«Проектирование как эффективное средство формирования ключевых компетенций ученика»


Каптелова Наталья Владимировна, учитель физики МБОУ «Гимназия № 79» г.Барнаула, e-mail: natkap56@bk.ru«Проектирование как эффективное средство формированияключевых компетентностей ученика»КГБОУ АКИПКРОМБОУ «Лицей №101»Открытая научно-практическая конференция «Реализация ФГОС ООО (из опыта работы общеобразовательных учреждений)»15.04.2014 ФГОС НОО ФГОС ОООУЧЕНИКФормирование компетентного ученика универсальные учебныедействияключевые компетентности Компетентность – способность к деятельностипроблемная компетентность - это способность решать проблемыинформационная компетентность – это способность адекватно применять массовые информационно-коммуникативные технологиикоммуникативная компетентность – это способность выстраивать взаимодействия с окружающим миромучебная компетентность – это способность к самообучению и самообразованию ) овладение способом действия «оспособление»компетентностьдеятельность как система действий способностьсистемно-деятельностный подход к обучению - воплощение идеи в материальный продукт;деятельность по реализации замысла- тренировка в способах деятельности- средство формирование компетентностей ученикаПроект - средство решения задач ФГОС ООО индивидуальная деятельностьколлективно-распределённая деятельностьгрупповая деятельностьпарная деятельностьФормирование учебной деятельности (по В.В.Давыдову) Коллективный проектКоллективно-распределённая деятельностьГрупповой проект Групповая деятельностьФормирование проектной деятельности Индивидуальный проектИндивидуальная деятельностьПарный проектПарная деятельность Примеры из опыта работы Коллективный проект «Знатоки физики» 7 классЭтапы работы(сроки)Цель этапаСодержание работы1. (20.03 – 01. 04) Мотивация. Предварительная презентация тем.(Тема – физическое явление, изученное в курсе физики 7 класса - диффузия, смачивание, инерция, гравитация, трение, давление, плавание)1.Предварительный выбор темы2. Ревизия домашних ресурсов.2. (01.04 – 06.04)Освоение учащимися способа организации проектной деятельности1.Организация рабочих групп (3 -5 человек)2.Выбор темы (темы повторяться не могут)3.Обсуждение структуры (плана) проекта.4.Выбор критериев оценки3. (06.04 – 26. 04)Освоение способа поиска и обработки информации, освоение способа взаимодействия в группе.1.Поиск, анализ и обработка информации.2.Консультация учителя. 4. (26.04 – 15.05)Освоение способов оформления проекта, подготовки презентации, взаимодействия в группе.1.Консультация по оформлению2.Оформление проекта.3.Консультация по презентации4.Подготовка презентации.5. (15.05 – 25.05)Освоение способа презентация проекта.Осуществление итоговой рефлексии.Оценивание проекта.1.Презентация проекта (время не ограничено)2.Вопросы аудитории3.Рефлексия группы (самоанализ и самооценка)4.Коллективное обсуждение оценки.5. Итоговая оценка. Индивидуальные предметные проекты (информационные, учебно-исследовательские, творческие).Длительныевыполняются учеником, как правило, для участия в научно-практических конференциях, конкурсах, в целях реализации индивидуальной образовательной траектории.Кратковременные- выполняться как домашние учебно-исследовательские проекты с оформлением проектного продукта в виде презентации Power Point или видеоролика. «Планета Нибиру: миф или реальность?, «Энергосбережение – новый источник энергии», «Большая Медведица – кто ты?», «История оптического телескопа», «Плеер – друг или враг?», «Изучение восприятия времени человеком», «Удивительные свойства неньютоновской жидкости», «Как измерить высоту дерева, не влезая на него»…Проекты из серии «Домашние опыты» - «Доказательство атмосферного давления», «Исследование зависимости выталкивающей силы от плотности жидкости», «Исследование явления диффузии», «Исследование явления смачивания» ;«Самодельные приборы по физике»;Тематические проекты-презентации Кратковременные проекты (мини-проекты)Простые механизмыБлокВыигрыш в силеПроигрыш в силеВыигрыш в путиВоротВинтКлинПреобразование силыРычагНаклонная плоскостьПроигрыш в путинеподвижныйподвижныйИзменение направленияF=PF=P/2F1/F2 = l2/l1М1 = М2КПД = Ап/АКПД < 1Продукт проекта - кластер по теме «Простые механизмы» Телекоммуникационные образовательные командные проекты донести информацию до какой-либо аудитории – одноклассников, учеников начальной школы, сделать фото- или видеоотчёт, что способствует формированию активной жизненной позиции, социализации, публичности. строгие временные и критериальные рамкителекоммуникациявысокая концентрация творческих, предметных, интеллектуальных, коммуникативных усилий, быстрое формирования ИКТ-умений. регистрация на сайте, работа в виртуальном кабинете и режиме он-лайн, поиск и обработка информации, оформление продуктов в соответствие с техническими требованиями к электронным документам (вид файла, формат документа, допустимые в документе шрифты, требования к рисункам, фотографиям, формулам, колонтитулам, размерам файла, архивации файлов), правила и культура общения с организаторами и участниками проектавнешняя оценкапроектной деятельности место в итоговом рейтинге, возможность сравнения своего продукта с продуктами других участников телекоммуникационного проекта формирует адекватность самооценки. просветительская деятельность работа с информацией поиск, анализ, обработка информации в разных формах из разных источников, создание новых информационных продуктов Вывод из опыта работы:Компетентностный рост ученика пропорционален количеству выполненных им проектов.