Презентация раздела Россияне в 8 классе по учебнику А.И. Алексеева по авторской линии Полярная звезда через методическую тему: Проектная деятельность


ТЕМА: «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ» Разработка раздела программы «Россияне» в 8 классе по учебнику А.И. Алексеева «Полярная звезда» Кузина Ирина Владимировнаучитель географии и экономики высшая квалификационная категория педагогический стаж работы – 22 года МБОУ СОШ № 42 п. Решетиха Володарского районаНижегородской области Педагогическое кредо:«Никогда не останавливаться на достигнутом – мечтать, стремиться, делать, потому что даже если не сможешь выполнить и половины намеченного, всё равно многого добьёшься!» «…ученье, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения…убивает в ученике охоту к учению, без которого он далеко не уйдет» К. Д. Ушинский № Содержание 1. Введение 2. Пояснительная записка к курсу «География» 3. Цели и задачи раздела 4. Ожидаемые результаты освоения раздела 5. Обоснование выбора метода проектов 5. Учебно – методический комплекс 6. Изучение темы «Население» в курсах географии 7. Поурочное планирование по разделу 8. Результаты апробации 9. Список используемой литературы 10. Приложение. Конспект урока Пояснительная записка к курсу географии Авторская программная линия «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева, Е.К. Липкиной,В.В. Николиной, построена по концентрическому принципу (издательство: Москва «Просвещение» 2011). Учебник. География. Россия: для 8 кл. под редакцией А.И.Алексеева. М.: Просвещение, 20012.Учебник соответствует федеральному компоненту государственного стандарта основного общего образования по географии. Программа предполагает изучение системы взаимосвязанных между собой курсов, конструирование которых основано на взаимодействии научного, гуманистического, культурологического, личностно-деятельного, историко-проблемного, интегративного подходов . Формирование базовых компетенций происходит на основе деятельностного подхода в усилении блока прикладных знаний.Планируемый результат обучения – овладение школьниками системой физико-географических, картографических, социально-экономических, экологических, краеведческих знаний, умений, ценностных отношений; освоение путей применения знаний в разнообразных ситуациях; формирование у школьников социальных, коммуникативных, географических компетенций. Место темы в курсе географии 8 класса № тем Название тем Кол – во часов 1 Россия в мире 4 часа 2 Россияне 10 часов 3 Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые 5 часов 4 Климат и погода 8 часов 5 Моря, внутренние воды и водные ресурсы 5 часов 6 Почвы и почвенные ресурсы 2 часа 7 Хозяйство 16 часов 8 Природно–хозяйственные зоны 7 часов Итого: 68 часов в год ( 2 часа в неделю) Тема «Население» в курсе географии 6 классЧеловек на Земле – 2ч. 7 классНаселение Земли, материков -11ч. 8 классРоссияне – 10ч. 9 класс Экономические районы(население и хозяйство) – 9ч. 10 класс Население мира и регионов – 18ч. Почему выбран раздел «Россияне»? ДЕПОПУЛЯЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ Социально – экономические проблемыУхудшение геополитического положения в миреМиграционное давление на Россию, смешанные бракиВзрослое население тяжелее воспринимает инновацииСтарение населения – давление на госбюджетУменьшение количества абитуриентов Нехватка трудовых ресурсов Снижение качества товараПеренаселение городов, «исчезновение» деревень Что даёт метод проектов? Не дублировать изучаемый материал, а воспользоваться готовым содержанием из параллельной дисциплины; Более широко продемонстрировать изучаемое явление и решить проблемную ситуацию;Развивать умения устанавливать причинно - следственные связи, сопоставлять, анализировать;Развивать умение применять полученные знания в новых условиях. Обоснование выбора метода проектов Современному обществу требуется   высокообразованная личность с целостным  представлением картины мира, умеющая самостоятельно добывать и применять полученные знания на практике. Предметная разобщённость - одна из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы Большой объем учебного материала Недостаточное количество часов по предмету Подготовка к ЕГЭ требует умения анализировать, сравнивать, сопоставлять Низкий уровень овладения навыками анализа, синтеза, целеполагания Подготовка выпускников, которые должны владеть современными технологиями и уметь быстро адаптироваться в стремительно меняющемся мире Низкая учебная мотивация Один из путей решения сложившихся противоречий – применение проектной деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности Использование педагогических технологий при реализации проектной деятельности: Личностно – ориентированное обучениеПроблемное обучениеИсследовательское обучениеИнформационно – коммуникативноеТехнология критического мышленияТехнология опорных конспектов учащимся развивать учителю интеллектуальные и творческие способности, личностные качества;умение планировать работу, принимать решения, оценивать результаты;умение работать самостоятельно и в группе;умения устанавливать причинно - следственные связи, сопоставлять, анализировать;умение применять полученные знания в новых условиях. Получать удовольствие от своей профессиональной деятельности;Воспитывать творческих и активных людей, способных принимать обоснованные решения и самостоятельно учиться в течение всей жизни;Развивать положительную учебную мотивацию у учащихся;Формировать у учащихся чувство коллективизма и ответственности. Метод проектов – метод «проблемного» обучения. (Дж. Дьюи, В.Х.Килпатрик., Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, Е.В. Советова, Никишина И.В. , Н.А. Менчинская, Соловьёв И.М.) Новизна опыта:Реализация проектной деятельности в рамках урока. Создание «базовых» мини – проектов в 7 – 8 классах при условии их усложнения в старших классах в исследовательские проекты. Преобладающие виды проектов Исследовательские проекты выпуск информационной газеты, буклетов-информационные листы, презентации Поисковые и творческиепроекты -создание туристических маршрутовопорные схемы, афишиобъявления, рекламаитоговые проекты по теме Прикладные проекты - обыгрывание конкретных ситуаций-деловые игры-семинары-круглые столы- макеты объектов В старшем звене В младшем звене Ролевые проекты выпуск рекламных буклетов-демонстрация моделей с комментариями-интервью-показ ролевых сценок -сообщения о путешественниках,растениях, животныхизготовление информационных листов- кроссворды -написание и оформление сказок, комиксов, книжек- раскладушек-афиши, объявления, реклама Информационные проекты Творческие проекты Цель и задачи изучения раздела «Россияне» Образовательные(предметные): Усвоить понятия: численность, плотность и воспроизводство населения; Научить определять плотность населения, объяснять различия в размещении населения, естественном и механическом движении, познакомить с современной демографической ситуацией в стране; Научить использовать карты, статистические таблицы, диаграммы для получения необходимой информации;Научить оценивать влияние природных условий и ресурсов на быт, образ жизни, культуру населения. Развивающие(метапредметные):Формировать у учащихся умение сравнивать (умение определять объекты сравнения, умение выделять основные признаки, параметры сравнения, умение соотносить, сопоставлять, умение устанавливать сходство и различие);Развивать речь учащихся (обогащать словарный запас, усложнять её смысловые функции);Учить анализировать (выделять главное, доказывать и опровергать, ставить и разрешать проблемы). Воспитательные(личностные):Воспитывать гуманное отношение к людям (товарищество, доброту, вежливость, деликатность, сострадание, ответственность, честность, скромность);Воспитывать качества «члена коллектива» (чувства долга, ответственности, трудолюбия, сопереживания);Воспитывать положительное отношение к труду;Воспитывать внутренние нравственные качества (требовательность к себе, дисциплинированность, аккуратность, честность);Формировать чувство любви к Родине. Цель изучения раздела: Развитие личности школьников, умеющей критически и творчески мыслить, способной ориентироваться в информационном пространстве, посредством изучения темы: «Россияне» в 8 классе. Раздел программы в 8 классе «Россияне» - 10 часов № Тема урока (реализация проектной деятельности) Тип урока 1 урок Воспроизводство населения Урок изучения нового 2 урок Численность населения Комбинированный урок 3 урок Миграция населения Урок изучения нового 4 урок «Демографический портрет» населения Комбинированный урок 5 урок Рынок труда Урок повторения и закрепления материала 6 урок Этнос. Этническая территория Комбинированный урок 7 урок Размещение населения Комбинированный урок 8 урок Расселение и урбанизация Комбинированный урок 9 урок Городские и сельские поселения Урок изучения нового 10 урок Урок обобщения по разделу «Население» Урок обобщения и закрепления изученного. Создать исследовательский проект по населению своего посёлка Больше узнать об истории своего посёлка, перспективах развития Систематизировать знания по всему разделу «Россияне» Урок обобщения и закрепления материала по теме: «Россияне» Цель: Совершенствование умения защищать проект, как результат творческой деятельности. Задачи: Образовательные:Сформировать общий алгоритм проектной деятельности;Систематизировать понятийный аппарат по изучаемому разделу;Углубить имеющихся знаний учащихся о своём посёлке, его населении;Развивающие: Развитие проектно – исследовательских и творческих способностей учащихся, умения излагать и защищать свою точку зрения, способствовать процессу самообразования.Воспитательные: Формирование коммуникативных умений, способности работать в группе, коллективе, повышение мотивации к изучению предмета;Воспитание чувства гражданственности, любви к своей малой Родине – посёлку Решетиха;Воспитание чувства гордости за людей, живущих в нашем посёлке и прославляющих его. Население п. Решетихапрезентация 1 гр. Теория о городе: виды, типы, функции Интернет, учебник 3 гр. История посёлка: прошлое, настоящее, будущее 2 гр. Проблемы городов. Пути решения. Тезисы о городе Интернет, книги, библиотека 4 гр. ЕП: рождаемость, смертность, выводы, перспективы Поселковый совет: загс, военный стол 6 гр. Социологический опрос:1.преимущества жизни в посёлке и городе?2.хотели бы быть горожанами? Опрос местных жителей 5 гр. Предприятия посёлка. Инфраструктура.Люди, прославившие посёлок Военный стол, администрация посёлка, библиотека Библиотека, Интернет, старожилы, периодическая печать Выход на проект. Технология «РКМЧП», (развитие критического мышления через чтение и письмо) приём – КЛАСТЕР Защита исследовательского проекта: «Станет ли наш посёлок Решетиха городом?»Организационный моментМотивационно – целевой блокДемонстрация и защита проекта учащимися Обобщение и рефлексия – Домашнее задание и итог урока …России выпала историческая судьба жить в суровых природных условиях. Но под влиянием этих тяжелых условий у русских сформировался стойкий, выносливый характер. Русский человек склонен к самопожертвованию. Максимилиан Волошин пишет: «Все поймем, все вынесем любя…». Главное – любить свою страну, надеяться, верить и трудиться на благо России! Цель работы: Узнать какие населенные пункты можно считать городом, и хотят ли жители нашего поселка стать горожанами?Основополагающий вопрос: Может ли стать наш поселок Решетиха городом? Гипотеза: Учитывая положительную динамику демографической политики в стране, хочется верить, что городом будем, но смотря реально – понимаем, что произойдет лишь увеличение численности населения поселка.Результат: Компьютерная презентацияЗначимость: участие проекта в работе научного общества, школьный музей, библиотека, предметная неделя. Тема «Россияне» Качество знаний учащихся (в %) 2011 - 2012 г. 2012 - 2013 г. 2013 - 2014 г. 8 класс 73 89 92 Класс Качество знаний в % 8 а (с применением метода проектов) 9 14 2 92 8 б 7 10 8 68 Качество знаний учащихся по итогам изучения Темы: «Россияне» Тестирование по итогам темы: «Россияне».2013 – 2014 учебный год Работа НОУ География: 1.«Города» –Барскова О, Осокина К., Фёдорова О. – 8 класс ЛАУРЕАТ2. «Куда и зачем едут люди?» (проблемы миграции в России). – Баринова И, Губернаторова А, Чекалина Н.- 10 класс ЛАУРЕАТОбе работы вышли в финал конкурса – 2 и 3 место. География:1. «Отметка 68 метров» - Барскова Н. и Фёдорова О. – 9 класс ЛАУРЕАТ2. «Особо охраняемые территории своей малой родины – посёлка Решетиха» - Губернаторова С., Фомичёв С., Петрушина К. -11, 8 класс - ЛАУРЕАТЫ 28.03. 2014 – школьный уровень НОУ:- «Мифы о Японии» Автор Плеханова К., Мелехов Е.- «Озёра, которых нет на карте» Фомичёв С, Петрушина К. – 1 место17.04. 14 год – районное НОУ- «Лицо города Лондон» Автор – Кузина К.(7 класс) - ЛАУРЕАТ- «Озёра, которых нет на карте». Авторы Фомичёв В, Петрушина К.(9 класс) – ЛАУРЕАТ- «Мифы о Японии». Автор Плеханова К.(10 класс) – ПОБЕДИТЕЛЬ Использованная литература Алексеев. А. География. Россия: учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений/ изд – во М. : «Просвещение», 2011 (Линия «Полярная звезда»)Алексеев Н.Г. Проектирование и рефлексивное мышление // Развитие личности. 2010, №2ДроновВ.П., Ром В.Я. «География. Население и хозяйство России. 9 класс», Дрофа, Москва, 2012.География. 9 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной / авт. – сост. С.А. Малиновская. - Волгоград: Учитель, 2010.Дьюи Дж. Демократия и образование / Пер. с англ. – М.: Педагогика. 2000Советова Е.В. «Эффективные образовательные технологии» Ростов-на-Дону, 2007.Никишина И.В. «Инновационная деятельность современного педагога в системе общешкольной методической работы», Волгоград, 2007.Николина В. В. География. Поурочные разработки. 8 класс: пособие для учителя / В.В. Николина; М.: Просвещение, 2012 (линия «Полярная звезда) Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие /Е.С. Полат, М. Ю. Бухаркина, — М.: Издательский центр «Академия», 2007. МорозоваТ.Г., ПобединаМ.П., ШишовС.С. . Экономическая география России. Юнити. Москва, 2011Юркевич B.C. К вопросу о познавательной потребности у школьников. - М.; Просвещение, 2006