Презентация «Эффективные технологии, формы и методы на уроке как ресурс качественной подготовки воспитанников


ФКОУ «В(С)ОШ 2» ГУФСИН России по Свердловской области Доклад по теме«Эффективные технологии, формы и методы на уроке как ресурс качественной подготовки воспитанников». Подготовила: Короткова Г.У., учитель химии Презентация подготовлена на основе опыта работы учителя химии МОУ «Краснохолмская сош №1» Беляковой Н.В.  Кировград, 2014г Метод проектов В основе метода проектов, по определению Е. С. Полат, лежит развитие познавательных навыков обучающихся, умение самостоятельно конструировать свои знания, умение ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Это путь познания, способ организации процесса познания. Метод проектов как педагогическая технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся- индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Цель такой деятельности предусматривает: а) развитие способности к видению проблемы б) формирование опыта поиска решения, планирования исследования, воплощения идей в виде проектов; в)практическое применение знаний технологии развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП) Использование ТРКМЧП требует соблюдения определенных учебных условий.1.Предоставление на уроке времени и возможности для приобретения опыта критического мышления. Это время необходимо для того, чтобы определить, что ученики знают по данному вопросу; чтобы они могли выразить свои идеи, обменяться мнениями.2. Дать возможность учащимся размышлять.3. Принимать различные идеи и мнения. Пытаться ограничить выражение мнений – это значит ограничить мышление. В классе должна быть создана атмосфера, поощряющая учеников к выражению широкого диапазона мнений и идей. 4. Способствовать активности обучающихся на уроке.5. Убедить учащихся в том, что они не рискуют быть высмеянными. Лучше всего думается в среде свободной от риска, где уважают мнение других.6. Формирование убеждения, что каждый ученик имеет право на высказывание своего мнения. Для этого необходимо избегать попыток жестко контролировать и направлять мыслительный процесс учеников.7. Ценить проявление критического мышления. Требования к учащимся при применении технологии РКМЧП: 1. Развитие уверенности в себе и понимания ценности своих идей.2. Активное участие в учебном процессе.3. Свободное выражение своего мнения.4. Способность выслушивать и уважать мнение других. Педагогические приемы ТРКМЧП, используемые на уроках 1. «Покопаемся в памяти»Учащиеся индивидуально, в парах постоянного состава или в группах в течение 2-3 минут отвечают на вопросы, делая пометки в тетради:- Что вам известно по теме урока? - Почему вам это нужно знать? Важно записать все, что придет на ум, не имеет значение правильность суждения. 2. «Ассоциация».Например, на уроке «Жесткость воды и способы ее устранения» ученики получают задание: Прочитайте тему урока и ответьте на вопросы:- О чем может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация возникает, когда вы слышите словосочетание «жесткая вода»? Учащиеся перечисляют возникшие ассоциации, учитель их записывает на доске. 3. «Ключевые слова».Учащимся предлагается составить мини - рассказ из предложенных слов, при составлении которого они используют свои предыдущие знания, делают определенные прогнозы. Например: по теме «Экологические проблемы загрязнения воздуха».Ключевые слова: воздух, пыль, дым, выхлопные газы, здоровье, автотранспорт. 4. «Перепутанные логические цепочки». На доске или слайде записаны верные и неправильные цитаты. Ученики должны прочитать и поставить «+» там, где они считают, что высказывание верное, и знак «-» там, где неверное. Правильность выполнения работы проверяется после изучения нового материала.Например, по теме «Состав, строение и свойства неметаллов»:- НеМе обладают свойствами Ме.- НеМе могут быть по агрегатному состоянию твердыми, жидкими и газообразными веществами. - Газы – водород, кислород, азот и хлор образуют трехатомные молекулы.- НеМе проводят тепло и электрический ток.- НеМе – хрупкие вещества. - НеМе в ПС больше, чем Ме. 5. Дискуссия, «Совместный поиск».Урок по теме «Химические свойства и применение кислорода и водорода»:Какие процессы происходят согласно схеме: Н20 – 2e = 2Н+ О20 + 2•2e = 2О-2 6. Кластер (графическая систематизация информации).Этот прием используется как на стадии вызова, так и рефлексии. Он позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы, стимулирует появление новых ассоциаций. Для составления кластера необходимо: Записать ключевое слово или предложение в центре доски.Далее записывают слова или предложения, которые приходят на ум в связи с данной темой.По мере того, как возникают идеи, устанавливаются связи между ними полимеры Получение? Экология? Классификация? Физические свойства Строение? Применение? Так же кластер может быть оформлен в виде таблицы. Например, на уроке в 12 классе по теме «Теория электролитической диссоциации» на стадии вызова ученики вспоминают, что им известно по данному вопросу и заносят информацию в таблицу:  Понятия ТЭД Положения ТЭД Прием «таблица аргументов».Учитель дает аргументы, а учащиеся должны их опровергнуть или подтвердить фактами из лекции или при работе с текстом учебника.Например, на уроке в 8 классе по теме «Состав, строение и свойства простых веществ-неметаллов» ученикам по мере изучения нового материала предлагается подтвердить или опровергнуть следующие аргументы: Аргументы Да Нет 1.Один химический элемент образует только одно простое вещество. Простое вещество образовано атомами одного химического элемента. Один химический элемент может образовывать несколько простых веществ. 2.В простых веществах присутствует ковалентная неполярная связь. Ковалентная неполярная связь присутствует в простых веществах неметаллах. У простых веществ металлов металлическая связь. 3. Простые вещества неметаллы состоят из молекул. Простые вещества кислород, водород имеют молекулярную кристаллическую решетку. Для некоторых неметаллов (углерод, кремний) характерна атомная кристаллическая решетка. Прием «лист решения проблем».Этот прием можно использовать при решении задач, особенно со слабыми учениками. Организуется детальная поэтапная разборка материала. Ученики самостоятельно ставят перед собой проблему и ищут пути по ее решению.Например, лист решения проблем при решении расчетной задачи:Какой объем займет водород массой 8 граммов? Проблема Что есть для ее решения Чего не хватает Решение Найти объем водорода V=n • Vm Неизвестно количество вещества Найти количество вещества водорода n= m : M m = 8г Молярной массы водорода М(Н2)=1•2= 2г\мольn=8:2=4моль Найти объем водорода n = 4моль Vm= 22,4моль\л V=4моль•22,4моль\л=89,6л Проанализировать эффективность применения технологии РКМЧП помогает система диагностики по отдельным темам курса, при составлении которых применяются задания, позволяющие выявить у учеников уровень сформированности основных мыслительных операций. При отборе заданий учитываются возрастные особенности обучающихся и характер изучаемого материала: Задания на выполнение мыслительных операцийУстановление соответствия:Подберите к названию вещества соответствующую формулу:1. Угольная кислота А. HgO2. Оксид ртути (+2) Б. Zn(OH)23. Оксид фосфора (+5) В. H2CO34.Гидроксид цинка Г. P2O5 Задания на поиск закономерностей:Установите признак, объединяющий указанные объекты:1. Кислород – озон; белый фосфор – красный фосфор;2. Li, Na, K, Rb, Cs3. H2S, Na2S, Al2S3, MgS4. HCl, HNO3, H2SO4, H3PO4 Задания на классификацию:Из перечня соединений азота: HNO3, HNO2, NH3, NO2, Mg3N2 выпишите:а) вещества, проявляющие только свойства окислителей;б) вещества, проявляющие только свойства восстановителей.Задания на сравнение:Сравните металлическую связь с ионной и ковалентной по плану:1. Частицы, участвующие в образовании связи.2. Механизм образования связи.3. Частицы в узлах кристаллической решетки. Задания на развитие творческого мышления:Предложите план очистки поваренной соли от примесей древесного угля, мела и поваренной соли.Задания на формирование приемов анализа и синтеза:Исключите лишнее:1. Известняк, мел, мрамор, малахит.2. SO3, H2SO4, Na2SO4, H2SO3Вставьте пропущенные формулы:1). 2HNO3 + … = Cu(NO3)2 + H2О Кроме диагностики результативность применения технологии РКМЧП изучается через:наблюдение учебного процесса,анкетирование учащихся,анализ устных ответов учащихся, анализ динамики качества обученности по четвертям и годам обучения.