Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках физики


«Развитие творческого потенциала личности обучающихся на уроках физики »Автор: Кадерова Светлана Николаевнаучитель физики2014г «Порыв к творчеству может также легко угаснуть, как и возник, если оставить его без пищи». К.Г. Паустовский Актуальность В период научно - технической революции и быстрого нарастания потока научной информации одной из главных задач обучения становится развитие не только репродуктивного, но и творческого мышления у учащихся. На современном этапе развития науки, техники, производства, обществу нужны новаторы, рационализаторы, изобретатели – люди умеющие мыслить творчески, способные создавать новое во всех областях жизни. На сегодняшний день главной целью педагогической деятельности можно считать создание условий для развития творческих способностей личности обучающегося. Творческая способность – это способность увидеть, проблему, мобилизовать необходимые знания для выдвижения гипотезы, способность теоретически и практически проверить её и в результате создать оригинальный продукт, научное открытие, изобретение, решение задачи. Противоречия Между традиционными методами и приёмами обучения школьников и необходимостью внедрения новой, прогрессивной системы обучения, реально необходимой на современном этапе развития обществаМежду необходимостью применять современные технологии по развитию творческого потенциала и недостаточным уровнем подготовки педагоговМежду имеющимися у школьников знаниями, умениями и навыками, полученными на уроках, и реальным уровнем творческого развития Проблема Низкий уровень развития творческих способностей обучающихся и необходимость развития творческих способностей на уроках физики с помощью современных образовательных технологий Цель: способствовать развитию творческого потенциала обучающихся на уроках физики Задачи: Изучить инновационные технологии, направленные на развитие творческих способностей обучающихся на уроках физикиВнедрить в программу наиболее адекватные методы и приёмы обучения для каждого обучающегосяСоздать максимально благоприятные условия для развития и формирования творческих способностей каждогоПробудить интерес к изучаемому на уроках физики, используя различные виды работы Ожидаемые результаты Совершенствование педагогической деятельности с целью повышения качества работы по развитию творческих способностей обучающихсяПовышение мотивации и качества знаний по предмету «Физика»У обучающихся сформировано творческое отношение к выполняемой работеПриобретение обучающимися умений: -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; -продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность. Деятельность Проблемное обучение В проблемном обучении учебный процесс приобретает свою специфическую структуру, состоящую из цепи последовательно разрешаемых проблем.Проблемные ситуации на уроках создаются путем опоры на жизненный опыт обучающихся, благодаря чему они в процессе собственной деятельности находят возможность использовать получаемые знания для решения учебных задач. Используя противоречия между имеющимися у учащихся представлениями о каком-либо явлении и действительным его содержанием, учитель создает проблемную ситуацию специальными методическими приемами: столкновением учащихся с жизненными явлениями, фактами, требующими теоретического обоснования; созданием жизненной ситуации путем организации практической работы учащихся. Учащиеся от наблюдения конкретного явления самостоятельно приходят к обобщениям; - побуждением учащихся к анализу жизненных явлений с целью выдвижения проблемного вопроса. Русская сказка «Два Ивана - солдатских сына»:«Начал Иван - солдатский сын биться смертным боем со Змеем-Горынычем. Он так быстро и сильно махал своей саблей, что она докрасна раскалилась, нельзя в руках держать!Взмолился Иван царевне: «Спасай меня, красна девица! Сними с себя дорогой платочек, намочи в синем море и дай обернуть саблю».Вопросы: Почему сабля раскалилась? Благодаря какому явлению её горячо было держать? Что, с точки зрения физики, произошло бы, если бы намоченным платком Иван обернул свою саблю? Метод проектов С точки зрения обучающегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим школьником в виде цели, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.Метод проектов используется для обобщения знаний и умений по изученной теме. Учащимся поручается к моменту окончания изучения темы изобрести любое устройство, прибор или способ проведения какого-либо процесса; плакат, альбом, афишу, буклет, фото, мультимедийную презентацию и пр., отражающие самое существенное содержание темы. Физический эксперимент Призванный утвердить физику как науку опытную, эксперимент выполняет разнообразные учебные функции: первого знакомства с новым явлением; иллюстрации изучаемого материала; измерения количественных характеристик явления; проверки сформулированного учителем закона; развития у учащихся экспериментальных навыков и т.д. Нетрадиционные уроки Использование нестандартных уроков физики позволяет наиболее естественным и простым способом возбудить деятельность научного воображения, приучить ученика мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с теми разнородными явлениями жизни, с которыми он обычно входит в соприкосновение. Использование фольклора на занятиях по физике оказывается эффективным, если придерживаться определенных методических требований, а именно, цитируемое должно: - быть связано с конкретными вопросами курса физики, - отражать основной, а не второстепенный или дополнительный материал, - иметь художественные достоинства: яркость и убедительность образов, выразительность, - быть кратким, лаконичным, способствовать положительной мотивации к изучению физикиПримеры загадок, поговорок и сказок на уроках физики:К дальним селам, городам Кто идет по проводам? Светлое величество! Это... (электричество). Зимой нет теплей места, летом нет холодней (погреб или печка).Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит" (гром и молния). Отрезанный ломоть к хлебу не приставишь.   Компьютеризация урока Необходимо осознанно разделять понятия «компьютерный урок» и «компьютерная поддержка урока». Компьютерный урок характерен для специфического предмета – информатики, где компьютер является не только необходимым средством обучения, но и непосредственно объектом изучения. Цель применения компьютера на уроке физики – создание дидактически активной среды, способствующей продуктивной познавательной деятельности в ходе усвоения нового материала и развитию мышления учащихся. Содержательно компьютерная поддержка может быть разнообразной:1) видео- и анимационные фрагменты с демонстрацией физических явлений, классических опытов, технических приложений (из всевозможных компьютерных программ по физике, интернет-сайтов); 2) материалы для тестового контроля (итогового, рубежного и особенно диагностического);3) комплекты задач для самостоятельной и групповой работы, с образцами решений и возможностью проверки результатов компьютерным экспериментом;4) лабораторные работы (например, из обучающей программы «Открытая физика»);5) физические модели технических устройств и процессов в специальных средах, развивающих интуитивное мышление;6) исторический, справочный, табличный материал;7) наборы нестандартных заданий, анимационные рисунки, логические схемы, интерактивные таблицы и т.п., используемые в ходе объяснения, закрепления, систематизации материала. Выводы: В работе над развитием творческих способностей школьников необходимо использовать различные приемы, методы, формы работы на уроках физики. Сформированность умения творчески подходить к решению возникающих проблемПриобретение обучающимися умений: -выдвигать гипотезы, формировать собственное мнение, высказывать его, аргументировать; -продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявляя свою индивидуальность. Творческих всем начинаний !