Презентация по литературному чтению на тему: Лингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина Зимнее утро.


УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТЛингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина "Зимнее утро"Руководитель проекта: Камардина С.М.МБОУ СОШ №46 г.Воронежа2016/2017 учебный год СОДЕРЖАНИЕМетодический паспорт проектаВведениеОписание проектаЗаключениеПриложения МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТАЛингвистический анализ стихотворения А.С.Пушкина «Зимнее утро».На уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности учащихся.В основе проекта лежит желание учащихся углубить свои знания при знакомстве с лирическим произведением и усовершенствовать навыки выразительного чтения стихотворений. Представить свои исследования в разнообразной форме (лингвистический анализ поэтического текста, построенный по определенной модели, выставка рисунков, конкурс чтецов), позволяющей использовать эти результаты в учебной и внеурочной деятельности, дать учащимся возможность в процессе исследовательской деятельности почувствовать душевное состояние поэта, проследить развитие чувств , звучности стиха; подвести к пониманию того, что это достигается не только общей красотой русского языка, но и фонетической организацией стиха; вызывать желание вслушиваться в стихотворение, задумываться над значением слов и образов. Название проектаОпыт использованияПроблемная проектаЦель   МЕТОДИЧЕСКИЙ ПАСПОРТ ПРОЕКТАИндивидуальна и групповая работаПоисково – исследовательскаяМультимедийная презентация, групповой отчет проектантов, выставка рисунков, конкурс чтецов.2 класс (8 лет)2 ученикаЛитература1 месяцФорма организации детей Ведущая деятельностьФорма представления проектной деятельности Класс и возраст детей Количество участниковПредметная областьВремя работы ВВЕДЕНИЕЗима в этом году выдалась чудесная: морозная, снежная. Часто приходилось любоваться ее красотой. Всё напоминало поэтические строки о чудесной зимней природе: "Чародейкою зимою околдован лес стоит", "Белая береза под моим окном...", "Поет зима, аукает...". И я задумалась: как поэтам удалось так точно, так красиво выразить в стихах свои чувства? Поделилась своими мыслями с Викой и со Светланой Михайловной. Вместе мы прочитали много стихов о зиме. Особенно понравилось стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро". Захотелось вникнуть в него, прикоснуться к творчеству великого поэта, окунуться в самую глубину его стихов. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА "Зимнее утро" написано в 1829г. по воспоминаниям, навеянным пребыванием Пушкина в селе Михайловском во время ссылки. Уже первое чтение стихотворения дает возможность почувствовать восхищение поэта красотой зимнего утра, его ничем не омраченное радостное и бодрое настроение. Даже воспоминание о вчерашней вьюге не снижает его жизнерадостного мировосприятия. Поэта радует все: прелесть зимнего утра, великолепие окрестностей, уют домашнего тепла, ожидаемая прогулка... Знакомство с биографией А.С. Пушкина Словарная работа Подбор однокоренных слов Анализ стихотворения по строфам Семинар В стихотворении пять картин Связный рассказ - анализ 1-й строфы В 1-й строфе нарисован художественный образ "Мороз и солнце". Поэт как бы побуждает друга прелестного разделить с ним радость общения с природой. Называет подругу красавицей , сравнивает ее с северной звездой и предлагает встретить Аврору - богиню утренней зари. В строфе используются эпитеты, метафоры, сравнения: чудесный, прелестный, сомкнуты негой. Эти строки красивы не только по смыслу, но и по звучанию. Гласных звуки – [о, а, э] создают впечатление открытости чувства, радости. Согласные [с] и [з] дают возможность услышать скрип снега под полозьями саней и увидеть солнечный свет... Связный рассказ - анализ 2-й строфы Внимание поэта сосредоточено на картине вчерашнего вечера. Поэт рисует зимние образы "вьюга злилась", "на мутном небе мгла носилась", "луна, как бледное пятно сквозь тучи мрачные желтела". Они напоминают ему одушевленные предметы. Это олицетворение. Поэту удается оживить эти образы при помощи метафор "злилась", "носилась", эпитетов "бледное", "мрачное". Эпитеты и метафоры в этой строке создают мрачное и тревожное настроение. Оно усиливается звукописью строк. В них словно слышится завывание вьюги. Лишь слова вечор ты помнишь дают понять, что настроение тревоги, переживания, страха позади, вьюга была вчера и прошла. Поэт прервал речь словом нынче. Все изменилось с утра, прошлое позади, тревога сменяется радостью. Связный рассказ - анализ 3-й строфы В 3-ей строфе поэт рисует чудесные картины зимнего утра. Поэт делает их особенно запоминающимися с помощью эпитетов: голубыми, великолепными. Лес не заслоняет собой ослепительной красоты морозного утра, блеск снега и речки. Картина вчерашней вьюги дается поэтом рядом с картиной зимнего утра, чтобы подчеркнуть контраст между настроением тревоги и радости. Звукопись строфы отражает настроение поэта. Обилие гласных, простор их звучания подчеркивают красоту пейзажа. Связный рассказ - анализ 4-й строфы 4-я строфа дополняет 3-ю, как бы оттеняет блеск морозного утра, которое проникает в комнату. Поэт использует эпитет веселый треск, чтобы передать ощущение уюта и домашнего тепла. Гласные [а, у] особенно напевны в этой строфе. Они передают безмятежное состояние души поэта. Народные слова кобылка, запречь помогают догадаться, что действие происходит в отдаленной русской деревне, которую так любил поэт. Связный рассказ - анализ 5-й строфы В последней строфе поэт рисует ожидаемую прогулку, места, близкие и милые его сердцу. Метафора: предадимся, эпитеты: нетерпеливого, милый дают возможность понять, что прогулка эта желанна для поэта. Выражение друг милый передает ощущение теплоты и нежных чувств к близкому человеку. Гласные [и,э,а,ы] в открытых слогах передают красоту простора, открытость местности и души поэта. Выставка рисунков "Люблю её снега" Конкурс чтецов " Суровою зимой я более доволен..." Награждение конкурсантов ЗАКЛЮЧЕНИЕ... В процессе работы над проектом мы прикоснулись к творчеству великого поэта и убедились в том, что только человек, горячо любящий свою родину, родную природу, ее красоту, способен написать светоносные строки: "Мороз и солнце; день чудесный!..."