Презентация Проблема педагогического конфликта: особенности, причины, пути разрешения


Проблема педагогического конфликта: особенности, причины, пути разрешения. Подходы к конфликту: Подавление конфликта ведет к его обострениюЗнание причин и законов протекания конфликта помогает уменьшить его отрицательные последствияГрамотный подход к разрешению конфликта позволяет использовать энергию конфликта в интересах дела. Специфика педагогической работы: Сильное психическое напряжение Нарушению регуляции эмоциональной сферыПедагог привык оценивать других Высокий уровень личностной тревожности Преимущественно женский состав трудового коллектива 2 стороны жизнедеятельности коллектива: формальная (функционально – деловая)неформальная (эмоционально – личностная) Факторы, лежащие в основе педагогических конфликтов: ОБЪЕКТИВНЫЙ социально – экономическое положение учителей СУБЪЕКТИВНЫЙ личностные особенности работников Виды педагогических конфликтов: учитель – учительучитель – ученикучитель – родительучитель - администратор Разновидности конфликта «учитель – администратор» -конфликты, связанные с организацией труда учителей-конфликты, возникающие из-за стиля руководства-конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения Причины конфликта «учитель – администратор»: Недостаточный опыт руководстваАвторитарный стиль управленияСтремление максимально использовать административный ресурсНеумение вести себя конструктивно в конфликтных ситуацияхНизкая культура общения Отсутствие навыков владения коммуникативной техникойНедостаточно четкое разграничение полномочий между самими администраторами Жесткая регламентация школьной жизни. Оценочно – императивный характер применения требованийПерекладывание на учителя чужих обязанностей Частая смена руководства Незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителяНедооценка руководителем профессионального честолюбия педагогаНарушение принципов оптимального соотношения морального и материального стимулирования труда учителяНеравномерная загруженность учителей общественными поручениями Нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагогаПредвзятое отношение учителя к ученикамСистематическое занижение оценокСамовольное превышение учителем количества контрольно – проверочных работ, предусмотренных нормативами СТАДИИ И ФАЗЫ КОНФЛИКТА Предконфликтная ситуацияНеудовлетворение, несоответствие между ожидаемым и полученным результатомНапряженность 2. Конфликтная ситуацияПоводОсознаниеМобилизацияДействиеПереоценкаВыбор3. Разрешение конфликтаИзменение объективной ситуацииПсихологическая перестройка участников 4. Послеконфликтная ситуацияУважительные и продуктивные отношения Управление конфликтом -воздействие на условия, лежащие в основе конфликта-организация взаимодействия конфликтующих сторон-воздействие на их потребности и цели механизмы управления конфликтом -профилактика конфликта-канализирование конфликта-институционализация конфликта способы разрешения конфликтов: Структурные – разъяснение работникам требований к работе: ответственность, правила, ожидаемые результатыкоординация и интеграция действий конфликтующих сторон- формирование комплексных идей, позволяющих объединить и скоординировать цели участников конфликта- изменение системы вознаграждения Межличностные способы Принуждение высокое внимание одной конфликтующей стороны к своим интересам и низкое внимание к интересам другой 2. Решение проблемы высокое внимание как к своим интересам, так и к интересам другой стороны 3. Уклонение низкое вниманием как к своим интересам, так и к интересам другой стороны 4. Сглаживание высокое внимание к интересам другой стороны и низкое к своим интересам 5.Компромисс внимании к интересам другой стороны, но лишь до некоторой степени. 1.Строгое соблюдение нормативной базы2. Прозрачность и отчетность в деятельности администрации ОУ3. Преобладание демократических методов в управлении4. Использование демократических механизмов в разрешении конфликтов5. Грамотная служба психологической поддержки для учителей в каждой школе6. Независимая юридическая служба в школе