Родительское собрание на тему Трудности в адаптации пятиклассников в школе.


Родительское собрание в четвёртом классе Тема: «Трудности адаптации пятиклассников в школе» Учитель начальных классов МОУ СОШ с.ДомнаПерфильева Л.В. Красный – радость, восторг, от того, что ваш ребёнок учится в данном классе, школе.Зелёный – спокойствие за будущее моего ребёнка.Синий – тревога, озабоченность, растерянность.Чёрный – страх, ожидание беды, беспокойство. Пятый класс – это переход не только на новую ступень, но и в новый период развития - отрочество. Возрастные особенности младшего подростка: потребность в достойном положении в коллективе сверстников, в семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; переоценка своих возможностей; отсутствие адаптации к неудачам; ярко выраженная эмоциональность За то, как наши дети войдут в этот возраст, будут ли успешны в учебе и жизни в целом, лежит ответственность на нас, взрослых – педагогах и родителях. Основные трудности, с которыми сталкиваются пятиклассники Признаки успешной адаптации: удовлетворенность ребенка процессом обучения;ребенок легко справляется с программой;степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому;удовлетворенность межличностными отношениями – с одноклассниками и учителем. Признаки дезадаптации: Усталый, утомлённый внешний вид ребёнка.Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.Нежелания выполнять домашние задания.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.Беспокойный сон.Трудности утреннего пробуждения, вялость.Постоянные жалобы на плохое самочувствие. Тест «Как вы думаете, все ли благополучно у вашего ребенка в школе?» Если согласны с утверждением, то поставьте “+” Если утверждение к вам не относится, то поставьте “-” Моему ребенку нравится учиться в школе. Я думаю, что мой ребенок охотно перешел бы в другую школу, класс. Если бы был выбор, он не хотел бы учиться дома. К сожалению, мой ребенок никогда не рассказывает мне и родственникам о школе с радостью. В классе у него много друзей. Ему мало нравятся учителя в школе. Он активно участвует во внеклассных мероприятиях, вечерах, походах.Мой ребенок не расстраивается, когда отменяют уроки (по болезни учителя или др. причине). Мой ребенок редко делает уроки без напоминания. Другие интересы и хобби не мешают его учебе в школе. Подсчитайте количество совпадений:1 “+”, 2 “+”, 3 “-”, 4 “-”, 5 “-”, 6 “-”, 7“-”, 8 “+”, 9 “-”, 10 “+”. 8-10 баллов - У вашего ребенка хорошее отношение к школе и скорее всего у него в ближайшее время не возникнет проблем. 6-7 баллов - В школе дела обстоят неплохо. 4-5 баллов - Будьте внимательны! В школьной жизни что-то неблагополучно. 1-3 балла - Ребенку крайне необходима ваша помощь. У него негативное отношение к школе, связанное с конфликтами, снижением успеваемости. Опросник Сергея Степанова "Стили родительского поведения" Из четырех вариантов ответа выберите самый предпочтительный для вас. 1) Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?А. Преимущественно воспитанием.Б.Сочетанием врожденных задатков и условий среды.В.Главным образом врожденными задатками.Г.Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.2) Как вы относитесь к мысли, что дети воспитывают своих родителей?А. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.Б. Абсолютно с этим согласен.В.Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом. 3) Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?А. Если вам нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Шоу).Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас(Эрнст Легуве).В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер).Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер) .4) Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в школьном возрасте главное - позаботиться о том, чтобы оградить их от проявления безнравственности.Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. 5) Следует ли родителям давать ребенку деньги на карманные расходы?А. Если попросит, можно и дать.Б. Лучше всего регулярно давать определенную сумму на конкретные цели и контролировать расходы.В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определенный срок (на неделю, на месяц), чтобы ребенок сам учился планировать свои расходы.Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.6) Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?А. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.Б.Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.Г. Посоветую ребенку, как ему лучше вести в таких ситуациях. 7) Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.Г. Ребенок в праве выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.8) Дочь-подросток хочет провести выходные на даче у подруги, где соберется компания сверстников в отсутствие родителей. Отпустили бы вы ее?А. Ни в коем случае. Такие сборища до добра не доводят. Если дети хотят отдохнуть и повеселиться, пускай делают это под надзором старших.Б. Возможно, если знаю ее товарищей как порядочных и надежных ребят.В. Она вполне разумный человек, чтобы самой принять решение. Хотя, конечно в ее отсутствие буду немного беспокоиться.Г. Не вижу причины запрещать. 9) Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам лгал?А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.Б. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.В. Расстроюсь.Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.10) Считаете ли вы, что падаете ребенку достойный пример?А . Безусловно.Б. Стараюсь.В. Надеюсь.Г. Не знаю Обработка результатов Стили Номера вопросов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Авторитетный Б В В Г В Г А Б Г Б Авторитарный А А Г В Б Б Б А А А Либеральный В Б Б Б А А Г В В В Индифферентный Г Г А А Г В В Г Б Г Либеральный родители не склонны к запретам и ограничениям родители берут на себя роль советников или консультантов Результат к тринадцати годам ребёнок полностью выходит из-под контроля Индифферентный родителей больше тревожат другие заботы ребёнку приходится решать свои проблемы самому Результат дети будут проявлять склонность к отклоняющемуся от нормы поведению Авторитарный родители категоричны и неуступчивы в своих требованиях контролируют каждый шаг своего ребёнка подавляют его, манипулируют им Результат Чрезмерный контроль приводит к тому, что ребёнок не имеет возможности совершать самостоятельные поступки, у него не формируется инициатива и чувство долга Авторитетный родители открыты для общения и обсуждения с детьми установленных правил поведения, допускают изменения своих требований в разумных пределах Результат дети уверены в себе, у них развит самоконтроль и социальные навыки они хорошо учатся в школе и обладают адекватной самооценкой. Рекомендации родителям 1. Расспрашивайте Вашего ребенка о его школьных делах.2. Регулярно беседуйте с учителями вашего ребенка 3. Не связывайте оценки за успеваемость ребенка со своей системой наказаний и поощрений.4. Помогайте ребенку выполнять домашние задания 5. Помогите ребенку почувствовать интерес к тому, что преподают в школе 6. Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную атмосферу в доме “Все в ваших руках” Желаем удачи! Благодарим всех за внимание.