Заседание НОУ «Поиск» учащихся


Заседание НОУ «Поиск» учащихся МБОУ «СОШ №22». «Без стремления к научной работе каждый, как учитель, так и ученик, попадает под власть трех педагогических демонов: банальности, механичности, рутинности. Он деревенеет, каменеет, опускается!»А. Дистервег. Реализация поликультурного потенциала в исследовательских работах по русскому языку и литературе Ход заседания: 1. Итоги работы;2. Обмен опытом.3. Выбор тем будущих работ. Итог работы прошлого созыва научного общества учащихся: Участие в научно-практических конференциях: 1.городские «Кызласовские чтения» секция «Русский язык», проводимые МБОУ «СОШ №1» (1 место, два 3 места);2.городские «Кызласовские чтения» секция «Сквозные темы в русской и мировой литературе», проводимые МОУ «СОШ №1» (3 место);3.республиканская научно-практическая конференция «Многоязычие и поликультурность» секция «Русский язык и культура речи» (4 человека – участие, одно 1 место);6.I региональная научно-практическая конференция школьников «Многоязычие и поликультурность» секция «Хакасская литература» (3 место);7.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «История русского языка и особенности его функционирования» (2 человека – участие);8.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «История русского языка и особенности его функционирования» (2 место);9.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «Зарубежная литература» (2 место);10.региональная научно-практическая конференция «Юность науки» секция «Информатика» (1 место). Основными целями поликультурного гуманитарного образования являются: формирование осознанных позитивных ценностных ориентаций личности учащегося по отношению к собственной российской культуре, поликультурной по своей природе; воспитание уважения к истории и культуре другого народа; создание поликультурной среды как основы для взаимодействия личности с элементами других культур; формирование способности учащегося к личностному культурному самоопределению. Тайны двух Тайны двух славянских азбукДобря Мария, ученица 9 «Г» класса школы № 22 Цель научной работы– рассмотрение гипотез создания двух славянских азбук.Объект исследования – две славянские азбуки – кириллица и глаголица.Предмет исследования – сравнительный анализ азбук с точки зрения их триединства. На основе греческих гласных появилась группа «еров» и две согласных – Б и S – итого 8 букв;Из «алфавита икс» появились шипящие и гласная «юс большой» - то есть 6 букв;Остальные знаки кириллицы были чисто греческими – 24 буквы. Сравнительный анализ букв показал: Интерпретация сюжета о тени Х.К. Андерсеном и А. фон ШамиссоНарылкова Валерия, ученица 9 «Г» класса школы №22. Задачи исследования: 1. Рассмотреть биографии Х.К. Андерсена и А. фон Шамиссо, выявить общие жизненные факты, оказавшие влияние на формирование основных мотивов их творчества; 2. Выявить суть эстетики немецкого и датского романтизма;3. Охарактеризовать специфику сюжета о тени и показать степень заимствования у А. Шамиссо. Общее в понимании места тени в жизни человека. Тень – это вещь, которая властвует над человеком;Тень – это составляющий элемент существования героев в мире;Тень – это символ богатства, репутации; Выводы: В отличие от андерсеновской тени, Петер Шлемиль у Шамиссо оказывается духовно сильнее бесплотной, ничтожной фигуры ученого, ведь он смог избавиться в конце концов от зависимости перед дьяволом. Шамиссо развивает конфликт произведения на широком фоне многообразных и социально-конкретных человеческих характеров, так как количество персонажей в «Удивительной истории…» гораздо больше, чем в «Тени» Андерсена, что дает возможность лучше почувствовать социальную атмосферу произведения.По нашему мнению, произведения Шамиссо и Андерсена – это не только настоящее и прошлое, но и будущее, потому что писатели затрагивают «вечные» темы и проблемы, которые стары, как сама жизнь, - это поиски счастья, стремление к лучшему, неудовлетворенность достигнутым и т.д. Слово фамилия у римлян первоначально относилось только к рабам. «Familus значит домашний раб, а familia – это совокупность принадлежащих одному человеку рабов». [Фасмер 2003: 184]. Тем не менее латинское слово familia распространилось по всей Европе в значении «семья, семейство, супруги». Согласно словарю С.И. Ожегова, «фамилия – это общее имя членов семьи, наследуемое от предков и прибавляемое к отчеству» [Ожегов 1990: 846]. История русской антропонимии: Дохристианский – когда в ходу были собственно славянские, языческие имена;Христианский – когда право наречения имени стало принадлежать церкви.Границей этих периодов стал 988 год – год крещения Киевской Руси. Становление фамилии на Руси. Датируется 14-15 веками.В 16-17 веках вводится единая трёхчленная система наименований:Имя;Отчество;Фамилия. Выводы: В настоящее время все фамилии условны и уже не указывают на занятие человека и его характер.Имена собственные являются единицами языка.Имена собственные относятся к номинативным единицам языка.Среди их функций выделяют: номинативную, идентифицирующую, дифференцирующую, а также социальную, эмоциональную, указательную, адресную и т.д. «ПУСЬКИ БЯТЫЕ» Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ КАК ФАКТ ИСТОРИИ ЯЗЫКА. Мачалкина Ольга,9 «Г» класс. «Пуськи Бятые» Л. Петрушевской Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит:- Калушата! Калушаточки! Бутявка!Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились.А Калуша волит:- Оее! Оее! Бутявка-то некузявая!Калушата Бутявку вычучили.Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки.А Калуша волит калушатам:- Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые.От бутявок дудонятся.А Бутявка волит за напушкой:- Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые! Целью работы является анализ конструкций, при помощи которых создан текст «Пусек Бятых», определение признаков и способов их образования. Основные задачи: 1.Изучить «лингвопредтечи лингвосказки»;2.Выявить сущность подобных конструкций;3.Определить особенности образования псевдослов.Объектом исследования является сказка Петрушевской «Пуськи Бятые», предметом – те новообразования, при помощи которых создано это загадочное произведение. «Выдуманные слова Л. Петрушевской по своему строению похожи на русские существительные, глаголы, прилагательные и наречия (сяпала, например, - это конечно же глагол прошедшего времени, бутявка - существительное женского рода (что - то вроде козявки), калушата - детеныши Калуши; сравните лягушата, утята и т.п., дюбые и некузявые - прилагательные в форме множественного числа и т.д.). Эти слова связаны друг с другом нормальными для русского синтаксиса отношениями: подлежащее согласуется со сказуемым (сяпала Калуша), определение с определяемым (пуськи бятые), глагол подчиняет себе зависимые в "ожидаемой" форме: сяпала по напушке, увазила бутявку, бутявок не трямкают. Харченко Катя, ученица 9 «Б» класса школы №22. Выводы:большая часть новообразований – потенциальные слова, которые могли бы претендовать на статус языковой единицы, но по тем или иным причинам не закрепились в языке. Нами обнаружено 68 таких слов, что составляет примерно 75%. меньшую часть составили собственно окказионализмы, созданные по индивидуально-авторским моделям или с нарушением каких-либо условий по языковым моделям. В стихотворениях С. Есенина мы выявили 32 таких новообразования, что составляет примерно 25 % от общего количества индивидуально-авторских слов. Работа в группах:1 группа (молодые члены НОУ) – подобрать вопросы к старшим членам научного общества;2 группа – подготовить рекомендации к выбору тем будущих работ (в рамках принципа поликультурности) Спасибо за работу! Успехов в исследовательской деятельности!