Особенности организации воспитательной работы в условиях коррекционного учреждения интернатного типа


Особенности организации воспитательной работы в условиях коррекционного учреждения интернатного типа Задачами воспитательной работы в школе являются: всестороннее развивать воспитанников интеллектуальным, нравственным, культурным, эстетическим ростом личности;воспитывать добросовестное отношения к учебе;воспитывать сознательную дисциплину;совершенствовать правовое обучение и воспитание;формировать негативное отношение к вредным привычкам;формировать разносторонние интересы воспитанников через участие в общественной жизни школы, кружках, спортивных секциях;подготавливать к успешной социализации обучающихся. Основные направления воспитательной работы в коррекционной школе-интернате являются: Нравственное воспитание Гражданское, патриотическое воспитание Экономическое воспитание детей, подготовка к жизненному, профессиональному самоопределению и труду Физическое и экологическое воспитание, содействие здоровому образу жизниПрофилактика асоциального поведения Особенности воспитательной работы в коррекционной школе-интернате количество обучающихсяохранительно - педагогический режимОбязательно работали знакомые им учителя и воспитателиЧетко спланированное время Тематики бесед о событиях, происходящих в настоящее время;по красным датам календаря;о нашей Родине, о Тыве;о знаменитых соотечественниках (Сергей Шойгу, Лариса Ооржак…)о природе и богатстве родного края, страны;о профессиях и людях труда;по правилам дорожного движения;по профилактике правонарушений;по профилактике табакокурение, токсикомании, наркомании и алкоголизма. Ежедневно: «Библиотечные часы»«Час здоровья»«Творческий час» Режим дня «Салгал» Режимные моменты Время суток (ч) Подъем, зарядка 7.00 – 7.15 Уборка спален, утренний туалет 7.15 – 7.30 Завтрак 7.30 – 8.00 Подготовка к учебным занятиям 8.00 – 8.20 Учебные занятия 8.30 – 13.40 Второй завтрак 10.10-10.25 Обед 14.00 – 14.20 Дневной сон 14.30 – 15.40 Полдник 16.00 – 16.20 Самоподготовка (1 класс со II полугодия) 16.20 – 17.00 Воспитательский час (пятница – банный день) 17.10 – 17.50 Общественно-полезный труд, спортивные часы (секции, кружки) 18.00 – 18.50 Ужин 19.00 – 19.20 Занятия по интересам (час здоровья, час творчества) 19.20 – 19.50 Вечерняя оздоровительная прогулка, свободное время 19.50 – 20.40 Поздний ужин, подготовка ко сну 20.40 – 21.00 Сон 21.00 .Предварительная работа воспитателя перед самоподготовкой Беседа воспитателя с учителем начальных классов или учителями предметниками по итогам дня, просмотр оценок по журналу.Консультация воспитателя с учителями по подготовке домашнего задания на следующий день.Беседа воспитателя с обучающимися класса по итогам дня.а) поощрения обучающихся, получивших "4" и "5";б) выяснение причин получения отрицательных оценок (если это требуется);в) приготовить все необходимое для проведения самоподготовки (технические средства, раздаточный и демонстративный материал).4. Приготовить класс к работе (сделать влажную уборку, проветрить класс, приготовить мел, тряпку). Требования к воспитателю при подготовке домашнего задания 1. Подготовка домашнего задания в школе проходит под руководством воспитателя.2. Воспитатель не подменяет самостоятельную работу уроками, он выполняет роль организатора, создает доброжелательную рабочую обстановку.3. Дифференцированный подход к обучающимся.4. Воспитатель должен знать формы и методы работы учителя на уроках (взаимопосещение)5. Продуманная работа с логопедами. Организационная часть 1. Приготовление рабочего места.2. Пишется расписание уроков на следующий день на доске и выполняется домашнее задание по каждому предмету.3. Рассказать о рациональном использовании рабочего времени, установить регламент по предметам. Выполнение домашнего задания по старшим классам 1. Русский язык:а) предлагается выучить и повторить правило;б) опрос правил с приведением примеров;в) воспитатель предлагает прочитать про себя письменное задание от начала до конца;г) вопрос воспитателя "Кому не ясна цель упражнения?". Объяснить индивидуально.В процессе самостоятельной работы воспитатель контролирует работу обучающихся, следит за рациональным использованием времени, за аккуратностью выполнения, посадкой и отмечает лучшие работы.Математика: предлагается выучить и повторить правило.2. Опрос правил.3. Самостоятельное выполнение письменного домашнего задания.Воспитатель контролирует работу обучающихся и проводит индивидуальную работу со слабыми обучающимися (дает возможность подумать, осторожно наводит на мысль).По чтению, истории, географии, естествознанию предлагается учить самостоятельно, а затем сильные проверяют средних обучающихся. Слабых обучающихся воспитатель проверяет сам. Пересказ ведется вполголоса, чтобы не мешать другим. По начальным классам Русский язык: повторение правил;выяснение цели упражнения и разбор (2 примера);остальное выполняют самостоятельно.Математика: устный счет задачи или примеров; самостоятельная работа по выполнению примеров и задач.Чтение: читать вслух обязательно на каждом занятии самоподготовки; отрабатывать технику чтения. ЭТАПЫ САМОПОДГОТОВКИ ПодготовительныйОрганизационныйРабота с дневниками4.Дидактические игры и упражнения, логопедическая минутка5. Самостоятельная работа обучающихся6. Выполняется первым тот предмет, который наиболее сложный7. Физкультминутка8. Устные предметы9. Проверка домашнего задания10. Итог самоподготовки СХЕМА АНАЛИЗА ПРОВЕДЕНИЯ САМОПОДГОТОВКИ Объём домашней работы и доступность детям (1/3 содержания урока по сложности не должны превышать, даются подобные задания и выполняются на уроке).Приёмы работы воспитателя, настраивающие детей на самостоятельное выполнение домашнего задания.Отношение к выполнению домашнего задания (по предметам).Занятость обучающихся на самоподготовке (тем кто успел выполнить домашнее задание либо игра, либо чтение книг).Самостоятельность обучающихся при выполнении домашнего задания.Работа воспитателя по предупреждению ошибок. (повторить правила, игра и т.д.)Осуществление индивидуального и дифференцированного подхода.Особенности работы с отдельными детьми и её результативность.Коррекционная направленность методов и приёмов работы воспитателя, используемых в ходе работы.Качество выполнения домашнего задания ребятами.Соблюдение охранительного режима (Физкультминутка).Роль личности воспитателя (Внешний вид, отношение с детьми, манера держаться, умение предупреждать и ликвидировать конфликтные ситуации, владение дисциплиной).Выводы и общие оценки.Замечания и рекомендации. Примерная структура беседы 1 вариант1. Объявление темы.2. Чтение подобранного к беседе материала.3. Постановка вопросов, направленных на анализ прочитанного материала, на вскрытие ими морального понятия.4. Самостоятельные попытки обучающихся определить содержание, основные признаки того или иного морального понятия.Обобщение воспитателя.5. Обсуждения с обучающимися того, как они в своей жизни и поведении следуют данной моральной норме.6. Обсуждение практических дел по закреплению моральных норм жизни.2 вариант1. Объявление темы.2. Рассказ о конкретном факте, с предложением к обучающимся высказать своё мнение.3. Обсуждение обучающимися факта, сообщённого воспитателем определённого понятия.4. Определение практических дел на будущее. Методика проведения часа здоровья Дата, класс.1. Тема, цель, задачи (обучающая, коррекционно-развивающая, воспитательная) связь с учебной программой, связь с работой по коррекционному развитию обучающихся с нарушением интеллекта.2. Структура занятияОбязательно соблюдение охранительного педагогического режима (проветривание перед занятием, возможна влажная уборка, соблюдение техники безопасности (инструктаж), тактичное поведение воспитателя, предупреждение конфликтных ситуаций между детьми, организация окончания занятия)а) подготовка рабочего места3. Формы проведение часа здоровья (беседа, работа с книгой, спортивные игры, сюжетно - ролевые игры, эстафеты, соревнования, практикумы, викторины и т.д.)4. Подведение итогов.5. Продолжительность занятиямл. классы - 20 - 35 минут.ст. классы - 35 минут. МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ЧАСА При подготовке творческого часа очень важны:1. Предварительная работа:1. Воспитатель подбирает темы согласно способностям обучающихся данного возраста.2. Подбирает иллюстрации, готовит образцы для показа обучающимся.3. Выбор темы учащимися и беседы с каждым обучающимся по выбранной теме об особенностях работы с материалом данного вида.4. Выполнение заготовок для основной работы, которая выполняется на предшествующем творческом часе или в свободное время.2. Ход творческого часа,1. Сообщение темы, вступительная беседа.2. Словарная работа.3. Каждый обучающийся или подгруппа называет свою работу, из какого материала будет она выполняться.4. Инструктаж по технике безопасности при работе с различными инструментами.5. Соблюдение первого правила рабочего человека: " Содержи рабочее место в порядке. "6. Выполнение работы обучающимися (индивидуальная помощь воспитателя).7. Анализ работ: отмечается аккуратность выполнения, соблюдения пропорции предмета, композиция.8. Ценность работы: применение в жизни сделанного изделия.9. Итог выполнения работы.  Методика проведения прогулки Оздоровительно-воспитательные прогулки СпортивныеИгровые прогулки Вольные прогулки Маршрутные прогулки Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделять на:ознакомительные,демонстрационные,обзорныепрактикуемые.Ознакомительные прогулки МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСКУРСИИ Продолжительность экскурсии: 2-2,5 часа, протяженность маршрута 2-З км. На экскурсиях преобладает двигательная и игровая деятельность обучающихся.Цель экскурсии: с одной стороны, обеспечить отдых и восстановить умственную работоспособность детей, с другой - ненавязчиво организовать их деятельность. Воспитательно-образовательные задачи:1. формирование знаний о неживой природе, связях между объектами и явлениями природы. Неотъемлемая часть усвоения знаний - сенсорная культура - совершенствование анализаторов, накопление чувственного опыта, формирование элементарных природоведческих понятий. Усвоение детьми знаний должно быть тесно связано с развитием их познавательных способностей, сенсорного аппарата, логического мышления, внимание, речи, наблюдательности и любознательности. Интерес к природе тоже необходимо воспитывать. Пребывание в труд детей в природе нужно использовать для их здоровья и физического развития. Красота природы является одним из средств эстетического воспитания. Каждая экскурсия должна отвечать следующим требованиям:1) двигательная деятельность детей (т.е. ходьба) должна быть основой.2) Экскурсия не должна вызывать переутомления.З) Необходимо разнообразить маршрут, объект, содержание, источник информации.4) Содержание экскурсии следует обогащать кратковременными беседами на нравственные темы, побуждая детей к высказываниям.5) Каждая экскурсия посвящается объяснению одного, двух понятий, вокруг которых группируется сообщаемая информация. Экскурсия складывается из 3-х этапов: подготовка, проведение и закрепление полученных знаний.Необходимо заранее готовиться к экскурсии:1. Наметить тему. Нужно, чтобы название звучало эмоционально в проблемно.2. Определить цель, задачи и составить предварительный план.З. Выбрав место проведения экскурсии, заранее побывать там,разработать маршрут, предусмотреть места для подвижных игр, информации, наблюдений, сбора природного материала, общественно полезной деятельности учащихся.Уточнить содержание воспитательного а познавательногоматериала, отобрать игровой материал, стихи, загадки, викторины.5. Продумать методику проведения экскурсионного занятия.6. Спланировать организационные формы деятельности обучающихся (когда и где проводить массовые и групповые наблюдения; сбор природного материала; выполнение общественно - полезных дел; распределить обязанности между подгруппами или отдельными обучающимися.)7 Продумать, к каким обобщениям, выводам надо подвести обучающихся, как оценить их воспитанность и дисциплинированность. Взаимодействие воспитателя и семьиВключение семьи в деятельность воспитательной системы класса, школы основано на:Гуманистическом стиле общения и взаимодействия;Уважительном отношении семьи и школы к ребенку и друг к другу;Систематическом повышение психолого-педагогического уровня (учителей и родителей);Умении конструктивно подходить к разрешению конфликтов.Главное в деятельности воспитателя - создание благоприятных условий для обеспечения взаимопонимания стремлений школы и семьи в развитии личности обучающегося, мотиве его учения, ценностных ориентации, раскрытия его индивидуальности, творческого потенциала и т.д.Критерии эффективности работы воспитателя - это сформированность положительного отношения со стороны родителей к школе, престижность ее восприятия, уважительное отношение к педагогическому коллективу. Результатом работы с родителями должен быть:повышение психолого-педагогической культуры родителей - знание принципов коррекционной работы в школереализация личностно-профессионального роста педагоговраскрытие личностного потенциала обучающихся в воспитательной системе школы Формы взаимодействия с родителямиродительское собрание;диспут-размышление по проблеме воспитания;встреча родителей с администрацией школы;дни открытых дверей и. т.д.Групповые формы взаимодействия обусловлены выделением определенных групп родителей по различным признакам:Например:родители-организаторы по интересам;родители. Решающие какие-либо проблемы в классе;родители, которые имеют сходные проблемы в воспитании детей;родители, которые воспитывают только девочек или мальчиков;родители, воспитывающие одного ребенка или наоборот - много детей и. т.д. Мониторинг работы воспитателей в коррекционной школе МЕРОПРИЯТИЯ ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ - 1-4 классы 20 - 35 минут; 5-9, классы 35 - минут.1. Дата, класс, Ф. И.О. воспитателя.2. Выбираем тему, ставим цель, планируем задачи, осуществляем связь с учебной программой, продумываем коррекционную работу.3. Структура занятия.4. Формы проведения (беседа, этическая беседа, литературно - музыкальная композиция и т.д.).5. Подготовительная работа.6. Наглядность ТСО.7. Доступен ли материал обучающимся.8. Как учитываются возрастные и психофизические особенности школьника.9. Какое воспитательное воздействие, на ваш взгляд, оказало занятие.10. Какими новыми знаниями, умениями и навыками обогатились дети.11. Соблюдение охранительного - педагогического режима.12, Имело ли мероприятие успех у детей.13. Каковы причины удачи, либо не удачи занятия.14. Краткие выводы, предложения. Спасибо за внимание!