Презентация Разработка ситуационного задания с использованием кейс-технологии


Мастер-классВыполнила слушательКостюкевич В.В.Руководитель Петренко В.В., ст.преподаватель кафедры государственного и муниципального управленияРазработка ситуационного задания с использованием «КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ»Учить – это все равно, что бросать мысли в почтовый ящик человеческого подсознания. Вы знаете, когда они отправлены, но никогда неизвестно, когда они будут получены и в каком виде Э. Ловелл КРИТЕРИИ ТЕХНОЛОГИЧНОСТИПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ «Конус опыта»Люди запоминают Люди способныОпределять, перечислять, описывать, пояснятьДемонстрировать, применять, выполнятьАнализировать, разрабатывать, создавать, оценивать10% прочитанногоуслышанногоувиденногоуслышанного и увиденного20% 30% 50% 70% сказанного или написанного ими по поводу их действия90% сказанного или написанного ими Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. ПРИНЦИПЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ ЗАДАЧА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ- научить студента: ОТЛИЧИЯ КЕЙСОВ ЗАДАЧА, СИТУАЦИЯКЕЙСОпределена проблемаОдно «правильное» решениеОпора на нормативную документациюНет проблем в открытом видеМножество альтернатив решенияАнализ, выбор, оценка, дискуссия, планирование мероприятий Кейс–метод - сложная система, в которую интегрированы более простые методы познания{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Метод, интегрированный в кейсХарактеристика его роли в кейс- методе МоделированиеПостроение модели ситуацииСистемный анализСистемное представление и анализ ситуацииМысленный экспериментСпособ получения знания о ситуации посредством её мыслительного преобразованияМетоды описанияСоздание, описание ситуацииПроблемный методПредставление проблемы, лежащей в основе ситуацииМетод классификацииСоздание упорядоченных перечней, свойств, сторон, составляющих ситуацииИгровые методыПредставление вариантов поведения героев ситуации «Мозговая атака» Генерирование идей относительно ситуацииДискуссияОбмен взглядов по поводу проблемы и пути её решения МЕТОД СИТУАЦИОННОГО АНАЛИЗА (КЕЙС-СТАДИ)ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТЭкспертКатализатор учебного процессаТренерПроводит через все этапы сценария1. Ознакомление с ситуацией (по тексту или по рассказу, по видео) 2. Выявление проблем 3. Обобщение информации 4. Анализ информации5. Уточнение проблем и их иерархии 6. Формулирование альтернатив решения 7. Составление перечня преимуществ и недостатков каждого решения 8. Оценка альтернатив9. Обоснование возможности применения альтернатив10. Подготовка отчета и презентации результатов МЕТОД ИНЦИДЕНТАПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТЫ(команды)готовит заранее ситуацию, зачитывает ту ее часть, которая является инцидентом «Случилось то-то…»рассказывает слушателям о технологии анализаПроцесс задавания вопросов сбор информацииотрабатывают свой вариант ситуацииоткрытая дискуссия правильные и неправильные аспекты АНАЛИЗ КОНКРЕТНЫХ СИТУАЦИЙПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТЫ(команды)представляет модель практической ситуации, например социально-экономической, социально-психологической или логической;поддерживает эмоциональное напряжениенесоответствие учебной цели, поставленной перед обучаемыми в данной конкретной ситуации, и имеющихся у них ресурсов коллективная, мелкогрупповая и индивидуальная выработка решений;многоальтернативность решений;единая цель при выработке решений;наличие системы группового оценивания деятельности обучаемых;наличие управляемого эмоционального напряжения;разные способы анализа принимаемых решений РАЗБОР КОРРЕСПОНДЕНЦИИ («БАСКЕТМЕТОД»)ПРЕПОДАВАТЕЛЬСТУДЕНТ или малые группыПодчиняет содержание документов в «папке» учебным и развивающим целямГотовит инструкцию к упражнению, которая должна объяснить, что требуется выполнение действия, а не просто анализ шаговкаждый фрагмент материала должен касаться одной части изучаемой программы или быть иллюстрацией к одному или другому вопросу обучения.занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумеваетразбирается в документах, адресует их соответствующему исполнителю, накладывает необходимую резолюцию там, где полагает нужным дать ход документу, то есть предпринимает те действия, которые считает необходимымисоставить представление о ситуации, сложившейся на управляемом объекте, сделать выводы и принять ряд решений, то есть найти выход из «информационного лабиринта» МЕТОД «МОЗГОВАЯ АТАКА» (БРЕЙНСТОРМИНГ) Стратегия «IDEAL»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Iвыделите в тексте проблемуИ Идентифицируйте проблемуDопишите её (выявите её суть).Д Доберитесь до её сутиEопределите варианты подходов к решению проблемыЕ Есть варианты решенияA– действуйте (решайте).АА теперь – за работу!Lсделайте вывод (научитесь, проведите рефлексию своей работы).Л Логический вывод МЕТОД ДИСКУССИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ДИАЛОГИСТСТУДЕНТ или малые группы –соблюдают правила коммуникациипостановка стимулирующих вопросов, подготовленных заранее хочет и умеет общаться со студентами, он восприимчив к чужому мнению, т.е. стремится не оценить, а услышать, понять и принять мнение другого.должен владеть технологией организации предметного диалога, в частности, формами побуждающего и подводящего диалоганаправляет студентов, дает рекомендации в течение урокаиспользуй «Я-послание»; соблюдай гармоничность в себе;избегай общих фраз;ориентируйся на цель (задачу);умей слушать; будь активен в беседе;будь краток;осуществляй конструктивную критику. Прием «Софт-анализ» или «SWOT-анализ» ПРИЁМ «ЦВЕТОК ЛОТОСА» -8 способов решения проблемы ПРИЁМ «СТЕНА» - определение иерархии способов решения проблем СХЕМА СОЗДАНИЯ КЕЙСАДИДАКТИКА ДИДАКТИКА Творчестворазработчика; переход к 1 этапу создания кейсаДИДАКТИКА КЕЙС № 1 «Формирование заказа» по УД «Основы коммерческой деятельности»ДИДАКТИКА Жанр кейса – иллюстративная учебная ситуация; “маленькие наброски” (short vignetts) Метод – АКС (анализ конкретной ситуации)Тип кейса – обучающий анализу и оценке, принятию решенияТЕКСТ КЕЙСА «Формирование заказа на товар»ООО «Весна» – успешное торговое предприятие, занимающее стабильное положение на рынке розничной торговли продовольственными товарами. Ежегодная прибыль предприятия составляет порядка 1,5 -2,0 млн.руб. за счет рациональной работы коллектива – менеджеров по продажам, товароведов, профессиональных продавцов. На предприятии существует отдел по коммерческой работе (ОКР), который занимается аналитической работой – сбором экономической информации по продажам как в целом по предприятию, так и по отдельным группам товаров. В ОКР имеются данные: 1. динамика товарооборота за несколько лет (Приложение № 1)2. объемы заказов по группам товаров (Приложение № 2)3. применяемые торговые наценки по группам товаров(Приложение № 3)4. применяемые торговые скидки при проведении акций (Приложение № 4)5. остатки товаров на складе и в торговом зале на отчетную дату (Приложение № 5)6. реестр поставщиков, реестр товаров с отпускными ценами, реестр договоров с поставщиками (Приложение № 6) В городе за последние 3 года также успешно развиваются, занимаются торговой деятельностью торговые сети – Семья, Магнит, Евророс, Дикси. На рынке появилось несколько новых поставщиков продовольственных товаров местного производства – молока, творога, сметаны, йогурта. ВОПРОСЫ К КЕЙСУ Что в ситуации является главным?Какие проблемы, изложенные в ситуации, Вам удалось выделить и какая из них приоритетная?Что Вы лично думаете об этом? Затронуты ли в ситуации другие аспекты — например, этические, психологические?Как бы Вы оценили поставщиков, конкурентов? Как бы Вы сформировали заказы на товары?Каковы могут быть последствия принятых решений?Кого это затронет, на ком отразится?Не пропустили ли Вы важную для правильного решения информацию?С чьих позиций Вы это предлагаете? ЗАДАНИЕ К КЕЙСУВыпишите из соответствующих разделов учебной дисциплины ключевые идеи, для того, чтобы освежить в памяти теоретические концепции и подходы, которые Вам предстоит использовать при анализе кейса.Бегло прочтите кейс, чтобы составить о нем общее представление.Внимательно прочтите вопросы к кейсу и убедитесь в том, что Вы хорошо поняли, что Вас просят сделать.Вновь прочтите текст кейса, внимательно фиксируя все факторы или проблемы, имеющие отношение к поставленным вопросам.Прикиньте, какие идеи и концепции соотносятся с проблемами, которые Вам предлагается рассмотреть при работе с кейсом. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ к использованию кейса разъясняют место данного кейса в структуре учебной дисциплины, формулируют задания по анализу кейса для студентов и записку по преподаванию конкретной ситуации для преподавателя. (конкретные рекомендации по разбору ситуаций, в которых излагается авторский разбор ситуаций, их ключ, а также рекомендуемая методика проведения занятий) Описать последовательность работы с приложениямиСформулировать использование стратегий, приемов (например, … « в своей работе Вы можете использовать стратегию ИДЕАЛ, прием «Цветок лотоса» или «Стена»…)Предложить матрицу формирования заказов и выбора поставщика. Например:{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПоставщикНаименование товараКоличествоЦенаПочему ?Преимущества Критерии оценки решений{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}ПоказательИзмеритель показателяБаллыВремя выполнения задания 13-15 мин.515,1-20 мин.420,1-25 мин.3Более 25 мин.2Выявленные проблемы5 и более5 и более443322Альтернативы решения5 и более5 и более443322Дибрифинг (аргументированность)Оценивают студентыОт 0 до 15Презентация решения наглядностьДо 5убедительностьДо 5красочностьДо 5 Ни один завоеватель не может изменить сущность масс, ни один государственный деятель….Но учитель – я употребляю это слово в самом широком смысле – может совершить больше, нежели завоеватели и государственные главы. Они, учителя, могут создать новое воображение и освободить скрытые силы человечества.Николай Рерих. Половодье.