Комплексный подход и нетрадиционные способы коррекции дизартрии у дошкольников с ЗПР


Комплексный подход и нетрадиционные способы коррекционной помощи дошкольникам с дизартриейПлатонова Лариса Александровна, Учитель-дефектолог 1 квалификационная категорияМуниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43» Нарушение речи в МБДОУ ДИЗАРТРИЯ – термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). это нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата. Основные нарушения при дизартрииНарушение звукопроизношенияНарушения дыхания и голосаОбщая и мелкая моторикаНарушения интеллектуальной деятельности дискоординационные расстройстванарушение мышечного тонусасиндром артикуляционных расстройствСпастичность артикуляционных мышцГипотонияДистонияОсновные Признаки дизартрии нарушения речевого дыханиянарушения голосаосновные Признаки дизартрииСочетание с другими речевыми расстройствами Бульбарная, псевдобульбарная дизартрияОтмечается расстройствами глотания, жевания, физиологического дыхания, параличом мышц артикуляционного аппарата в сочетании с нарушениями общей моторикиОсновные формы дизартрииСтёртая (лёгкая) дизартриямозжечковая дизартрия характеризуется растянутой, скандированной речью, нарушением модуляций и меняющейся громкостью голосакорковая дизартрияРасстройство произношения слогов при сохранении правильной структуры словаэкстрапирамидная дизартрияРечь смазанная, невнятная с носовым оттенком, резко нарушена просодика, темп, мелодика речи Ограничение объёма наиболее тонких движений артикуляционного аппаратаНаличие синкенезийЗамедленный темп движений органов артикуляцииТрудность переключеняНарушение фонематической стороны речиСтёртая (лёгкая) форма дизартрии Системный подход к анализу речевого дефектаПринципы работы педагогаРегуляция психической деятельности детейРазвитие коммуникативной и обобщающей функций речиПоэтапное формирование всех компонентов речи Система коррекционного воздействияПедагогическое воздействиеМедицинское сопровождениеИсправление нарушений мелкой моторики рукИспользование традиционных и нетрадиционных комплексов артикуляционных гимнастикРазвитие дыхания и голосаОзокерит;Медикаментозное лечение участники коррекционного воздействия Цель работыразвитие и уточнение артикуляционного уклада мышц речевого аппаратаулучшение психологического состояния ребёнка и подготовка базы для дальнейшего развития или коррекции звукопроизношенияразвитие всех форм связной речиразвитие общей моторики и подготовка руки к овладению письменной речьюразвитие правильного дыхания и улучшение работы лёгких Разработать и апробировать на практике нетрадиционные подходы в коррекции речевых нарушений направленные на улучшение общего качества речи детей 3-7 лет в коррекционном МБДОУ через комплексную систему традиционных и нетрадиционных методов работызадачи Нетрадиционные методы исправления нарушений мелкой моторики рук Нетрадиционные методы исправления нарушений мелкой моторики рук методы коррекции артикуляционных нарушений Нетрадиционный комплексартикуляционной гимнастики с пробкой
Нетрадиционный комплекс на Развитие дыхания и голосаОдышечные упражненияЛечь на живот, руки за голову, на выдохе произносим «Ф», животом отталкиваясь от пола.Руки на поясе, произносим «Ф» на выдохе стараемся животом «разорвать» рукиПравое колено к левому локтю, выдох»Ф», и наоборотНаклоняемся выдох «Ф» Развитие дыхания и голоса на музыкальных занятиях Непосредственно образовательная деятельность Результат инновационной деятельностиПериод 2010-2013 г. Список литературыИгнатьева С.А., Карелина И.Б. Коррекция артикуляторных, дыхательных и голосовых расстройств у дошкольников с дизартрией. /Курск,1997Карелина И.Б., Дифференцированная диагностика стёртых форм дизартрии. /,Дефектология 2006, №6Козлянинова И.П., Тайны нашего голоса. /Диамант, 1992Логопедия /под ред. Волковой Л.С. Посвящение, 1989Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Логопедическая работа в группах дошкольников со стёртой формой дизартрии. / С-П, 2004Поваляева М.А. Справочник логопеда. /Феникс, 2003Тапталова С.Л. Коррекционно-логопедическая работа при нарушениях голоса. /М, 1994Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. /М, 1989Инновационные процессы в ДОУ компенсирующего вида /Детство-пресс, 2011 В пробку «СИ - СЭ»Губы над пробкой, пальцы мягко касаются друг другаРуки вверх и мягко поворачиваем «РИ-РЭ»«ЛИ-ЛЭ» руки на поясе, мягко поворачиваем голову«ТИ-ДИ» мягкий кулачок сжимается – разжимается«КАСА - КОСО» выбрасываем ноги по очереди«ЧУКИ - ЧАКИ» прыгаем с ноги на ногу«БЯКИ - БУКИ» прыгаем с ноги на ногу«ТУКИ - ТАКИ» мягкий прыжок из стороны в сторону«ПИТЕК-ПТУВОТО» наклоны«ЭНИКИ-БЭНИКИ ЕЛИ ВАРЕННИКИ» хлопаем в ладоши«ЛАТ-ТАП-ПАДИДАДУДАП» попрыгиваем«ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ» хлопаем в ладоши Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад компенсирующего вида № 43»Платонова Лариса Александровна, Учитель-дефектолог 1 квалификационная категорияКомплексный подход И нетрадиционные способы коррекционной помощи дошкольникам с дизартрией