Совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культуры


Совершенствование работы в ДОУ по формированию у дошкольников основ экологической культурыПодготовила: воспитатель Иванова Ю.Д.«Заставить полюбить природу нельзя,но помочь полюбить можно».Н.И. Сладков.     Формирование экологического сознания - важнейшая задача в настоящее время.Дошкольный возраст самый ценный этап в развитии экологической культуры личности. Знакомство с природой способствуетразвитию образного мышления,наблюдательности, внимания, активизируетречь детей. Основной целью экологического воспитания детей дошкольного возраста является формирование у них основ экологического сознания и экологической культуры. Задачи Обогащать детей знаниями о природе, её многообразии, целостности  живого организма, его потребностях, отличительных особенностях, чертах приспособления к окружающей среде, образе жизни.Формировать понятия о взаимосвязях и взаимозависимости всех компонентов природы.Прививать практические навыки и умения  по уходу за растениями и животными своего ближайшего окружения.Развивать художественные способности, эстетические чувства; умение замечать прекрасное, любоваться и восторгаться объектами природы, оберегать и по возможности преумножать красоту и богатства родной природы.Развивать связную речь детей: обогащать и активизировать словарный запас, развивать диалоговую речь и речь доказательство, обучать составлению рассказов. Для реализации данных задач необходимо следовать следующим принципам:научностидоступностицелостностисистемностисезонностиинтеграции, координации деятельности педагогов преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Недостатки, которые могут затруднять процесс развития экологической культуры детей:Бедность оснащения уголков природы.Отсутствие качественных наглядных пособий в виде рисунков, моделей диафильмов, презентаций различного рода с экологическим содержанием.Недостаток художественной и методической литературы по формированию основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Направление работы Процесс формирования экологической культуры детей старшего дошкольного возраста будет наиболее эффективен при соблюдении ряда условий, а именно: создание развивающей экологической среды;включение ребенка в природоохранную деятельность;взаимодействие с родителями. Организация предметно – пространственной средыуголки в группах (экспериментальные, природы, выставочные, огород на окне);экологическая комната или «музей природы» (комнатные растения и картотека к ним, карты звездного неба, зона коллекций, макеты,  фитобар, природный материал, оборудование для ухода за живыми объектами);минилаборатория (материалы для детского экспериментирования, микроскоп,  природный материал);библиотека (познавательная литература о природе, литература по уходу за животными, подборка  картин и иллюстраций из жизни животных,  растений, по сезонным изменениям, а также видеоматериалы, аудиоматериалы, картотека экологических игр, экологических сказок, экологические плакаты);экологический театр (костюмы, атрибуты, маски для экологических инсценировок, аудиозаписи);галерея (тематические выставки детских работ).Мини музей «на днеморском»Огород на окнеФитобар оранжерея детского садатерритория детского сада (игровые площадки для организации экологических праздников, экскурсий и игр, различные породы деревьев, экологическая тропа, уголок нетронутой природы, участок для привлечения птиц с разнообразными кормовыми деревьями и густыми зарослями кустарника, ярко цветущими растениями для привлечения насекомых и дополнительным оборудованием (птичий столб, поилки, кормушки, гнездовья и др.);огород, цветник (цветы, кустарники, овощные культуры, фито огород); Формы и методы работы с детьми по формированию основ экологической культуры: это рассказы воспитателя и детей, чтение художественных произведений, плановые и ситуационные беседы, загадки, экологические сказки, объяснение.Словесные Наглядныенаблюдение, рассматривание картин, демонстрация моделей, учебных фильмов и презентаций и диафильмов. это игровые обучающие ситуации(соревновательные, дидактические игры и упражнения), экскурсии-путешествия, элементарные опыты и моделирование, наблюдения, исследовательская деятельность, индивидуальная работа, выполнение трудовых поручений, выставки, проектная деятельность.Практические Формы деятельности организации обучения и воспитания основ экологической культуры дошкольниковэкскурсии (природоведческие (познавательные) экскурсии, ознакомление с трудом взрослых);изготовление с детьми самодельных «экологических книг »;экологический кружок;экологические конкурсы;экологические выставки и экспозиции;изготовление совместно с педагогами макеты (Пример: «Пустыня», «Долина динозавров»);коллекционирование;экологические тропы;создание метеоплощадки на участке;Экологический макетСолнечные часыМетеоплощадка экологические игры для детей с использованием компьютерных технологий;природоохранные акции (пример Всемирный День воды (22.03.), День Земли (22.04.) «Покормите птиц зимой», «Цветочная фантазия»и т.д.);целевые прогулки;музыкальные праздники и развлечения на экологическую тематику;экологические проекты;имитационные игра;интерактивные игры;экологические театры;экологическая сказка;конкурсы поделок из природного материала, выставки рисунков;КВНИнтерактивная доскаИнтерактивный пол собрания,консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги,оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов. Например «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе), беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца),конкуры для родителей и детей (пример самая лучшая экологическая игра), совместные с родителями акции, фотовыставки, выставки поделок из природного материала, создание экологической газеты и т.д.привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы, в природоохранных акциях (изготовление скворечников и кормушек и т.д.) .Работа с родителями Возможности дошкольного периода в становлении начал экологической культуры велико, их реализация целиком связана с содержанием и методами экологического воспитания детей.Использование различных форм и методов в развитии основ экологической культуры дошкольников развивает интеллект детей. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!