Презентация родительского собрания на тему Профилактика жестокого обращения с детьми


Профилактика жестокого обращения с детьми МБОУ «Майская средняя общеобразовательная школа» Родительское собрание Дети – главный подарок для мира,С ними чудесней земная картина.Всё понимают, берутся за всёЛучшее с ними людское житьёЧастенько слабы, неумелы их руки,Но некогда думать ребятам о скуке.В движеньях, заботах их время проходит,Удача к усердным с годами приходит.В детские годы мечты расцветают,Взрослые часто об этом не знают.Надо детишкам права объяснить,Многому надо их обучить.Мир станет лучше на нашей планете,Если счастливыми будут все дети! Виктор Павлов Как воспитывать детей, знает каждый, за исключением тех, у кого они есть Патрик О’Рури Жестокое обращение с детьми – это умышленное или неосторожное обращение или действия со стороны родителей, лиц их заменяющих или других людей, которые привели к травмам, нарушению в развитии, смерти ребенка, либо угрожают правам и благополучию ребенка. Жестокое обращение с детьми – действие (или бездействие) родителей, воспитателей и других лиц, наносящее ущерб физическому или психическому здоровью ребенка. Насилие - любая форма взаимоотношений, направленная на установление или удержание контроля силой над другим человеком. Процесс гуманизации сделал общество более чувствительным к проблемам насилия, рассматривая жестокость, как раньше считалось, только разумной строгостью. Отношение общества к этой проблеме можно проследить на примере развития законодательства по защите прав ребенка в Швеции:- 1864 год – родители обязаны применять телесные наказания- 1917-1920 годы – родители имели право, но не были обязаны применять телесные наказания- 1949 год – родители имеют право делать выговор с помощью телесных наказаний, но суровые наказания запрещены.- 1966 год – из закона исчезло упоминание, что родители имеют право делать выговор детям, но отсутствовал прямой запрет на телесные наказания.- 1979 год – родители не имеют права применять телесные наказания по отношению к детям, не имеют права унижать ребенка. В России насилие в семье приводит к тому, что ежегодно на 100 тысяч увеличивается количество социальных сирот и армия беспризорных и безнадзорных детей. По данным российской статистики насилие в той или иной форме совершается в каждой четвёртой российской семье, около 2 миллионов детей в возрасте до 14 лет ежегодно избиваются родителями, более 50 тысяч детей ежегодно убегают из дома, спасаясь от жестокого обращения в семье, 25 тысяч из них находятся в розыске, около 2 тысяч детей ежегодно сводят счеты с жизнью, более 50 % преступлений в быту совершается в присутствии детей, 30-40 % всех тяжелых насильственных преступлений в России совершается в семье. В 1998 г. зарегистрировано 1969 преступлений, в 1999 г. – 2116, в 2000 г. - 2557 преступлений, предусмотренных ст. 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних). В 2011 году от жестокого обращения с детьми погибло 1914 детей, искалечено 2330 детей (по данным из Совета Федераций). Около 10 тыс. родителей лишаются судами родительских прав и более 2,5 тыс. детей забираются у родителей без такого лишения, поскольку нахождение ребенка в семье представляет угрозу его жизни и здоровью. 80% случаев – дети попадают в приюты и детские дома из-за невыполнения родителями своих прямых обязанностей по воспитанию, что создаёт реальную угрозу их жизни и здоровью. Жестокое обращение с детьми ведет к разнообразным последствиям, но их всех объединяет одно – ущерб здоровью ребенка или опасность для его жизни. Основная причина жестокого обращения с детьми – внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Виды жестокого обращения физическое насилие; пренебрежение нуждами ребенка; сексуальное насилие;- психическое (эмоциональное) насилие. Физическое насилие – нанесение физических повреждений, телесных наказаний, а также вовлечение детей в употребление алкоголя, наркотиков; преднамеренное или неосторожное нанесение травм ребенку, которое вызывает нарушение физического или психического здоровья или отставание в развитии. Физические наказания Причиняют боль Унижают достоинство ребенка Запугивают (особенно наказание совершенное родителем не в аффекте, а хорошо обдуманное и если ребенок был предупрежден заранее) Показывают ребёнку, что с помощью насилия можно управлять Подавляют его волю и желания. Формы домашнего насилия Когда большой, значимый взрослый бьет маленького ребенка, ребенок чувствует беспомощность. Когда вы бьете ребенка, вы не учите его решать проблемы. Физическое насилие приводит к тому, что у ребенка появляется желание отомстить.Физические наказания смещают понимание ребенком «правильного и неправильного».Если вы бьете ребенка, вы тем самым показываете ему, что бить - это нормально и приемлемо.Физическое насилие травмирует эмоции ребенка.Физическое насилие не учит детей внутреннему контролю.Физическое насилие в любом виде пугает ребенка.Никогда не бейте ребенка, чтобы прекратить то или иное его нежелательное поведение «на людях». Физическое насилие – это действительно физическое нападение (истязание), оно почти всегда сопровождается словесными оскорблениями и психической травмой. Под жестоким обращением с детьми при помощи физического насилия понимаются истязания в виде: нанесение ударов по лицу; тряски, толчки; затрещины, пощёчины; удушения; пинки; заключение в запертом помещении, где они удерживаются силой; избиение ремнем, веревками; прижигания горячими предметами, жидкостями, зажженными сигаретами; нанесение увечий тяжелыми предметами, даже ножом. вовлечение ребенка в употребление наркотиков, алкоголя, а так же дачу ему отравляющих веществ или медицинских препаратов, вызывающих одурманивание (например, снотворных, не прописанных врачом). Распознание факта физического насилия над ребенкомХарактер повреждений: синяки, ссадины, раны, следы от ударов ремнем, укусов, прижигания горячими предметами, сигаретами, располагающиеся на лице, теле, конечностях; ожоги горячими жидкостями кистей и ног в виде перчатки или носка (от погружения в горячую воду), а также на ягодицах; повреждения и переломы костей, припухлость и болезненность суставов; выбитые и расшатанные зубы, разрывы или порезы во рту, на губах; участки облысения, кровоподтеки на голове; повреждения внутренних органов. Пренебрежение Пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость) - это неспособность родителей или лиц их заменяющих удовлетворять основные нужды и потребности ребенка: в пище, одежде, жилье, медицинской помощи, воспитании, образовании, отсутствие условий для нормальной жизни ребёнка, заботы о его здоровье и развитии, а также недобросовестное выполнение обязанностей по воспитанию ребенка, в результате чего его здоровье и развитие нарушаются. Чаще всего пренебрегают основными нуждами детей родители или лица, их заменяющие: алкоголики, наркоманы; лица с психическими расстройствами; юные родители, не имеющие опыта и навыков родительства; с низким социально-экономическим уровнем жизни; имеющие хронические заболевания, инвалидность, умственную отсталость; перенесшие жестокое обращение в детстве; социально-изолированные. Последствия пренебрежения Внешние проявления: утомленный сонный вид, бледное лицо, опухшие веки; у грудных детей обезвоженность, опрелости, сыпи; одежда неряшливая, не соответствует сезону и размеру ребенка; нечистоплотность, несвежий запах. Физические признаки: отставание в весе и росте от сверстников; педикулез, чесотка; частые "несчастные случаи", гнойные и хронические инфекционные заболевания; запущенный кариес; отсутствие надлежащих прививок; задержка речевого и психического развития. Особенности поведения: постоянный голод и жажда: может красть пищу, рыться в отбросах и т.п.; неумение играть; постоянный поиск внимания/участия; частые пропуски школьных занятий; крайности поведения: инфантилен или принимает роль взрослого и ведет себя в "псевдовзрослой" манере; агрессивен или замкнут, апатичен; гиперактивен или подавлен; неразборчиво дружелюбен или не желает и не умеет общаться; склонность к поджогам, жестокость к животным Психологическое насилие – отсутствие любви и внимания к ребёнку, унижение его человеческого достоинства, грубость (словесные оскорбления, угрозы и т.п.).Эмоциональным (психическим) насилием является однократное или хроническое психическое воздействие на ребенка или его отвержение со стороны родителей и других взрослых, вследствие чего у ребенка нарушаются эмоциональное развитие, поведение и способность к социализации. К психологическому насилию относятся: угрозы в адрес ребенка, проявляющиеся в словесной форме без применения физической силы; оскорбление и унижение его достоинства; открытое неприятие и постоянная критика; лишение ребенка необходимой стимуляции, игнорирование его основных нужд в безопасном окружении, родительской любви; предъявление к ребенку чрезмерных требований, не соответствующих его возрасту или возможностям; однократное грубое психическое воздействие, вызвавшее у ребенка психическую травму; преднамеренная изоляция ребенка, лишение его социальных контактов; вовлечение ребенка или поощрение к антисоциальному или деструктивному поведению (алкоголизм, наркомания и др.) Особенности детей, подвергающихся эмоциональному (психическому) насилию: задержка психического развития; невозможность сконцентрироваться, плохая успеваемость; низкая самооценка; эмоциональные нарушения в виде агрессии, гнева (часто обращенных против самого себя), подавленное состояние; избыточная потребность во внимании; депрессия, попытки суицида; неумение общаться со сверстниками (заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость или агрессивность); ложь, воровство, девиантное (или "отклоняющееся", асоциальное)поведение; нервно-психические и психосоматические заболевания: неврозы, энурез, тики, расстройства сна, нарушения аппетита, ожирение, кожные заболевания, астма и др.). Группы риска детей по эмоциональному насилию дети от нежеланной беременности, похожие на нелюбимых родственников жены или мужа; дети-инвалиды, дети с наследственными заболеваниями или другими особенностями; дети из семей с деспотичным, авторитарным, контролирующим стилем воспитания и взаимоотношений; дети из семей, где внутрисемейное насилие является стилем жизни; дети, родители (или один из родителей) которых употребляют алкоголь, наркотики, страдают депрессией; дети, в семье которых много социально-экономических и психологических проблем. Быть родителем – это одновременно и хорошо, и плохо, и трудно... В группу риска родителей входят: люди, которые сами подвергались насилию в детстве; люди, которые страдают психическими расстройствами (депрессия, шизофрения, эпилепсия); люди, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками; испытывающие экономические и социальные трудности; молодые матери (до 18 лет); семьи со сложным психологическим климатом. Особенности поведения взрослых, совершающих эмоциональное насилие: не утешают ребенка, когда тот в этом нуждается; публично оскорбляют, бранят, унижают, осмеивают ребенка; сравнивают с другими детьми не в его пользу, постоянно сверхкритично относятся к нему; обвиняют его во всех своих неудачах, делают из ребенка "козла отпущения" и пр. Сексуальное насилие над детьми – вовлечение, использование ребенка в действие с сексуальной окраской, с целью получения взрослыми сексуального удовлетворения или материальной выгоды.Сексуальное насилие над детьми американские исследователи определяют как любой сексуальный опыт между ребенком до 16 лет (по отдельным источникам - до 18 лет) и человеком, который старше его по крайней мере на 5 лет. К сексуальному развращению относятся также вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес. Сексуальное насилие рассматривается как вариант особо жестокого обращения с детьми. Сексуальное насилие чаще всего происходит в семьях, где: плохие взаимоотношения ребенка с родителями, особенно с матерью; конфликтные отношения между родителями; мать ребенка чрезмерно занята на работе; ребенок долгое время жил без родного отца; вместо родного отца - отчим или сожитель матери; мать имеет хроническое заболевание или инвалидность и подолгу лежит в больнице; родители (или один из них) являются алкоголиками, наркоманами, токсикоманами; родители (или один из них) имеют психические заболевания; мать в детстве подвергалась сексуальному насилию; нарушен эмоционально-психологический климат (частые ссоры, скандалы, отсутствие уважения друг к другу); родители находятся в состоянии стресса в связи со смертью близких, болезнью, потерей работы, экономическим кризисом и др.; Последствия жестокого обращения с детьми в семье уход в религиозные секты; объединения в неформальные группы с криминальной и фашисткой направленностью; агрессивное, преступное поведение детей; сбежавшие из дома дети умирают от голода и холода, становятся жертвами других детей, также сбежавших от домашнего насилия и др. Структуры работы с семьями находящимися в социально-опасном положении1.Сотрудники органов и учреждений системы профилактики.2.Сотрудники медицинских учреждений.3. Сотрудники образовательных учреждений.4. Сотрудники органа опеки и попечительства. Защита детей государствомКонвенция о правах ребенказащита от незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его честь и репутацию (ст.16)обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст.24) признание права каждого ребёнка на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст.27)защита ребёнка от других форм жестокого обращения (ст.37)меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения (ст.39) Семейный кодекс РФСемейный кодекс гласит – Семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства. Семейный кодекс РФ гарантирует: право ребёнка на уважение его человеческого достоинства (ст.54) право ребёнка на защиту и обязанности органа опеки и попечительства принять меры по защите ребёнка (ст.56) лишение родительских прав как меру защиты детей от жестокого обращения с ними в семье (ст.69) немедленное отобрание ребёнка при непосредственной угрозе жизни и здоровью (ст.77) Уголовный кодекс РФ предусматривает ответственность: за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних (ст.106-136); за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст.150-157).Закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Закон РФ «Об образовании» утверждает право детей, обучающихся во всех образовательных учреждениях, на уважение их человеческого достоинства (ст.5) и предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое насилие над личностью ребёнка (ст.56).Группа депутатов внесла в Государственную думу законопроект, предусматривающий усиление гарантий прав детей на надлежащее духовно-нравственное воспитание, а также ответственности за жестокое обращение с несовершеннолетними. привлечение виновных к административной или даже уголовной ответственности; лишение прав на ребенка; помещение ребенка в приют, опекунскую, приемную семью. В Российском законодательстве существует несколько видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком. АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЛица, допустившие пренебрежение основными потребностями ребенка, не исполняющие обязанности по содержанию и воспитанию несовершеннолетних, подлежат административной ответственности в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (ст. 5.35 - неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по воспитанию, содержанию и обучению несовершеннолетних детей). Рассмотрение дел по указанной статье относится к компетенции комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЖестокое обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц, их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.Семейного кодекса Российской Федерации), ограничение в родительских правах (ст. 73 Семейного кодекса Российской Федерации), отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью (ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации). ДИСЦИПЛИНАРНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИмогут быть подвергнуты должностные лица, в чьи обязанности входит обеспечение воспитания, содержания, обучения детей, допустившие сокрытие или оставление без внимания фактов жестокого обращения с детьми. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬРоссийское уголовное законодательство предусматривает ответственность лиц за все виды физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей - за психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей, отсутствие заботы о них. Ребенок должен быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатацииПосмотрите вокруг, если Вы видите: РЕБЕНКА, который побирается; РЕБЕНКА, который грязно или не по сезону одет; РЕБЕНКА, который хулиганит, выпивает или употребляет наркотические вещества; РЕБЕНКА, который не посещает школу; СЕМЬЮ, которая ведет асоциальный образ жизни и не заботится о ребенке; ФАКТЫ жестокого обращения с детьми; ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в употребление спиртных напитков и наркотических веществ; ФАКТЫ вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность. Детский телефон доверия 8-800-2000-122 Что нужно каждому ребёнку, чтобы вырасти здоровым и полноценным человекомУважение. Физическая забота. Похвала и призы. Внимание. Доверие. Любовь. Если ребенок провинился: Не принимайте решение в плохом настроении; Оцените поступок и сделайте паузу; После замечания прикоснитесь к ребенку и дайте почувствовать, что вы ему сочувствуете и верите в него; Не вымогайте обещаний, для ребенка они ничего не значат. Наказывая ребенка нужно помнить: Гораздо большей воспитательной силой обладает прощение проступка, а наказание освобождает от мук. Наказание должно быть не нормой, а исключением; Правом наказания может пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребенком; Не всегда наказывайте сразу после проступка («Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить»); Не напоминайте о проступке. Ребенок учится тому,Что видит у себя в дому:Родители пример ему.Коль видят всё и слышат дети,Мы за дела свои в ответеИ за слова:Легко толкнутьДетей на нехороший путь,Держи в приличии свой дом,Чтобы не каяться потом. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, где его любят и заботятся о нем!Не будьте равнодушными!Дети не должны быть чужими. На родителях, на одних родителях лежит священнейшая обязанность сделать своих детей человеками, обязанность же учебных заведений – сделать их учёными, гражданами, членами государства на всех его ступенях. Но кто не сделался, прежде всего, человеком, тот – плохой гражданин. Так давайте же вместе делать наших детей человеками. Так давайте думать о будущем, а будущее – это наши дети. В.Г.Белинский Что должен делать каждый родитель, чтобы обеспечить ребёнка всеми нуждами:Хорошо и правильно кормите ребёнка, вовремя лечите, одевайте соответственно погоде и возрасту.Следите за развитием ребёнка и за успеваемостью в школе.В большинстве ситуаций дети в возрасте до 8 лет не должны быть одни, особенно в крупных городах. Даже когда они играют с другими детьми, кто-то из близких взрослых должен присматривать за ребёнком.Никогда не оставляйте детей без присмотра в таких местах, как парки или магазины. Не оставляйте их также в машине или около магазина, даже если вы вышли только на несколько минут.Если вы находитесь в людном месте, не отпускайте руку ребенка ни на минуту. Не уходите слишком далеко вперед от ребенка.Как только ребёнок будет способен запомнить, научите его, как его полностью зовут, адрес и номер телефона. Потренируйтесь с ним, пока не убедитесь, что он запомнил.Уже с двух или трех лет вы можете начинать учить ребёнка личной безопасности. Скажите ему очень простым языком, что он никогда, ни с кем не должен уходить, прежде чем не спросит разрешения у родителей. Более старших детей научите правильно переходить дорогу, делать покупки и спрашивать у взрослых дорогу, если они её забыли. Дети должны всегда говорить вам, куда они идут, с кем и когда вернутся.Запишите себе имена, адреса и телефоны всех друзей, у которых может быть ваш ребёнок.В очень людных местах нужно обговорить заранее, где вы встретитесь, если потеряете друг друга (около справочной или кассы № ...), Убедитесь, что ребёнок знает, к кому нужно обратиться за помощью. Это должен быть не просто взрослый, а надежный взрослый — полицейский, взрослый с маленьким ребёнком, работник магазина.Помогите воспитать в ребёнке такие качества как самоуважение, используя много поощрений, любви и внимания. Опасные взрослые или те, кто плохо воспитывает своих детей (оставляет их без присмотра, плохо кормит и т. д.), должны быть исключены из круга общения вашего ребёнка. Научите ребёнка, что он никогда не должен делать для взрослых то, что им не хочется или не нравится, даже для тех, кого они хорошо знают. Никогда не заставляйте детей целовать или обнимать тех взрослых, с которыми они не хотят делать это.Слушайте детей, особенно тогда, когда они стараются сказать вам о вещах, которые их беспокоят. Дайте детям знать, что вы всегда воспринимаете их серьезно и сделаете все, чтобы они чувствовали свою безопасность.