«Формирование логико-математической компетентности детей дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша


КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ«Формирование логико-математической компетентности детей дошкольного возраста на основе игр по методике З. Дьенеша Выполнила: воспитатель МБДОУ детского сада №10 «Светлячок», г.Старый ОсколКубышкина Надежда Дмитриевна Игры с логическими блоками Дьенеша позволяют:* Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.* Развивать пространственные представления.* Развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование инфор­мации).* Усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления.* Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.* Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.* Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.* Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.* Развивать речь.* Успешно овладеть основами математики и информатики. Логический материал представляет собой набор из 48 объемных геометрических фигур, различающихся четырьмя свойствами:1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;2. цветом - красные, желтые, синие;3. размером-большие и маленькие;4. толщиной-толстые и тонкие. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам! Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5х5см), на которых условно обозначены свойства блоков и карточки с отрицанием. цвет обозначается пятном;форма - контур фигур (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный,);величина - силуэт домика (большой, маленький); толщина - условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий). ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ С ЛОГИЧЕСКИМИ БЛОКАМИ ДЬЕНЕША Занятия (комплексные, интегрированные), обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно-печатные, подвижные, сюжетно-ролевые игры). а) в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков, дорожек, лабиринтов);б) как настольно-печатные (изготовить карты к играм “Рассели жильцов”, “Найди место фигуре”);в) в сюжетно-ролевых играх: “Магазин” - деньги обозначаются блоками. “Почта” - адрес на доме обозначается кодовыми карточками. Аналогично, “Поезд” - билеты, места. Вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность, аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры). Сначала предлагаются самые простые заданияНайди все фигуры, как эта по цвету (размеру, форме)Найди не такую фигуру, как эта по цвету (форме, величине)Найди такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размераБолее сложный вариант: найди такие же, как предъявляемая фигура, по цвету и форме, но другие по размеру или такие же по размеру и цвету, но другие по форме. Цепочки. От произвольно выбранной фигуры построить как можно более длинную цепочку. Варианты построения разнообразны: чтобы рядом не было фигур одинаковой формы (цвета, размера,толщины)- чтобы рядом были фигуры одинаковые по размеру. Но разные по форме и т.д. -треугольный- зелёный, большой и толстый. Затем дети учатся расшифровывать карточки и находить зашифрованный блок Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, размере или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств; в процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них; выкладывая карточки, которые «рассказывают» о всех свойствах блока – создают его своеобразную модель.Карточки–свойства помогают детям перейти от наглядно–образного мышления к наглядно–схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно-логическому мышлению. МОЗАИКА ЦИФР. Умение детей оперировать полученными знаниями помогаетв конструировании, аппликации, рисовании по образцу: сначала путем накладывания, а затем самостоятельного выкладывая, рисования фигуры на чистом листе. В процессе выполнения заданий используется инструкция, поясненение, разъяснение, указание, вопросы, словесные отчеты детей о выполнении задания, контроль, оценка.Для успешной работы с этим дидактическим материалом педагогу необходимо выполнять некоторые заповеди:поощрять все усилия ребёнка и его стремление узнать новое;избегать отрицательных оценок результатов деятельности ребёнка;- сравнивать результаты работы ребёнка только с его же собственными достижениями.