Презентация по методологии преподования Методы и приемы преподавания


Психология современного студентаВозрастно-психологический анализ оценки развития общих компетенций Этапы работыВозрастно-психологическая характеристика общих компетенций (ФГОС).Практикум по оценке уровня развития ОК.Методы оценки уровня развития ОК.Составление рубрик самооценки ОК. Зачем нужен юношеский возраст (16-21)?Увеличение периода жизни, «подконтрольного» взрослым.Увеличение периода жизни, затраченного на образование.Вывод: Юношеский возраст – результат рассогласования между физической, социальной и психической линиями развития. Следствие этого рассогласования: инфантилизм, повышенная конфликтность, проблема самореализации и др. Чем принципиально отличается жизнь современного юношества от прошлых лет (в городе)?Увеличение фоновой досуговой активности, в которой личность не развивается (до 40% всего времени бодрствования).Увеличение информационных потоков, вызывающих информационную перегрузку (в том числе и в образовательных учреждениях).Увеличение числа неблагополучных семей.Увеличение влияния СМИ. Задачи юношеского возрастаДостижение идентичности (у многих остается задачей с подросткового возраста)Полноценное взаимодействие с социумом (в профессиональной, семейной, личностной сферах). Формулируется как «открытость»Ведущая деятельность: учебно-профессиональная и интимно-личностная. Вывод: Если образование не способствует реализации этих задач, то его содержание отвергается. ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интересКраткая характеристикаПозитивное отношение к миру профессий формируется к 6-7 годам.Интересы, как направленность личности, окончательно формируются к концу подросткового возраста, но, в общем и целом, к 10-12 годам.Профессиональное самоопределение зависит от уровня личностного развития. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}5 уровеньЕсть договор о профессиональной деятельности после окончания ОУ. Активное, лидерское участие в студенческой жизни, относящейся к профессиональной деятельности (волонтерская работа, ассистирование и т.д.)4 уровеньВ изучении всех дисциплин профессионального цикла проявляет инициативу и устойчивый интерес. Участвует в исследовательской работе профессиональной направленности. Пробует совмещать работу по специальности и учебу.3 уровеньВыделяет определенные стороны профессии, к которым проявляет устойчивый интерес и инициативу, помогает (ассистирует) преподавателю. В остальных случаях – требуется контроль. Связывает свою будущую жизнь с профессией.2 уровеньПроявляет инициативу относительно наиболее простых заданий профессиональной направленности. В остальных случаях требуется контроль преподавателя (методиста). Кроме отдельных заданий, все остальные выполняет на минимальном уровне качества. 1 уровеньВыполняет отдельные профессиональные задания на минимальном уровне и только под контролем преподавателя (методиста). Практически не рассматривает свое будущее в связи с профессией, но и не отрицает такой возможности. 0 уровеньОтказывается воспринимать себя и своё будущее в связи с профессией. Все задания выполняет на минимальном уровне и только при контроле преподавателя (методиста). Качество выполнения на минимально низком уровне. ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качествоКраткая характеристикаНавыки самоорганизации, в общем и целом, развиваются к 10-12 годамУмение оценивать качество своей работы закладывается в начальных классах, но продолжает развиваться вплоть до ранней взрослостиУмение принимать решения, выбирать способы выполнения задач закладывается в начальных классах, но продолжает развиваться до ранней взрослости. Сензитивный период – юношеский возраст. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}4 уровеньСтудент способен самостоятельно проанализировать ситуацию, сформулировать задачу (либо усвоить поставленную задачу), организовать свою деятельность и обоснованно выбрать необходимую последовательность действий.3 уровеньСтудент может организовать свою деятельность под контролем педагогического работника и самостоятельно выбрать нужный метод решения проблемы. При отсутствии контроля теряет уверенность, деятельность замедляется, возникают сбои.2 уровеньМожет не только выбрать метод или способ выполнения профессиональных задач из предложенных преподавателем, но и логически объяснить свой выбор. Испытывает сложности в организации своей деятельности, но может сформулировать, в чем именно ему нужна помощь.1 уровеньСпособен организовать свою деятельность по простому образцу. Требуется постоянный контроль. Может выбрать метод или способ выполнения профессиональных задач – только из предложенных преподавателем. Но не может объяснить почему выбрал именно этот путь. Склонен к шаблонным, упрощенным решениям.0 уровеньСамостоятельно не может организовать свою деятельность. Столкнувшись со сложностями, отказывается от выполнения. Без преподавателя, осуществляющего функции организации и выбора методов, не приступает к выполнению работы. Требуется многократное повторение, чтобы освоил хотя бы простые манипуляции.  ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственностьКраткая характеристикаЧувство ответственности активно развивается в 12-18 лет. Имеет связь с общим развитием нравственных чувств и волевых качеств.Способность принимать решения активно развивается в подростковом и юношеском возрастеГотовность нести ответственность за решения (интернальность) развивается в юношеском возрасте и в ранней взрослости. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}5 уровеньИмеет позитивный опыт принятия самостоятельных решений в стандартных и нестандартных ситуациях профессиональной направленности. В случае затруднений способен сформулировать вопрос, получить консультацию.4 уровеньГотов принимать решения самостоятельно – как в стандартных, так и в нестандартных ситуациях – а затем нести за них ответственность, но опыт, в основном, ограничивается только учебными ситуациями. Требуется дополнительный опыт под руководством педагогического работника.3 уровеньПринимает решения самостоятельно, но только в стандартных ситуациях, многократно отработанных ранее. И, в общем и целом, готов нести за них ответственность. В нестандартных ситуациях теряется и, попробовав действовать сам, начинает искать помощь.2 уровеньПробует принять решение в стандартных профессиональных и жизненных ситуациях, но не всегда готов нести за них ответственность. В нестандартных ситуациях зависит от помощи других людей. Если же все равно пытается действовать сам, то совершает ряд принципиальных ошибок.1 уровеньВерные решения в стандартных ситуациях принимает только с помощью и под контролем педагогических работников. Личную ответственность отказывается нести. В нестандартных ситуациях теряется и старается уйти от решения. Пассивен, готов согласиться с любым решением, лишь бы снять напряжение.0 уровеньОтказывается от ситуаций принятия решения. Не выполняет большинство обещаний по выполнению заданий. Столкнувшись с нестандартными ситуациями, принимает решения спонтанно, выбирая наиболее простые и не требующие усилий решения. Избегает ситуаций ответственного поведения. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развитияКраткая характеристика:Самооценка своего развития закладывается в начальных классах, но активный период для развития – юношеский возраст и возраст ранней взрослости.Стратегии поиска и использования информации активно формируются, начиная с младшего школьного возраста – и далее. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}4 уровеньСтудент способен самостоятельно сформулировать цель поиска и, используя разнородные источники и базы данных, представить целостный текст, в котором сформулированы не только результаты поиска, но и направления личностного и (или) профессионального развития.3 уровеньСтудент в состоянии понять, в каком направлении искать информацию. Также – он использует несколько разнородных источников для реализации цели поиска. Он способен сгруппировать найденную информацию, а также представить её, в общем и целом, в виде целостного текста. Но он не может определить на основе представленной информации направления своего личностного и профессионального развития.2 уровеньСтудент может сформулировать цель поиска, найти массив информации, используя 1-2 типа источников, распределить по классам. Но он не может сопоставить найденный материал с целью поиска, а также – представить результат работы в виде целостного текста.1 уровеньСтудент может найти информацию по ключевым словам, в общем виде сгруппировать её, но поставить цель поиска информации, объяснить её самостоятельно он не может.0 уровеньОтсутствует умение формулировать цель поиска информации, а также умение работать с информацией. Столкнувшись с такой необходимостью, студент либо заимствует результаты чужого труда, либо отказывается от выполнения заданий. Личностное и профессиональное развитие – не планирует. ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельностиКраткая характеристикаУмение осознанно использовать ИКТ-технологии закладывается в начальных классах. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}4 уровеньСтудент свободно использует базовые информационно-коммуникативные технологии не только в образовательной, но и в профессиональной деятельности.3 уровеньСтудент свободно выполняет учебные задания посредством редакторов работы с текстами, создания презентаций и работы с таблицами. Также использует интернет-технологии для учебной коммуникации.2 уровеньСтудент, помимо редакторов работы с текстами и создания презентаций, может работать с табличными редакторами, используя их для введения и обработки базы данных профессиональной направленности.1 уровеньСтудент может использовать при выполнении учебного задания простейшие техники работы с текстом, а также – создания презентаций. Испытывает сложности в оформлении получившихся результатов и проверке их на грамотность. Может поддерживать учебную коммуникацию в социальных сетях.0 уровеньСтудент не владеет простейшими информационными технологиями при выполнении учебных заданий. Он ограничивается только функцией «Копировать / Вставить» и базовыми инструментами в социальных сетях. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителямиКраткая характеристикаУмение взаимодействовать в команде активно начинает своё развитие в подростковом возрасте, но сензитивный период – в юношеском возрасте и в возрасте ранней взрослости.Ограничения по данной ОК имеют интровертированные студенты. {5940675A-B579-460E-94D1-54222C63F5DA}4 уровеньВ условиях ОУ студент является инициатором и организатором продуктивной групповой активности, связанной с профессиональной направленностью.3 уровеньВо время групповой работы студент может выполнять любые функции: его интересует результат работы всей команды. Также – он учитывает предметные результаты групповой работы.2 уровеньВо время групповой работы студент, как правило, выполняет организаторские и креативные функции, но берет инициативу на себя, не делегируя ответственность другим участникам группы.1 уровеньВ организации групповой работы студент, как правило, выполняет исполнительские функции, но выполняет их качественно. Инициативу не проявляет.0 уровеньСтудент пассивно себя ведет во время групповой работы, либо изображает активность. Индивидуальная результативность отсутствует.  ОК 7. Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданийКраткая характеристикаБрать ответственность за других – это один из результатов развития в период ранней взрослости. 4 уровеньСтудент имеет успешный опыт несения административно-хозяйственной и финансовой ответственности за результат деятельности группы людей.3 уровеньСтудент имеет успешный опыт несения ответственности за результат деятельности разных групп людей, в том числе за пределами ОУ.2 уровеньСтудент имеет успешный опыт ответственности за результаты группы людей в период прохождения практики или в условиях студенческого самоуправления.1 уровеньСтудент имеет единичный опыт формальной ответственности за результаты парной или групповой работы во время учебного занятия. Этот опыт не влиял на текущую и итоговую успеваемость.0 уровеньУ студента нет опыта осознанной ответственности за результаты образовательной и профессиональной деятельности другого человека или группы людей. ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать и осуществлять повышение своей квалификацииНавыки исследовательской культуры закладываются в начальных классах, но компетентность в области целеполагания активно развивается в подростковом и юношеском возрастных периодах. 4 уровеньПочти все свое учебное и внеучебное время студент посвящает профессиональному и личностному совершенствованию – в связи с направлением подготовки в ОУ. Его круг общения составляют, в основном, люди, так или иначе связанные с профессией.3 уровеньСтудент не только обладает устойчивым и обоснованным действиями планом профессионального и личностного развития, но и занимается самообразованием и профессиональной самореализацией во внеучебное время2 уровеньСтудент обладает устойчивыми планами профессионального и личностного развития, связанными с направлением подготовки в ОУ, но дополнительное самообразование в этой области отсутствует.1 уровеньУ студента есть план профессионального развития и он подкреплен некоторыми действиями в реальности, но он не связан с направлением подготовки, по которому учится данный студент. План личностного развития носит фрагментарный и необоснованный характер. Свое повышение квалификации студент планирует только в ситуации специального задания со стороны педагогического работника.0 уровеньСтудент не планирует свое личностное и профессиональное развитие. Его представления о будущем носят фантазийный характер, не подкрепленный реальными действиями. ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельностиКраткая характеристикаДанная ОК взаимосвязана с информационной средой ОУ, а также – с уровнем владения ОК преподавательским составом. 3 уровеньСтудент имеет опыт успешного совмещения на практике традиционных и современных технологий осуществления профессиональной деятельности2 уровеньСтудент освоил традиционные технологии осуществления профессиональной деятельности, а также – имеет фрагментарный опыт практического изучения современных (в том числе компьютерных) технологий осуществления профессиональной деятельности.1 уровеньСтудент на удовлетворительном уровне владеет традиционными технологиями осуществления профессиональной деятельности, а также – знаком на теоретическом уровне с некоторыми современными технологиями осуществления профессиональной деятельности0 уровеньСтудент знаком только с традиционными технологиями осуществления профессиональной деятельности, владеет ими на минимальном уровне. ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различияКраткая характеристикаЦенностные ориентиры активно начинают свое развитие в подростковом возрасте, базируясь на моделях, сформированных к концу младшего школьного возраста: устойчивость социального мира, отношение к здоровью, к профессиям, к обязанностям, к познанию и труду.В подростковом возрасте ценности рефлексируются в общении и рефлексии, а в юношеском преломляются посредством учебно-профессиональной и интимно-личностной сферы. 4 уровеньСтудент имеет опыт руководства студенческим проектом, направленном на развитие ценностей толерантности и культуры народа.3 уровеньСтудент активно участвует в мероприятиях, посвященных развитию ценностей толерантности и культуры народа, выполняет организационные функции, увлекается данной тематикой во внеурочное время.2 уровеньСтудент ассистирует в подготовке мероприятий, посвященных развитию ценностей толерантности и культуры народа, выполняет ряд функций. Проявляет выборочную инициативу.1 уровеньСтудент участвует в некоторых мероприятиях, связанных с развитием ценностей толерантности и культуры народа, но – без результативности и пассивно, без инициативы.0 уровеньСтудент отказывается участвовать в формах и методах воспитательной работы, направленных на развитие ценностей толерантности и культуры народа. Обладает отрывочными сведениями по данным областям. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человекуГотовность брать на себя нравственные обязательства формируется к концу периода ранней взрослости, как позитивный результат возрастного кризиса между генеративностью и застоем. Большинство студентов СПО не заканчивают данный возрастной период к концу обучения в колледже. 4 уровеньСтудент имеет постоянный опыт ответственности за реализацию проектов, имеющих нравственную направленность (охрана природы и т.д.)3 уровеньСтудент руководит (совместно с педагогическим работником) группой студентов, имеющих высокий уровень социальной ответственности нравственного характера2 уровеньСтудент имеет фрагментарный опыт взятия на себя ответственности за личностное благополучие других людей, экологического состояния региона…1 уровеньСтудент готов обсуждать проблемы нравственного выбора, ему они интересны, но готовность брать на себя ответственность он воспринимает как ограничение свободы.0 уровеньОтсутствует необходимость во взятии на себя нравственных обязательств. Студент личностно еще не созрел до этой необходимости, но может обсуждать подобные проблемы. Познавательное развитие юношестваОбусловлено личностными мотивами.Посредством формулировки гипотез, планирования.Развивается только на основе совместной деятельностиПосредством развития рефлексии.Посредством практики в реальном социуме.Освоение различных стратегий решения повседневных проблемПосредством активного включения в ситуацию выбора.Вывод: Мышление в юношеском возрасте развивается по трем направлениям: включенность в решение социальных проблем, приобретение актуальных сведений о мире, рефлексия. Этапы личностного развития юношестваВзятие обязательств, но без инициативы.Есть инициатива во взятии обязательств, но нет готовности.Пробы в разных формах социальной активности с частичным или полным взятием на себя обязательств.Выделение собственной личности из системы оценок окружающих.Обретение идентичности и открытости. Рейтинговая система оценки достижений студента как инструмент личностного развитияУчебные достижения 50Выполнение общественных функций в группе 20Выполнение общественных функций на уровне колледжа, кафедры, работа в проектах 30Участие в подготовке мероприятий группы 15Участие в подготовке мероприятий на уровне колледжа, вуза 20Исследовательская деятельность 20Участие в предметных олимпиадах, конкурсах, грантах 40Достижения в спорте, физической культуре. 30 Рейтинговая система оценки достижений студента как инструмент личностного развитияДостижения в области эстетического развития, творчества 30Активная жизненная позиция10Общий уровень культуры, воспитанности, ответственности 20Культура внешнего вида 10Оригинальность, креативность, необычные увлечения. 10Психологическая, коммуникативная компетентность, контактность, эмпатия, умение ладить с окружающими, толерантность 10Ассистирование преподавателю 20Культура речи 10Поддержание здорового образа жизни 10Портфолио достижений студента (может быть и в электронном варианте) 25Взаимоотношения с родственниками: ответственность, взаимовыручка, взаимопомощь, уважение 20«Призовой фонд» 1-20