Портфолио ученика начальных классов


Портфолио ученика начальной школы Подготовила Рубцова Ирина Викторовна учитель начальной школы МБОУ СОШ « 49 г.о.Самара Для чего ученику портфолио?"У каждого ученика будет "портфолио", то есть индивидуальный "портфель" образовательных достижений - результаты районных, областных олимпиад, интересные самостоятельные проекты и творческие работы. Это очень важно при определении готовности школьника к углубленному изучению ряда предметов" (министр образования В.М.Филиппов ) Цель портфолио: - собрать, систематизировать и зафиксировать результаты развития ученика, его усилия, достижения в различных областях, демонстрировать весь спектр его способностей, интересов, склонностей, знаний и умений. - СОЗДАТЬ ДЛЯ КАЖДОГО УЧЕНИКА СИТУАЦИЮ ПЕРЕЖИВАНИЯ УСПЕХА;- ПОДДЕРЖИВАТЬ ИНТЕРЕС РЕБЁНКА К ОПРЕДЕЛЕННОМУ ВИДУ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;- ПООЩРЯТЬ ЕГО АКТИВНОСТЬ И САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ;- ФОРМИРОВАТЬ НАВЫКИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;- СОДЕЙСТВОВАТЬ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ УЧЕНИКА;- ЗАКЛАДЫВАТЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ЕГО УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ;- РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ РЕФЛЕКСИВНОЙ И ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ;- УКРЕПЛЯТЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЁЙ УЧЕНИКА, ПОВЫШАТЬ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ (ЗАКОННЫХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ) В РЕЗУЛЬТАТАХ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА И СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СО ШКОЛОЙ. Задачи портфолио : Нам всем придется привыкнуть к формуле: аттестат + портфолио = образовательный рейтинг выпускника школы 1. ПОРТФОЛИО ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЙ ИЗ СОСТАВЛЯЮЩИХ «ПОРТРЕТА» ВЫПУСКНИКА И ИГРАЕТ ВАЖНУЮ РОЛЬ ПРИ ПЕРЕХОДЕ РЕБЁНКА В 5 КЛАСС СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВЕКТОРА ЕГО ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ И ОБУЧЕНИЯ. 2. ПЕРИОД СОСТАВЛЕНИЯ ПОРТФОЛИО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ С 1 ПО 4 КЛАСС. 3. ПОРТФОЛИО ХРАНИТСЯ В ШКОЛЕ В ТЕЧЕНИИ ВСЕГО ПРИБЫВАНИЯ РЕБЁНКА В НЕЙ, ПРИ ПЕРЕВОДЕ РЕБЁНКА В ДРУГОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ПОРТФОЛИО ВЫДАЕТСЯ НА РУКИ РОДИТЕЛЯМ (ЗАКОННЫМ ПРЕДСТАВИТЕЛЯМ) ВМЕСТЕ С ЛИЧНЫМ ДЕЛОМ (МЕДИЦИНСКОЙ КАРТОЙ) РЕБЁНКА. Порядок формирования портфолио: Девиз работы с портфолио ученика начальной школы "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". Как выглядит портфолио? Как правило, для создания портфолио требуется папка "на кольцах" (обычная или архивная), которая наполнена файлами с перфорацией. Желательно приобрести разноформатные файлы для хранения документов или работ формата А4, А5 и А3. Дополнительно можно вложить разделители, которые помогут структурировать папку по разделам. ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ Содержит основную информацию (фамилия имя и отчество; учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Важно дать ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Дайте ему возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим. ПЕРЕЧИСЛЯЮТСЯ НАЗВАНИЯ РАЗДЕЛОВ ПОРТФОЛИО УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ РАЗДЕЛ «СОДЕРЖАНИЕ» РАЗДЕЛ "МОЙ МИР" Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов: "Мое имя" - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает."Моя семья" - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье."Мой город" - рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах. Здесь же можно разместить нарисованную вместе с ребенком схему маршрута от дома до школы Важно чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры)."Мои друзья" - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях."Мои увлечения" - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования."Моя школа" - рассказ о школе и о педагогах."Мои любимые школьные предметы" - небольшие заметки о любимых школьных предметах, построенные по принципу "мне нравится..., потому что...". Также неплох вариант с названием "Школьные предметы". При этом ребенок может высказаться о каждом предмете, найдя в нём что-то важное и нужное для себя. РАЗДЕЛ "МОЯ УЧЁБА" В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения, творческими работами. РАЗДЕЛ "МОЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ РАБОТА" Все мероприятия, которые проводятся вне рамок учебной деятельности можно отнести к общественной работе (поручениям). Может быть, ребенок играл роль в школьном спектакле, или читал стихи на торжественной линейке, или оформил стенгазету к празднику или выступал на утреннике… Вариантов очень много. Оформлять этот раздел желательно с использованием фотографий и кратких сообщений на тему. РАЗДЕЛ "МОЁ ТВОРЧЕСТВО" В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Важно! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилось. Хорошо бы дополнить это сообщение фотографией. Если событие освещалось в СМИ или Интернете - надо найти эту информацию. Если проводилось Интернет-порталом, сделать распечатку тематической странички РАЗДЕЛ "МОИ ВПЕЧАТЛЕНИЯ" В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходят в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершение экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления. РАЗДЕЛ "МОИ ДОСТИЖЕНИЯ" Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе (похвальный лист) и успехи, например, в спорте (диплом). Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а, например, в хронологическом порядке. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ "ОТЗЫВЫ И ПОЖЕЛАНИЯ" В портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Важно добавить лист отзывов, а также бланк, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.