Презентация. Формирование информационной культуры подростка через электронные библиотеки


Формирование информационной культуры подростка через электронные библиотеки Поэтом можешь ты не быть, Но гражданином быть обязан (электронным) . Актуальность темы Большинство российских подростков не умеют пользоваться электронными библиотеками,а это является основой информационной культуры. Гипотезы:1.Не знают о преимуществах электронных библиотек2. Нет информации о сети электронных библиотек3. Низок уровень информационной культуры Цель Популяризировать электронные библиотеки, в том числе возможности школьной медиатеки Задачи1. Доказать преимущества дистанционного доступа к библиотечным фондам.2. Дать обзор существующих электронных библиотек.3.Способствовать повышению информационной культуры сверстников. Что умеет современный подросток? Бытует распространенное мнение о том, что обычно подростки в Интернете занимаются двумя вещами: общаются ("чатятся"), либо просматривают сайты без определенной цели. 29 человек назвали 31 любимый ими сайт (среди них очень много сайтов, посвященных играм). Однако исследования показывают, что это не так. Из опрошенных подростков обычно просматривают сайты, играют в сетевые игры - 53%; скачивают информацию - 44%;- пользуются электронной почтой - 31%;- общаются на чатах - 25%. Подростки активно используют весь спектр предоставляемых им возможностей. Чему следует научить? Куда им обратиться ? (выявление и оценка вероятностных источников);Как получить информацию? (поиск и обнаружение конкретных ресурсов);Какие ресурсы использовать? (изучение, выбор или отказ от конкретных ресурсов);Каким образом использовать ресурсы? (критический анализ ресурсов);Что следует записать? (фиксация и сортировка информации); Из опыта наших совместных работ над проектами по естествознанию и по физике я сделал вывод, что мои сверстники прежде всего не знают Получил ли они нужную информацию? (интерпретация, анализ, синтез и оценка);Как ее представить? (представление, коммуникация)Каков результат? (оценка). Понятие электронной библиотеки Электронная библиотека — упорядоченная коллекция разнородных электронных документов, снабженных средствами навигации и поиска. Может быть веб-сайтом, где постепенно накапливаются различные тексты и медиафайлы, каждый из которых самодостаточен и в любой момент может быть востребован читателем. Книжный сканер в штаб-квартире архива Интернета, Сан-Франциско Они могут быть универсальными или специализированными. Преимущества: дешевле и быстрее Во-первых, очевидны перспективы снижения стоимости распространения информации посредством использования технологий сети Интернет. Уже сейчас массу материалов не нужно печатать, складировать, транспортировать и распространять. Во-вторых, значительно сократится время поступления необходимой информации до ее потребителей. Электронные издания способствуют расширению возможностей авторов. Преимущества: Раритет и инновации В-третьих, расширится доступ к редким источникам, благодаря их оцифровке. Сохранятся от исчезновения и полного забвения источники, хранящиеся на недолговечных носителях. В-четвертых, интенсивнее распространяется инновационная информация. Есть возможность бесплатно работать с каталогами крупнейших библиотек и отслеживать необходимые данные о современных публикациях. Развитию инноваций способствуют также электронные издания или электронные версии печатных изданий. Преимущества: Вне времени и пространства В-шестых, постоянно расширяется возможность получения быстрого доступа ко всей имеющейся в мире информации Пользователи могут работать в электронных библиотеках, независимо от физического месторасположения источников информации, в любое удобное время суток и в любом удобном для читателя месте. В-пятых увеличится емкость хранилищ, подчас страдающих от недостатка необходимых площадей и соответствующего оборудования. Международные электронные библиотеки Всемирная цифровая библиотека (англ. World Digital Library) — проект Библиотеки Конгресса. В 2007 году к проекту присоединилась Российская национальная библиотека. Google Book Search — проект компании Google, содержит значительное количество полных текстов книг, в том числе и русском языке, просмотр части книг (примерно от 1900 до 1923 гг.) исходя из юридических ограничений возможна только жителям США. Openlibrari ora  — проект некоммерческой организации Internet Archive по оцифровке книг находящихся в общественном достоянии (в рамках Open Content Alliance) «Открытая библиотека», (на ноябрь 2008 г.) доступных для просмотра и скачивания, Международные электронные библиотеки Проект «Гутенберг» — первая в мире электронная библиотека. Содержит более 20 000 текстов, аудиокниг, нотные записи, MIDI и иногда видеороликов, в основном, находящихся в общественном достоянии в США. Европейская электронная библиотека «Europeana» — содержит оцифрованные объекты культурного наследия Европы: книги, картины, фотографии, аудиозаписи. До 2010 г общее количество планируется довести до 6—10 млн. Gallica  — французский архив, ставит своей целью оцифровать все содержимое Национальной библиотеки Франции — более 12 млн книг и манускриптов, 500 тыс. периодических изданий, 800 тыс. медалей и монет, 650 тыс. карт и изображений. LibriVox — проект по созданию аудиокниг в общественном достоянии, на основе текстов, находящихся в ОД в США — в основном, из проекта «Гутенберг». Центр оцифровки Гёттингена — центр в Германии осуществляет оцифровку фондов университетской библиотеки Гёттингена. Адреса электронные каталоговцентральных библиотек России http://www.rsl.ru – Российская государственная библиотека (РГБ)http://www.nlr.ru:8101/ – Российская Национальная библиотекаhttp://www.anpbu.ru – Государственная научная педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского Российской академии образования (ГНПБ РАО)http://www.libfl.ru – Всероссийская государственная библиотека иностранной литературы им. М.И. Рудомино http://www.shpl.ru Государственная публичная историческая библиотека России (ГПИБ) http://www.apntb.ru Государственная публичная научно-техническая библиотека (ГПНТБ)http://www.cnshb.ru/ - Центральная научная сельскохозяйственная библиотека (ЦНСХБ) Адреса электронные каталоговрегиональных библиотек России http://www.nlrb.ru - Национальная библиотека им. А.-З.Валиди Республики Башкортостан (Республика Башкортостан, Уфа)http://library.karelia.ru - Национальная библиотека Республики Карелия (Республика Карелия, Петрозаводск)http://www.nbrk.komi.com-Национальная библиотека Республики Коми (Республика Коми, Сыктывкар)http://www.kitaphane.ru - Национальная библиотека Республики Татарстан (Республика Татарстан, Казань) http://www.lib.cap.ru + Национальная библиотека Республики Чувашия (Чувашская Республика, Чебоксары)http://www.okrlib.ru/ -Государственная библиотека Югрыwww.neb-yanao.mkrf.ru - Национальная электронная библиотека Ямало-Ненецкого автономного округа Государственная библиотека Югры Электронные библиотечные ресурсы Югры Лидерами в создании электронных ресурсов являются библиотечные системы гг. Нижневартовска, Сургута и Государственная библиотека Югры. Повышению эффективности в процессах создания и использования электронных баз данных способствует корпоративный подход. В округе функционирует 4 проекта корпоративной каталогизации. Электронные каталоги на документные коллекции создает 41 библиотека что составляет 17% от общего числа муниципальных и государственных библиотек. Наша медиатека В нашей школе имеется медиатека. Опытные библиотекари, учителя информатики апробируют новый курс «Основы информационной культуры личности», разработанный Гендиной Н.И. Основная цель курса – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их в учебной деятельности. Наши информационные возможности Мы должны научиться:освоению рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими входе обучения задачами; овладению методикам формализованного свертывания (аналитико-синтетической переработки информации; изучению и практическому использованию технологии результатов самостоятельной учебной и научно-исследовательской работы (подготовки сочинений, рефератов, обзоров, презентаций). Выводы Наша главная задача -приготовиться к жизни в информационном обществе, повысить уровень информационной культуры, в основе которой лежит умение работать в электронных библиотеках. В нашей гимназии созданы для этого все условия, нужно лишь самим приложить усилия для самообразования .