Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника


Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьникаГильфанова Г.А.читель начальных классовМБОУ «СОШ №2» Результаты гуманистического воспитания можно проследить на примере Америки. Исследование, проведенное в школах одного из американских городов, показало резкий упадок нравов в среде учащихся (данные взяты из книги "Духовные и нравственные смыслы отечественного образования на рубеже столетий". М., 1999, с. 17-18). Целью исследования было сравнение "семи основных проблем" в школах города Фуллертона в 1940 и 1988 годах{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные проблемы в 1940 годуОсновные проблемы в 1988 годуУченики разговариваютЖуют жвачкуШумятБегают по коридорамНе соблюдают очередейОдеваются не по правиламСорят в классахУпотребление наркотиковУпотребление алкоголяБеременностиСамоубийстваИзнасилованияОграбленияИзбиения Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников разработана в соответствии с требованиями-Закона «Об образовании» (ст.7 «Федеральные государственные образовательные стандарты» и ст. 9 «Образовательные программы»),- проектом Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, подготовленным Российской академией образования Причины создания КОНЦЕПЦИИВ стране не актуализирована система общенациональных ценностей и приоритетов. В обществе ощущается недостаток сознательно принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, недостает согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, отсутствуют созидательные смысложизненные ориентиры. Есть сильное государство, но пока нет общеразделяемого представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего. Концепция включает:обоснование общенационального педагогического идеала, систему требований к задачам, условиям и результатам воспитания школьников, к структуре и содержанию программ воспитания и социализации учащихся общеобразовательной школы,систему базовых общенациональных ценностей, на основе которых могут быть выстроены программы воспитания и социализации обучающихся. Национальный воспитательный идеал  высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающей ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа Цель современного образования, одна из приоритетных задач общества и государства — воспитание ответственного, инициативного и компетентного гражданина России Духовно-нравственное развитие школьников есть первостепенной важности задача современного воспитания, государственный заказ для общеобразовательной школы Ценности, общественные идеалы и нравственные принципы, лежащие в основе современной государственной политики РоссииСПРАВЕДЛИВОСТЬ СВОБОДА личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ ЛЮБОВЬ и ВЕРНОСТЬ ЗАБОТА о младших и старших ПАТРИОТИЗМ, ВЕРА в РОССИЮ, ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией». В Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 5 ноября 2008 г. Д.А.  Медведев Важнейшие национальные и общечеловеческие духовные ценности ПАТРИОТИЗМ ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬТРАДИЦИОННЫЕ РОССИЙСКИЕ РЕЛИГИИ СОЦИАЛЬНАЯ СОЛИДАРНОСТЬСЕМЬЯТРУД И ТВОРЧЕСТВО ПРИРОДА И ИСКУССТВО ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Задача управления воспитанием в начальной школе –классному руководителю обеспечить: педагогическую поддержку решения школьниками межпредметных воспитательных задач; подготовку и проведение внеклассных и внешкольных воспитательных мероприятий; участие в добровольных детских разновозрастных организаций различной направленности; координацию программ семейного и школьного воспитания; содействие в решении индивидуальных проблем духовно-нравственного развития детей. Целостное воспитательное пространство общеобразовательной школы Структура целостного воспитания школы включает множество воспитательных программ и подпрограмм. Каждая из них осуществляется по пяти направлениям:1.Урочная деятельность; 2.Внеурочная деятельность (культурные практики);3.Внешкольная деятельность (социальныеи культурные практики);4.Семейное воспитание; 5. Изучение культурологических основ традиционныхроссийских религий. сопереживаниеЛюбовь к родинепатриотизммилосердиечестностьдобротаотзывчивостьискренностьДуховно-нравственная личность




Алгоритм действий:1. Посетить семьи будущих учащихся с целью знакомства с родителями и детьми, установления первичного контакта с ними и выявления уровня воспитанности членов семьи через беседу и наблюдение (август).2. Провести начальную диагностику уровня духовно-нравственного развития (сентябрь)3. Составить систему классных часов, основным направлением которых будет духовно-нравственное развитие качеств личности ребёнка (сентябрь)4. Вести целенаправленную, систематическую воспитательную работу по составленному плану (в течение года)5. Подобрать методы и приёмы духовно-нравственного воспитания в учебном процессе (в течение года)6. Подвести итоги работы, сделать анализ результатов (с помощью диагностики) в конце учебного года и наметить план воспитательной работы на следующий учебный год (в конце года)style.textDecorationUnderline Под нравственно активной личностью подразумевается «человек» способный к устойчиво активному осознанию, внутреннему принятию моральных норм и практическому поведенческому следованию требованиям долга.способный устойчиво проявлять себя в поступках, свидетельствующих о его положительном эмоционально - нравственном настрое о его сострадательности, добросердечии в отношении к окружающим людям 123



Как прекрасен этот мир. Берегите людей. Здоровый образ жизни. Учёба и труд рядом идут. Я – россиянин. Вывод:Качественное воспитание – это становление человека, обретение им себя, своего образа, неповторимой индивидуальности, духовности, творческого начала.Качественно воспитать человека - значит помочь ему жить в мире и согласии с людьми, Богом, природой, культурой, цивилизацией.