать материал;-   сделать более эффективным закрепление материала. Целевые ориентации•  Достижение целостности математических знаний как главное условие развития и саморазвития интеллекта учащихся.• Создание информационно более совершенной последовательности разделов и тем школьных предметов, обеспечивающее их единство и целостность. Концептуальные положенияПонятие «укрупнение единицы усвоения» достаточно общее, его можно представить как интеграцию конкретных подходов к обучению:1)  совместно и одновременно изучать взаимосвязанные действия, операции (в частности, взаимно обратные);2)   обеспечение единства процессов составления и решения задач (уравнений!, неравенств и т.п.);3)  рассматривать во взаимопереходах определенные и неопределенные задания (в частности, деформированные упражнения);4) обращать структуру упражнения, что создает условия для противопоставления исходного и преобразованного заданий;5)  выявлять сложную природу математического знания, достигать системности знаний;6) принцип дополнительности в системе упражнений (понимание достигается в результате межкодовых переходов образного и логического в мышлении, сознательного и подсознательного компонентов). Укрупненная дидактическая единица - УДЕ - это локальная система понятий, объединенных на основе их смысловых логических связей и образующих целостно усваиваемую единицу информации. Учитель предлагает учащимся:а) изучать одновременно взаимно обратные действия и операции: сложение и вычитание, умножение и деление, заключение в скобки и раскрытие скобок и т.п.;б) сравнивать противоположные понятия: прямые и обратные задачи, неопределенные и «определенные» уравнения: непротиворечивые и противоречивые уравнения, неравенства; в) сопоставлять родственные и аналогичные понятия: уравнения и неравенства, арифметические и геометрические прогрессии, свойства прямой и обратной пропорциональности и т.д.;г)  сопоставлять этапы работы над упражнением, способы решения, например, доказательство «рассуждением» и с помощью граф-схемы и т.п. Таким образом, главной особенностью содержания технологии П.М.Эрдниева является перестройка традиционной дидактической структуры материала внутри учебных предметов. Особенности методики В качестве основного элемента методической структуры взято понятие «математическое упражнение» в самом широком значении этого слова, как соединяющее деятельность ученика и учителя, как элементарную целостность двуединого процесса «учения - обучения». Ключевой элемент технологии УДЕ – это упражнение-триада, элементы которой рассматриваются на одном занятии:а) исходная задача;б) ее обращение;в) обобщение. Особенности методики В работе над математическим упражнением (задачей) отчетливо выделяются четыре последовательных и взаимосвязанных этапа:а) составление математического упражнения;б) выполнение упражнения;в) проверка ответа (контроль);г) переход к родственному, но более сложному упражнению. Традиционное же обучение ограничивается большей частью вторым из указанных этапов. Основной формой упражнения должно стать многокомпонентное задание:а) решение обычной «готовой» задачи;б) составление обратной задачи и ее решение;в) составление аналогичной задачи по данной формуле (тождеству) или уравнению и решение ее;г) составление задачи по некоторым элементам, общим с исходной задачей;д) решение или составление задачи, обобщенной по тем или иным параметрам по отношению к исходной задаче. Разумеется, вначале в укрупненное упражнение могут войти лишь некоторые из указанных вариаций. Лейтмотивом урока, построенного по системе УДЕ, служит правило: не повторение, отложенное на следующие уроки, а преобразование выполненного задания, осуществляемое немедленно на этом уроке, через несколько секунд или минут после исходного, чтобы познавать объект в его развитии, противопоставить исходную форму знания видоизмененной. Технология УДЕ включаетнабор определенных упражнений, сконструированных на основе принципа укрупнения, в четкой их последовательности обеспечивает прочность и сознательность усвоения знаний.В технологии УДЕ используются одновременно все коды, несущие математическую информацию: слово, рисунок (чертеж), символ, число, модель, предмет, физический опыт. Главное условие овладения учителем методической системой УДЕ заключается в личной инициативе учителя, в его решимости испытать на своих уроках идею крупноблочного построения программного материала, а не ограничиваться пассивным выжиданием. «Чтобы научиться плавать, надо лезть в воду. Это принесёт детям радость познания, а учителю – свободное время для творческих уроков.» Составил «Книгу для чтения по математике» на русском и калмыцком языках для учащихся 1-го класса. В 1992 в Калмыкии учреждена Государственная премия им. П. Эрдниева.     В 1989 году выиграл грант Президиума Академии педагогических наук СССРВ 1998 году удостоен премии Президента Российской Федерации за разработку «Новаторской и высокоэффективной технологии математического образования укрупнением дидактических единиц (УДЕ)» Академик РАО, профессор, доктор педагогических наук Пюрвя Мучкаевич Эрдниев относится к яркой плеяде ученых, которые составляют гордость и славу Калмыкии и России. Вся его долгая, удивительная жизнь и плодотворная научная деятельность целиком и полностью отдана важному, трудному и благородному делу – науке и образованию Любознательность, целеустремлённость, настойчивость, героизм, патриотизм, бесконечное стремление к новым знаниям , открытиям – вот те качества личности, которыми обладает Эрдниеве П. М. Литература1. Селевко Г.К. Дидактические структуры учебного курса // Вопросы дидактики в техническом вузе. - Омск, 1985.2.      Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (из опыта работы). - М.: Просвещение, 1977.3.      Эрдниев П.М. Обучение математике в начальных классах (опыт обучения методом укрупнения дидактических единиц). - М.: Педагогика, 1979.4.      Эрдниев П.М. Обучение математике по УДЕ. Серия статей /У Начальная школа. -1993. -1996.5.      Эрдниев П.М. Укрупнение дидактических единиц как технология обучения. -М., 1992.6.      Эрдниев П.М. Укрупненные дидактические единицы на уроках математики в 1-2 классах. -М.: Просвещение, 1992.7.      Эрдниев П.М. Экспериментальное учебное пособие для 1, 2 класса. - М.: Педагогика, 1977.8.      Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Теория и методика обучения математике в на чальной школе. -М.: Педагогика, 1988.9.      Эрдниев П.М., Эрдниев Б.П. Укрупнение дидактических единиц в обучении математике. -М., 1986.