Презентация для педагогических работников Комплексные программы позитивной профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетних


Комплексные программы позитивной профилактики злоупотребления ПАВ среди несовершеннолетнихГБУ ВО «Центр психолого-педагогической поддержки и развития детей»Материал подготовлен психологом Маликовой О. М. Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде. Приказ Минобрнауки РФ от 05.09.2011г. № МД-1197/06 Комплексные программы позитивной профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде комплекс мероприятий, ориентированных на формирование и развитие у детей, начиная с младшего школьного возраста, ценностей и навыков здорового образа жизни, ослабление факторов риска и усиление защитных факторов личности Письмо департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 10.10.2013г. № 80-01-09/6440 «Методические рекомендации по разработке школьных комплексных программ позитивной профилактики злоупотребления психоактивных веществ среди несовершеннолетних»(ресурс: stoppav.ru – нормативно-правовая база – приказы, письма, положения) Субъекты профилактикиРодителиПедагогиДЕТИ Компоненты профилактической программы: Особенности построения программ Пример долгосрочной профилактической программы«Уроки профилактики наркомании в школе» (авторы Николаева Л.П., Колесов Д.В.) источник: Николаева Л.П., Уроки профилактики наркомании в школе, пособие для учителя, М., изд-во Московского психолого-социального института, Воронеж, изд-во НПО «МОДЭК», 2003г. Учебно-тематический план занятий 1-4 классы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаКол-во часов1Полет и падение12Хорошие и плохие вещества13Хорошие и дурные поступки14Правда и ложь15Добрые дела1 Учебно-тематический план занятий 5-8 классы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаКол-во часов1Первая проба наркотика – начало полета, в конце которого падение12Торговля наркотиками13Можно ли избавиться от наркомании14Свобода и наркотики15Распространение наркомании1 Учебно-тематический план занятий 9-11 классы{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаКол-во часов1Прием наркотика – всегда полет, но в конце – всегда падение12Оборот наркотиков13Можно ли избавиться от наркомании14Свобода и наркотики15Распространение наркомании1 Основные цели программ позитивной профилактики формирование ценности здорового образа жизни у детей и подростковсовершенствование знаний, умений и навыков педагогов системы образования, родителей и обучающихся в вопросах сохранения и укрепления физического, психического и социального здоровья Основные направления реализации программ позитивной профилактики Особенности реализации программ позитивной профилактики с детьми Важные компоненты работы в группе Пример программы для младших школьников«Волшебная страна Чувств» (автор Гусева Н.А.) источник: Гусеева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей: Программа профилактики злоупотребления ПАВ/Под. науч. ред. Л.М.Шпицыной. – СПб.: Речь, 2003. – 256с. Учебно-тематический план{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема1«Секреты Енотова Круга»2«Первое путешествие в Здраволюбию»3«Волшебная страна чувств и ее жители»4«Знакомство с Королем Волшебной страны и Мерой»5«Слуга по имени Радость»6«Слуга по имени Грусть»7«Слуга по имени Страх»8«Слуга по имени Злость»9«Слуга по имени Интерес»10«Слуга по имени Обида»11«Слуга по имени Вина»12«Заговор болезнетворцев»13«Исцеление Короля. Изгнание болезнетворцев»14«Подарки здраволюбцам» Методики для оценка эффективности работы по программеАнкета «Письмо другу», или «Телефонный разговор» А.Г. Макеевой;Методика «Может ли...» Цветовой тест отношений (ЦТО) Методика «Приключения Кузи и Фани»Методика «Волшебная страна чувств» (при групповом обследовании)Тест Люшера (при индивидуальном обследовании)Кинетический рисунок семьи, рисунок «Я в школе» Пример программы для среднего и старшего подросткового возраста«Формирование здорового жизненного стиля» (авторы Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др.)источник: Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи: Методические рекомендации. – Гатчина: ООО «Латона», 2002. – 84с. Учебно-тематический план{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№ТемаЧасы1Представления программы, знакомство. 22Понятие личности. Понятие границ личности. Развитие личности. 23Чувства. Формирование умения осознавать, что со мной происходит, анализировать собственное состояние. 24Ценность моей и твоей личности. 25Информация о действиях и последствиях употребления психоактивных веществ. Понятие зависимости. 26Человек как социальное существо. Общение. 27Человек как социальное существо. Формирование навыков эмпатии.28Человек как сексуальное существо. 29Семья как единый организм. Зависимость от психоактивных веществ в семье. 210Понятие группового давления и принятие собственного решения. 211Формирования навыков заботы о себе и защиты своего Я. 212Развитие заболевания зависимости от психоактивных веществ и выздоровление. Альтернативные употреблению психоактивных веществ способы получения удовольствия.213-15Понятие стресса и проблемо-разрешающее поведение. 616Формирование умения ставить перед собой краткосрочные и перспективные цели и достигать их. 217Понятие морали и нравственности, смысла жизни и личностных ценностей. 218Завершение работы, подведение итогов.2 Особенности реализации программ позитивной профилактики с родителями Цель работы с родителями в рамках программы:обеспечение родителей знаниями и навыками, способствующими развитию эффективного, развивающего поведения в семье в процессе взаимодействия с детьми Важно для родителейЗнания об особенностях ребенкаПомощь в осознании собственных ресурсовОпределение направлений и стратегий развития личностных ресурсов для детейВыявление родителей нуждающихся в помощи и готовых помочь Логика работы с родителями (Т.И.Петракова)преодоление оборонительной позиции родителей;информирование о наркологической ситуации;мотивирование родителей к участию в профилактике;обучение родителей-волонтеров для участия в родительских конференциях и тематических собраниях. Тематика общешкольных родительских собраний{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}КлассыТемы1 – 4 классыСекреты здоровья ребенка. Поговорим о наркомании. Предупреждение вредных привычек. Дети учатся тому, что видят дома. Здоровье и вредные привычки.5 – 8 классыКурение и статистика. Вредным привычкам скажем «нет». Наркомания и статистика. Почему подростки курят. Последствия необратимы. Шаг от сигареты к наркотикам.9 – 11 классыВредным привычкам скажем «нет». Наркомания и статистика. СПИД – реальность или миф. Последствия необратимы. Имидж, стиль жизни… сигарета. Эффективные формы работы с родителямибеседы всеобучи дискуссии ролевые игры тренинги предоставление литературы, аудио/видеоматериалов и листовок по вопросам здоровья, общения и других жизненных навыков Пример программы для родителей«Формирование здорового жизненного стиля» – программа психологической работы с родителями (авторы Сирота Н.А., Ялтонский В.М., Зыков О.В. и др.)источник: Программа профилактики злоупотребления наркотиками среди подростков и молодежи: Методические рекомендации. – Гатчина: ООО «Латона», 2002. – 84с. Схема семинаров-тренингов для лидеров-родителей{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Краткое содержаниеЗанятие 1Правила работы в группе. Семья как развивающая социально-поддерживающая система. Признаки развивающих социально-поддерживающих и социально-подавляющих семейных систем. Определение возможностей, направлений и стратегий изменения семьи.Занятие 2Ресурсы личности. Ресурс Я (Я-концепция, семейное Я, родительское Я, самоэффективность). Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Я-концепция родителя и ребенка. Точки их соприкосновения и стратегии взаимного развития.Занятие 3Ресурсы личности. Субъективный контроль над собственным поведением, ситуацией, поведением других членов семьи и ребенка. Осознание ресурса. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Субъективный контроль родителя и ребенка. Точки их соприкосновения и стратегии взаимного развития.Занятие 4Ресурсы личности. Общение в семье. Эмпатия. Аффилиация. Социальная компетентность. Осознание необходимости и стратегии изменения. Эмпатия и аффилиация родителя и ребенка. Точки соприкосновения и стратегии развития.Занятие 5Ресурсы семьи и среды. Социальная поддержка и ее виды (психологическая, информационная, материальная и т.д.). Эффекты поддержки. Что она дает ребенку. Осознание необходимости и выработка стратегий изменения. Социальная поддержка со стороны родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.Занятие 6Преодоление проблем, их разрешение. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их развития или изменения. Проблеморазрешающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.Занятие 7Избегание проблем. Осознание собственных поведенческих стратегий, необходимости и путей их изменения. Избегающее поведение родителей и ребенка. Точки соприкосновения и пути взаимного развития.Занятие 8Социально-поддерживающее поведение. Как сделать семью открытой и социально-поддерживающей системой. Разработка путей оказания консультативной и социально-поддерживающей помощи другим семьям. Особенности реализации программ позитивной профилактики с педагогами Развитие педагога (в рамках профилактики): Навыки педагога Педагогу необходимо помнить:работа в области антинаркотического обучения может проводится обученными педагогами;профилактическая работа должна осуществляться в течение всего периода обучения со всеми учащимися на различных этапах их психофизиологического развития;в ходе реализации программы должна предоставляться только точная и достоверная информация;предоставляемая информация должна быть уместной;необходимо делать акцент на пропаганду ЗОЖ;взрослые, играющие важную роль в жизни ребенка, должны вовлекаться в разработку стратегии антинаркотической деятельности. Пример программы для педагогов«Программа психологической подготовки учителей средних школ в области профилактики наркозависимости и формирования здорового жизненного стиля среди школьников. Программа подготовки лидеров-учителей» (авторы Сирота Н.А., Ялтонский В.М)источник: Сирота Н.А., Ялтонский В.М. Программа формирования здорового жизненного стиля. – М., 2000. – 84с. Тематический план{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}№Тема1Знакомство. Представление организационно-тематической структуры программы. Установление доверия и контакта в группе.2Знакомство с особенностями подросткового возраста.3Стратегии и навыки преодоления стрессовых ситуаций.4Тренинг разрешения проблем и принятия решений.5-6Тренинг разрешения проблем и принятия решений.7Тренинг навыков проблемно-разрешающего поведения.8Развитие копинг-стратегий поиска и оказания социальной поддержки. Тренировка навыковсоциально-поддерживающего поведения.9Формирование и развитие Я-концепции10Поведенческие копинг-стратегии избегания11Развитие коммуникативных копинг-ресурсов, эмпатии и аффилиации Оценка эффективности позитивных профилактических программ и их реализации в образовательной организации Психологический мониторинг - особый вид мониторинга предмет: образовательные условия, которые определяют развивающий характер образования, или социально-психологические риски, существующие в образовательной среде. Этапы мониторинга Для оценки эффективности программы необходимо сравнить:каким было состояние учащихся до начала реализации проекта и, каким оно стало после его окончания;что фактически изменилось в проблемной ситуации в результате реализации программы и что планировалось изменить. Критерии соответствия профилактических программ (ВОЗ):расчет на детей всех возрастов;длительное (на протяжении нескольких лет) воздействие;обучение жизненным навыкам при помощи интерактивных методов; воспитание положительного отношения к учебе;обучение навыкам противостояния негативному давлению в соответствии с уровнем развития детей;формирование положительного влияния детей друг на друга;привитие социально одобряемых норм поведения;закрепление полученных знаний отработкой умений и навыков;периодическая оценка эффективности. В структуру профилактической программы должны входить:цели и задачи программысроки реализации программыэтапы разделы программы (работа с детьми, родителями, педагогами)методы работытемы занятий, примерная структура занятийожидаемые результатыкритерии эффективности