Презентация. Методическая разработка раздела образовательной программы Синтаксис .Пунктуация. Культура речи


Выбор Программы по русскому языку для 5-9 классов М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Н. М. Шанского мотивирован тем, что онарекомендована Министерством образования РФ; соответствует стандарту основного общего образования по русскому языку;построена с учётом принципов системности, научности, доступности и преемственности; учитывает возрастные особенности учащихся. В современной школе сложились следующие этапы изучения синтаксиса: начальный (1-4 классы), специальный (5 класс), систематический (8-9 классы). Цель: формирование опорных синтаксических умений, необходимых для прочного усвоения систематического курса синтаксиса и овладения на должном уровне пунктуационными умениями и навыками. Задачи:Познавательный аспект: познакомить учащихся со словосочетанием и предложением как основными единицами синтаксиса, с их функционированием в речи.Развивающий аспект:развивать речевую и мыслительную деятельность, коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения;обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;развивать творческие способности обучающихся через «погружение» в тему;развивать личностные качества ребёнка: критичность, мотивацию, рефлексию, индивидуальность.Воспитывающий аспект:воспитывать внимательное и уважительное отношение к слову, понимание необходимости сохранения чистоты русского языка как явления культуры. Период адаптации к условиям обучения в среднем звенеПереполненность энергией, учатся в активной деятельностиНравится делать трудную, требующую высокой компетенции работу, проявлять индивидуальность и различияРазвито буквальное мышлениеРазвивается логическое мышление, способность к теоретическим рассуждениям, самооценке и оценке деятельности одноклассниковВозраст критичности, поиска лидераЗавышенная самооценка, отзывчивы на похвалу, плохо воспринимают критику в свой адрес Методика Р.В.Овчаровой «Определение уровня школьной мотивации» Диагностика психического развития (внимание - по П.Я.Гальперину и С. Л. Кабыльницкой; память - методика А.Р.Лурин; мышление - методика Равенна) знать основные понятия по теме: словосочетание, предложение, основные признаки предложения, виды предложений по цели высказывания и по интонации, главные и второстепенные члены предложения, нераспространённые и распространённые предложения, однородные члены предложения, обобщающие слова, обращение, сложное предложение, прямую речь, диалог, пунктуационные знаки и правила их постановки уметь выделять словосочетания из предложения;находить грамматическую основу предложения;находить в предложении второстепенные члены;определять количество грамматических основ в предложении;определять количество предложений в составе сложного;выполнять синтаксический разбор предложений;правильно ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, при одиночном обращении, после обобщающего слова , при прямой речи; уметь интонационно правильно произносить предложения Изучая тему «Словосочетание» :«…Родина! Особенное слово полно глубокого смысла. Я вижу необъятные ее просторы, чувствую ласковый ветерок».Задание: определить основную мысль текста, озаглавить; продолжить текст, определить части речи, выписать словосочетание «прил.-сущ.» - 1вариант, «глаг.-сущ.» - 2 вариант; синтаксический разбор 3 предложения. При изучении темы «Определение» :«…Мы любим нашу Родину. Любим ее бесконечные равнины, ее величавые леса, ее могучие горы, ее города и села. Каждый ее уголок, как бы он далеко от нас ни находился, близок и дорог нам…»Задание: проследить, как автор развертывает смысл первого предложения (указать слова, конкретизирующие значение слова Родина); выписать словосочетания, в которые входят прилагательные, какими членами предложения являются прилагательные; найти однородные члены, построить схему; пересказать текст, включив свои доказательства; графически обозначить изученные орфограммы. Алгоритмы иподсказки АЛГОРИТМ:Чтобы найти подлежащее в предложении Листья пожелтелые по ветру летят, задаём вопросы - о ком, о чём говорится в предложении? – О листьях. Какое слово отвечает на вопрос что? Или кто? – На вопрос что? Отвечает слово листья. Значит, это подлежащее.Правило- помощник: чтобы легче было найти подлежащее, не спутать его с дополнением, вопрос к подлежащему лучше ставить от сказуемого. ПОДСКАЗКА Вопросы косвенных падежейТы безошибочно знаешь уже.Если задашь их без промедления,Тут же отыщутся ДОПОЛНЕНИЯПризнак предмета или явленияОбозначает ОПРЕДЕЛЕНИЕ.Чей и какой? – вопросы просты,Лишь не хватает волнистой черты.-На вопросы: Где? Когда?Как? Откуда? И куда?ОБСТОЯТЕЛЬСТВО ответ даст тебе всегда. УстныйЧитаются предложения, учащиеся показывают карточки со схемами к этим предложениям. Чертим схемыЧитаются предложения, учащиеся, не записывая их, чертят схемы, указывая номер предложения. ВыборочныйДиктуются предложения, учащиеся записывают только те ,которые подходят к схеме , данной учителем. Найди ошибку! При выделении из предложения словосочетаний допущены ошибки. Найдите их. На дне прозрачного лесного ручья лежат опавшие листья.1) на дне; 2) на дне ручья; 3) прозрачного ручья; 4) лесного ручья; 5) лежат листья; 6) опавшие листья. РАЗГАДАЙТЕ РЕБУСЫ и назовите знаки препинания в русском языке. ТИРЕ, ТОЧКА, ЗАПЯТАЯ. ДВОЕТОЧИЕ. Найдите четвёртое «лишнее»:1.Подлежащее, глагол, дополнение, определение.2.Существительное, наречие, сказуемое, предлог.3.Обстоятельство,прилагательное,числи-тельное, местоимение. КО…ЬБА ВОСКЛ…ЦАТЕЛЬНЫЙ КОЛО…НА МОЛО…ЬБА Б…ГРОВЫЙ РЮ…ЗАК ПРО…ЬБА Б…НОКЛЬ …ЖЕЧЬ Вставьте пропущенные буквы и узнайте , как называется раздел науки о языке, который мы будем изучать. СИНТ АКСИС Придумать предложения -«наоборотки»Составить предложение, предварительно выполнив ряд действийВыписать все словосочетания из любой понравившейся статьи газеты или журнала (тема «Словосочетание») Написать рассказ на любую тему, но с условием: в конце первого предложения должен стоять вопросительный знак, в конце последнего­ восклицательный, в остальных – точки (тема «Виды предложений по цели высказывания и интонации») Подготовить устный рассказ или сказку по теме урока № Синтаксис. Пунктуация. Культура речи. (29+7) Кол-во часов Дата 1 Синтаксис. Пунктуация. 1 29.09 2 Словосочетание. 1 30.09 3 Словосочетание (продолжение) 1 03.10 4 Разбор словосочетаний. Урок- практикум. 1 04.10 5 Предложение. 1 05.10 6 Р/р. Сжатое изложение. (В.П. Катаев) (упр. 137.). 1 06.10 7 Р/р. Написание сжатого изложения. 1 06.10 8 Виды предложения по цели высказывания. 1 07.10 9 Восклицательные предложения . 1 10.10 10 Р/р. Устный анализ тем сочинений. Сочинение на свободную тему. 1 11.10 11 Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. 1 12.10 12 Сказуемое. 1 12.10 13 Тире между подлежащим и сказуемым. 1 14.10 14 Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения. 1 15.10 15 Дополнение. 1 17.10 16 Определение. 1 18.10 17 Обстоятельство. 1 19.10 18 Предложение с однородными членами. 1 19.10 19 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 21.10 20 Знаки препинания в предложениях с однородными членами. 1 22.10 21 Предложения с обращениями. 1 24.10 22 Р/р. Письмо. 1 25.10 23 Синтаксический разбор простого предложения. Урок - практикум. 1 25.10 24 Р/р. Основная мысль в сочинении. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка»). 1 26.10 25 Р/р. Написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова 1 26.10 26 Пунктуационный разбор простого предложения. 1 29.10 27 Простые и сложные предложения. 1 28.10 28 Простые и сложные предложения (продолжение темы). 1 07.11 29 Синтаксический разбор сложного предложения. Урок - практикум. 1 08.11 30 Р/р. Заголовок и основная мысль текста. (упр. 234). 1 09.11 31 Прямая речь. 1 09.11 32 Прямая речь (продолжение темы) 1 11.11 33 Диалог. 1 12.11 34 Повторение по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи». Урок – соревнование «Синтаксический турнир». 1 14.11 35 Контрольный диктант с грамматическим заданием. 1 15.11 36 Анализ диктанта. 1 16.11 Тема: «Синтаксический турнир».Дата проведения: 14.11Цели урока:Образовательная - обобщение знаний по разделу «Синтаксис. Пунктуация. Культура речи», закрепление навыков синтаксического разбора словосочетания, предложения и постановки знаков препинания в простом предложении.Развивающая – развитие навыков самостоятельной работы учащихся, творческих способностей, познавательного интереса. Воспитательная - формирование умения работать в группе; развитие культуры общения, чувства товарищества; умения контролировать и оценивать собственную деятельность.Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Вид урока: урок-соревнование.Форма организации учебной деятельности - групповая.Оборудование урока: карточки с вопросами, мяч, карточки для грамматического лото, жетоны, диплом победителя, конверты с заданиями, компьютер, проектор; мультимедийная презентация (переключение по щелчку).Предварительная работа: класс при помощи учителя делится на две равноценные по силам группы, подбирается название, представление для команд. Организационный момент.II.Систематизация и обобщение изученного материала.(выполнение практических заданий и упражнений).План турнира:а) Разминка.б) Эстафета.в) Малая спартакиада.г) Грамматическое лото.д) Конкурс капитанов.III. Подведение итогов. Количество работ-8Качество знаний-50% Успеваемость-100% 1.Аракелов Г.Г. и др. Учителям и родителям о психологии подростка. М. «Высшая школа», 1990.2.Бабайцева В.В. Русский язык. Синтаксис и пунктуация. М.: «Просвещение»,1979.3.Баранов М.Т. Методика преподавания русского языка в школе. М.: Издательский центр «Академия», 2001.4.Баранов М.Т. Обучение русскому языку в 5-6 классах. М.: Просвещение, 1986.5.Беляева О.В. Поурочные разработки по русскому языку. 5 класс. – М.: «ВАКО», 2007.6.Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. М.: Издательский дом « Генжер», 2000.7.Виноградова Е.М. Сопоставительный анализ материалов школьных учебников/ «Русский язык в школе»; № 5, 2010.8.Гдалевич Л.А., Фудим Э.Д. Уроки русского языка в 5 классе: Кн. Для учителя: Из опыта работы .-М.: «Просвещение»,1991.9. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 5-11 классы. – М.: «ВАКО», 2003 .10.Карасева И.В. Русский язык. 5 класс: поурочные планы по учебнику Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А. Тростенцовой и др.- Волгоград: Учитель, 2005.11.Лебедев В.В.Уроки русского языка в 5 классе: Пособие для учителя в 2ч. Издательство «Владимирская школа»,1996.12.Обучение русскому языку в 5 классе: Метод. Рекомендации к учеб. Для 5 кл. общеобразоват. учреждений / Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л. А.Тростенцова, Л.Ю.Комиссарова.- М.: Просвещение,2001.13.Программы образовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы / Авторы: М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский, -8-е изд. – М.: «Просвещение», 2007.14.Раман Т.В. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку: к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М.: Просвещение ): 5 класс. - М.: Издательство «Экзамен»,2007.