Презентация по литературе на тему «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина»( 6 класс)


Урок по литературе для 6 класса Тема урока: «Анализ стихотворения «Зимнее утро» А.С.Пушкина» Цели урока:Продолжить знакомство с лирикой А.С.Пушкина,Выявить своеобразие пейзажной лирики поэта;Совершенствовать навыки анализа стихотворного текста Представьте, что сейчас зима.Попробуйте в нескольких предложениях описать это время года, а поможет вам в этом следующий слайд. А.С.Пушкин «Зимнее утро» Работа со словом: Подберите синонимы. НегаВзор ВечорНынче ОзаренаВелетьЗапречьПредадимся НаслаждениеВзглядВчераСейчасОсвещенаПриказатьЗапрячьОтдадимся Беседа по вопросам: Что описывает поэт? (утро, лес, небо, снег)С какой целью он использует контрастное описание природы? (он хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра по сравнению со вчерашней бурей) Выразительно прочитайте первую строфу стихотворения Мороз и солнце; день чудесный!Еще ты дремлешь, друг прелестный -Пора, красавица, проснись:Открой сомкнуты негой взорыНавстречу северной Авроры,Звездою севера явись!К.А.Саврасов «Зима» Какое настроение создается в первой строфе? С помощью каких средств? Лексика первой строфы: «мороз», «солнце», «день чудесный» - создает настроение радости, бодрости, восхищения природой.С.Ю.Жуковский «Зима» Выразительно прочитайте вторую строфу стихотворения. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,На мутном небе мгла носилась;Луна, как бледное пятно,Сквозь тучи мрачные желтела,И ты печальная сидела -А нынче... погляди в окно: Как и почему меняется настроение во второй строфе? Лексика второй строфы задает тревожный тон, создает мрачное настроение: «злилась», «мутном небе», «печальная», «тучи».Впоследствии усиливается эффект от красоты природы. Антитеза - противопоставление слов, образов, эпизодов для передачи мысли и чувств, усиления выразительности речи. Выразительно прочитайте третью строфу стихотворения. Под голубыми небесамиВеликолепными коврами,Блестя на солнце, снег лежит;Прозрачный лес один чернеет,И ель сквозь иней зеленеет,И речка подо льдом блестит.С.Ю.Жуковский «Иней» Какими красками нарисована природа в третьей строфе? Чистыми, прозрачными оттенками: голубой, серой, серебристой. В.Д.Поленов «Ранний снег» Выразительно прочитайте четвертую строфу стихотворения Вся комната янтарным блескомОзарена. Веселым трескомТрещит затопленная печь.Приятно думать у лежанки.Но знаешь, не велеть ли в санкиКобылку бурую запречь? Можно ли услышать, что происходит в доме? …Веселым трескомТрещит затопленная печьСогласные звуки [р], [т], [с], [щ] помогают передать треск дров в печи Аллитерация - повторение в стихах или прозе одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выразительности речи. Выразительно прочитайте последнюю строфу стихотворения Скользя по утреннему снегу,Друг милый, предадимся бегуНетерпеливого коняИ навестим поля пустые,Леса, недавно столь густые,И берег, милый для меня. Л.Л.Каменев «Зимняя дорога» Куда стремиться лирический герой из уюта комнаты? Герой мечтает о стремительном беге коня, который даст ощущение воли, свободы, простора. В этом проявляется единство красоты человека, природы и жизни. И.И.Шишкин «Зима» Что изображает поэт в стихотворении? А.С.Пушкин изображает картину природы, а через нее свои чувства и эмоции, переживания и настроение. В своем стихотворении поэт показал, что природа находится в тесной взаимосвязи с человеком, зима не усыпляет его, а зовет к действию, бодрит, пробуждает радость и творчество. Домашнее задание Выучить стихотворение «Зимнее утро» наизусть;Нарисовать иллюстрации к стихотворению;Для желающих: попробовать свои силы в пейзажной лирике. Спасибо за урок!