Презентация по педагогике Принципы воспитания


Принципы воспитания Мокроусова В.Б. А.В. Мудрик определяет следующие принципы воспитания Природосообразности;Культуросообразности;Центрации;Дополнительности образования. Принцип природосообразности Взаимосвязь естественных и социальных процессов.Человек :Осознавал себя гражданином Вселенной;Отчётливо понимал происходящие планетарные процессы и существующие процессы;Осознавал взаимосвязь ноосферы и жизнедеятельности человеческих сообществ; Имел чувство сопричастности природе и социуму как её части;Формировал у себя личную ответственность за ноосферу как среду и продукт человеческой жизнедеятельности;Осознавал самого себя как субъекта, творящего ноосферу, разумно и сохранно «потребляющего», сберегающего и вопроизводящего её». Принцип культуросообразности воспитания Фридрих ДистервергВоспитание должно основываться на общечеловеческих ценностях культуры и строиться в соответствии с ценностями и нормами тех или иных национальных культур и спецефическими особенностями, присущими традициям тех или иных регионов, не противоречащих общечеловеческим ценностям А.В. Мудрик «Необходимо, чтобы воспитание помогало растущему человеку ориентироваться в тех изменениях, которые постоянно происходят в нём самом и в окружающем его мире» Нахождение баланса ценностей различных культур и субкультур – одно из условий эффективности воспитания Принцип центрации Признание приоритета личности по отношению к обществу, государству, социальным институтам.Процесс воспитания-средство развития личности. Принцип дополнительности образования Реализация подхода к воспитанию человека как к совокупности взаимодополняющих процессов.Воспитание- совокупность процессов семейного, религиозного и общественного воспитания. Принципы организации воспитательного процесса Принцип гуманистической ориентации;Принцип социальной адекватности;Принцип индивидуализации;Принцип социального закаливания;Принцип создания воспитывающей среды. Принцип гуманистической ориентации воспитания Условия реализации:Добровольность включения ребёнка в ту или иную деятельность;Доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели;Оптимистическая стратегия в определении воспитательных задач;Предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия; Осознание ребёнком социальной защищённости, формирование готовности к защите своих интересов;Учёт интересов учащихся, их индивидуальных вкусов, предпочтений,пробуждение новых интересов. Практическая деятельность Опираться на активную позицию ребёнка, его самостоятельность и инициативу;В общении с ребёнком должно доминировать уважительное отношение к нему;Педагог должен не только призывать ребёнка к добру, но и быть добрым;Педагог должен защищать интересы ребёнка и помогать ему в решении его актуальных проблем;Защита ребёнка-приоритетная задача педагогической деятельности;Формирование гуманистических отношений, не допускающие унижения достоинства детей. Принцип социальной адекватности Соответствия содержания и средств воспитания социальной ситуации.Условия реализации:Взаимосвязь воспитательных задач и задач социального развития демократического общества;Координация взаимодействия социальных институтов;Обеспечение комплекса социально-педагогической помощи детям;Ориентация педагогического процесса на реальные возможности социума; Учёт разнообразных факторов окружающей социальной среды;Коррекция воспринимаемой учащимися разнообразной информации, в том числе СМИ. Практическая деятельность Воспитательный процесс строиться с учётом реалий социальных отношений, особенностей экономики, политики, духовности общества;Школа не должна замыкать воспитание ребёнка своими стенами, необходимо использовать и учитывать реальные факторы социума;Коррекция негативного влияния на ребёнка окружающей среды;Все участники воспитательного процесса должны взаимодействовать. Принцип индивидуализации воспитания Определение индивидуальной траектории социального развития каждого ученикаУсловия:Мониторинг изменений индивидуальных качеств в ребёнке;Определение эффективности влияния фронтальных подходов на индивидуальность ребёнка;Выбор специальных средств педагогического влияния на каждого ребёнка;Учёт индивидуальных качеств ребёнка, его сущностных сфер пр выборе воспитательных средств;Предоставление возможности учащимися для самостоятельного выбора способов участия во внеурочной деятельности. Практическая работа Работа, проводимая с группой, должна ориентироваться на развитие каждого;Выбор воспитательного воздействия при работе с одним учащимся не должен негативно влиять на воспитание других;Осуществляя выбор воспитательного средства, необходимо учитывать индивидуальные качества ребёнка;На основе взаимодействия с учеником вести поиск способов коррекции его поведения;Постоянное отслеживание эффективности воспитательного воздействия на каждого ребёнка определяет совокупность воспитательных средств. Принцип социального закаливания детей Включение детей в ситуации, которые требуют волевого усилия для преодоления негативного воздействия социума, овладения определёнными способами этого преодоления, адекватными индивидуальными особенностями человека, формирования социального иммунитета, стрессоустойчивости, рефлексивной позиции. Махатмы Ганди «социальные прививки» -это постепенное познание ребёнком отрицательных сторон жизни общества и выработка своеобразного иммунитета от негативных явлений. Условия реализации принципа Включение детей в решение различных проблем социальных отношений в реальных и имитируемых ситуаций(социальные пробы);Диагностирование волевой готовности к системе социальных отношений;Стимулирование самопознания детей в различных социальных ситуациях, определения своей позиции и способа адекватного поведения в различных ситуациях.Оказание помощи детям в анализе проблем социальных отношений и вариативном проектировании своего поведения в сложных жизненных ситуациях. Практическая деятельность Проблемы отношений детей надо решать с детьми, а не за них;Ребёнок не всегда должен легко добиваться успеха в своих отношениях с людьми;Не только радость, но и страдания, переживания воспитывают человека;Волевых усилий для преодоления трудностей у человека не будет завтра, если их нет сегодня;Нельзя предусмотреть все трудности жизни. Но человеку надо быть готовым к их преодолению. Принцип создания воспитывающей среды В учебном заведении должны быть такие отношения, которые бы формировали социальность ребёнка.Единство коллектива школы педагогов и учащихся.Творчество-универсальный критерий оценки личности учащимися и отношений в коллективе. Условия Выделение доминирующей цели коллектива;Определение ведущей деятельности, являющейся значимой для всех членов коллектива;Развитии детского самоуправления, инициативе и самостоятельности детей и взрослых, создании разнообразных детских объединений; Формирование позитивного отношения к творчеству(воспитывающая среда должна быть эвристической);Неповторимости учебного заведения;Наличии отношений ответственной зависимости» в среде педагогов и учащихся. Практическая деятельность Школа для ребёнка должна быть родной, он должен ощущать сопричастность к общим успехам и работе педагогов;Педагоги и учащиеся, члены одного коллектива, помогают друг другу;Общая цель школы- цель каждого педагога и ученика;Необходимо реально доверять детям, а не играть в доверие им;Каждый в коллективе должен быть творцом отношений и новых дел;Равнодушный педагог рождает равнодушных учащихся.