Презентация по изобразительному искусству на тему Театры России


История театров России Актерские действа известны издавна. Сначала они были связаны с религиозными празднествами или с языческими обрядами. Первые русские актеры. До XVII в. Скоморохи.Среди них были музыканты, певцы, танцоры, шутники, дрессировщики диких животных (в первую очередь медведей, Медвежья потеха). Это были нищие люди, не имеющие ни угла, ни пропитания, ни одежды, и заняться таким промыслом их заставляла нужда. Часто они объединялись и вместе ходили по Руси, прося подаяния, за которое и показывали свои таланты. Они стали строить на городских площадях легкие постройки для своего жилья и приема посетителей-зрителей — балаганы. Первый придворный театр. XVII в.Планы по созданию придворного театра впервые появились у царя Михаила Федоровича в 1643 г. в период подготовки свадьбы царевны Ирины и датского принца Вальдемара. Московское правительство попыталось разыскать через рижанина Юстаса Филимонатуса артистов, которые согласились бы поступить на царскую службу. В 1644 г. во Псков прибыла труппа комедиантов из Страсбурга. Они прожили в городе около месяца, после чего по неизвестной причины их выслали из России. Первый царский театр.Первый царский театр в России принадлежал Алексею Михайловичу и просуществовал с 1672 до 1676 года. Начало его связано с именем боярина Артамона Матвеева.Артамон Сергеевич повелел проживавшему в Москве пастору Немецкой слободы Иоганну Готфриду Грегори заняться набором актёрской труппы.Пастор набрал 64 молодых мужиков и мальчиков-подростков, которых стал обучать актерскому мастерству. сочинил пьесу на библейский сюжет о Есфире, спасшей еврейский народ от бесчинств Амана. Пьеса, получившая название «Артаксерксово действо», была написана на родном языке автора —немецком, однако решено было дать спектакль на русском языке.17 октября 1672 года прошло открытие долгожданного театра в подмосковной резиденции царя и первое представление. Крепостной театр.Явившись на первых порах забавой двора, крепостной театр тогда же получил распространение и среди близко стоявшего ко двору боярства. Домашние театры при дворе и у знатных бояр способствовали появлению на сцене женщин. К выдающимся русским крепостным актрисам надо отнести и блиставшую в театре графов Шереметевых Прасковью Жемчугову-Ковалеву Репертуар этих театров составляли, как правило, произведения европейских авторов и музыкантов, в первую очередь французских и итальянских. Императорский театр.Во время правления Петра I широкое распространение получили гастрольные иностранные антрепризы. Иноземные гастролеры, приезжая в Россию, несли с собой не только профессиональное мастерство — они становились источниками развития духовной мысли, социального и творческого развития. В России актёрские труппы, как и актёры и музыканты-одиночки, часто обретали вторую родину, нуждающуюся в их творчестве. Петр I уже сам приглашал «иноземщину», понимая значение просвещенных и культурных европейцев для развития России. В царствование Елизаветы Петровны музыкальное и театральное дело очень выросло.  Никогда до тех пор Петербург не представлял такого изобилия и разнообразия зрелищ. Совместно с иностранными труппами стали выступать русские артисты. День 30 августа 1756 года вошел в русскую историю как положивший начало структуре Императорских театров России: состоялся указ об учреждении русского театра в Петербурге (ныне Александринский театр). В Москве русское сценическое искусство началось в 1756 году с открытия театра при Московском университете. Театр Елизаветы Петровны. Театр Екатерины II.При восшествии на престол Екатерины II придворных трупп в Петербурге было три: итальянская оперная, балетная и русская драматическая; в качестве вольной имела разрешение на представления немецкая труппа. Кроме спектаклей постоянных придворных трупп, при дворе Екатерины II показывали довольно часто любительские спектакли в Эрмитажном театре. Большое распространение получили спектакли любителей из лиц высшего общества. В придворных спектаклях нередко принимали участие малолетние: это были в основном пажи, кадеты и воспитанницы вновь учрежденного Новодевичьего (Смольного) монастыря. Первой в истории русской драматургии социально-политической комедией стала пьеса Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль», где автор откровенно насмехался над своими персонажами, типичными представителями разных социальных слоев 18 столетия в России: государственными чинами, дворянами, барами-крепостниками, самозваными модными учителями. Не сразу, но пьеса была поставлена на сцене императорских театров. XIX век и начало XX векаВ начале XIX века, в 1803 году при Александре I в императорских театрах впервые произошло разделение на драматическую и музыкальную труппы, музыкальная в свою очередь разделилась на оперную и балетную. XIX век стал для России открытием своих талантов. Русский театр, оказавшийся прекрасным учеником и принявший в себя основы западно-европейской культуры, стал искать собственные пути развития.На театральной сцене, наряду с произведениями классической европейской драмы, занимали свое место отечественные произведения. Серьезные драмы выдающихся русских литераторов Пушкина, Лермонтова, Гоголя После 1917 года.После революции все театры — императорские и частные — были объявлены государственной собственностью. Разруха социальная и экономическая приводила к тому, что людям было просто не до театров. Многие деятели культуры, среди которых композиторы, писатели, артисты, вокалисты, — уехали из страны. Театры потеряли также существенную часть публики. Тем не менее театр искал пути выживания в новых условиях. Помогли годы НЭПа. Русское искусство стало понемногу возрождаться — но в новых условиях. Это было время процветания театров-кабаре. Широкое распространение получили агитационно-массовые формы. Театр СССР.Главным положительным героем советских пьес на несколько десятилетий стал пролетарий — собирательный образ «простого советского человека». Значительное место в репертуаре всех театров заняла лениниана. Театральный Ленин являл собой мудрого доброго положительного героя.На эстраде сатирически обрисовывать можно было лишь образы пьяниц, тунеядцев, прогульщиков и подобных недобросовестных трудящихся. Осмеянию подвергалось всё западное. Пародии на высоких должностных лиц и партработников не допускались категорически — допускалось лишь дружеское пародирование знаменитых певцов и певиц, которым в свою очередь дозволялось исполнение песен, прошедших цензуру в «Главлите» XX-XXI вв.Появилось много новых видов театрального искусства:Кукольный театрТеатр миниатюрТеатр АбсурдаТеатры Юного зрителяМюзиклыМоноспектаклиАвторские театры и др. Главные театры России.Москва :Малый театрБольшой театрСанкт-Петербург:-Мариинский-Александринский Малый театр. Большой театр. Александринский театр.Мариинский театр. Театры РКГосударственный академический театр им. СавинаГосударственный театр оперы и балетаНационально музыкально-драматический театр РКГосударственный театр кукол РКГосударственный театр фольклора РККоми Республиканская Филармония. Дата основанияОсновательАрхитектор РепертуарЗнаменитые актерыХудожественные цеха.