Презентация декоративно-прикладное искусство Русские матрешки


Декоративно-прикладное искусстводетям в младшей группе.Русские матрешки.Кондратьева Виктория Васильевна Цель: Познакомить детей с русской народной игрушкой – матрешкойЗадачи : - знакомить детей с декоративно-прикладным промыслом :русские матрешки.-развивать эстетический вкус детей: умение видеть, любоваться и восхищаться красотой русского сувенира.-Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание; наблюдательность, целостное зрительное восприятие окружающего мираПрививать любовь , уважение и восхищение к труду народных мастеров. обогощать словарный запас детей : русские матрешки(семеновская, загорская , сергиево-посадская и т.д)-учить детей украшать матрешек. При ознакомление детей с декоративно-прикладным искусством, существуют следующие требования к подготовке детей 2 младшей группыготовить детей к восприятию произведений искусства, выделению их из окружающей действительности. Знакомить с элементарными средствами выразительности в разных видах искусства (цвет, звук, форма, движение, жесты), подводить к различию разных видов искусства через художественный образ. Развивать интерес к произведениям народного и профессионального искусства. Изобразительная деятельность: развивать умение видеть красоту цвета в народных игрушках (русские матрешки). Вызвать положительный эмоциональный отклик на произведения искусства (книжные иллюстрации, изделия народных промыслов). Рисование: приобщать детей к декоративной деятельности: учить украшать силуэты матрешек узорами , вырезанных воспитателем. Матрёшка – символ русского духовного изобилия, великолепное изделие декоративно-прикладного искусства. История матрёшкиГород Загорск – родина русской расписной матрёшки, точёной из дерева и оригинально расписанной многоместной куклы.В 1890 году, в семью Мамонтовых – известных русских промышленников и меценатов – то ли из Парижа, то ли с о. Хонсю кто-то привёз японскую точёную фигурку буддистского святого Фукуруджи (Фукурума), которая оказалась с «сюрпризом» – разымалась на две части. Первым расписал русскую матрёшку более 100 лет назад С.А. Малютин, а выточил токарь Звёздочкин. Всем полюбилась весёлая крестьянская девочка. Она представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха. Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Имя Матрёна, Матрёша считалось одним из наиболее распространённых женских имён. Это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Алгоритм изготовления матрёшкиЧтобы изготовить матрёшку, требуется большое мастерство. Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Затем надо выточить из дерева заготовку, и чтобы ни сучка, ни трещинки не было.
Когда готова каждая кукла, её покрывают крахмальным клеем, чтобы залить все шероховатости.
После окончательной сушки и полировки, гладкая поверхность позволяет художнику равномерно нанести краски.
Яркими весёлыми красками художник распишет матрёшек, словно оденет их в нарядные одежды.И вот уже улыбается нам русская красавица. Матрёшкины одеждыМного видов уматрёшкиВедь она из разных мест.Есть загорская, тверская, И семёновская есть,Полховская, вятская – Вот какая разница!Давайте их сейчас сравним.Наряд её определим.Ведь чтоб её нарисовать,Отличия необходимо знать. Сергиево-Посадская игрушка – старейшая русская матрёшкаМатрёшка плотная, приземистая, с плавным переходом головки в туловище. В образах первых таких матрёшек мастера воплощали персонажи, взятые из жизни, изображая крестьянских девушек, пастушков со свирелью, стариков.Сочетанием красного, синего, жёлтого и зелёного цветов добивались красочности, нарядности. Семёновская матрёшкастройнее, с маленькой головкой и более округлой формой туловища. Эту матрёшку отличает большой букет цветов, который украшает фигуру игрушки, занимая весь фартук. Основной цвет сарафана – красный. Чёрный контур обозначает край фартука и рукава рубахи. На голове традиционный платок, украшенный по кайме. Полхов-Майданская матрёшкаРазнообразны по формам: есть среди них вытянутые одноместные матрёшки–столбики, матрёшки-кубышки, плотные и приземистые, но преобладают несколько вытянутые формы с узкой, как бы срезанной сверху головкой с покатыми плечиками. Ягоды и листья сплошным ковром закрывают фигурку.Рядом с малиновым ложится тёмно-зелёный цвет, а синий – с жёлтым цветом.Все элементы объединяет чёрный контур. Загорская матрёшкаНа голове у матрёшки разноцветные платки в цветочек или в горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. В руках держит корзинку, маленький букет чёрных цветов или чёрного петуха. На кукле чётко обозначены чёрным контуром края матрёшки Эта матрёшка – труженица. Вятская матрёшкаблизкая по типу загорской, наряду с росписью украшена узором из соломки, колосков, зёрен.Отличается яркой, сочной росписью, сделанной вручную. Лица матрёшек светятся добротой и теплом. На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958г. наша матрёшка получила золотую медаль. Самая крупная матрёшка – ростом с первоклассницу, самая маленькая – не больше семечка подсолнуха. В возрасте 3-4 лет изобразительная деятельность естественно связывается с игрой через игрушку. Предложение нарисовать, вылепить или вырезать и наклеить игрушку вызывает радость. Изображая игрушку, ребенок переживает те же добрые, радостные чувства, что и при игре с ними. А это, в свою очередь, вызывает стремление лучше изобразить предмет. Таким образом, весь творческий процесс приобретает эмоционально положительную окраску. Детям доставляет радость игрушка матрешка , ее яркость, выразительность и простота форм, а больше всего  возможность создать этот образ самим. Удовольствие, получаемое в продуктивной деятельности, сочетается с развитием у ребенка эстетического вкуса, творческих способностей, художественных навыков и умений. Польза и красота, ярко и образно выраженные в предметах народных умельцев, становятся близки и понятны детскому восприятию. А нам, воспитателям, родителям, детские рисунки, поделки доставляют истинное эстетическое наслаждение. Заключение Хочется сказать, что декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью воспитательно-образовательного процесса в детском саду. Дети видят богатство фантазии народа, его мастерство, жизнелюбие, талант и трудолюбие. Это способствует не только их эстетическому, но и нравственному воспитанию. Дети познают мир, происходит их социализация в обществе. Используемая литература1. Комарова Т.С.Обучение детей техники рисования. – М.: Столетие, 1994.2.Материал с сайта свободной энциклопедии Википедия www.wikipedia.org/wiki/Матрёшка .  3. интернет :festival@1september.ru