Мультимедийная лекция период грудного возраста


Лекция №4Тема: «Период грудного возраст».
Анaтомо-физиологические особенности.
Кожа: очень нежна, легко ранима. В связи с несовершенной теплорегуляцией легко наступают перегревание или переохлаждение организма.Подкожно-жировой слой. Масса его нарастает, что может явиться причиной крайне нежелательного ожирения.Костная система. Соединения костей черепа становятся более прочными. К 1-2 мес. закрывается малый родничок, а к году - большой. Слишком раннее их зарастание, которое бывает при патологиях обмена веществ, вызывает сжатие и последующую деформацию головного мозга, позднее (при определенных условиях) сопутствует гидроцефалии - водянке головного мозга. Прорезывание зубов начинается в 6-8 месяцев. Вначале появляются 2 нижних зуба, затем 2 - верхних, после них - еще 2 верхних по бокам от предыдущих, и, наконец, 2 нижних по бокам от предыдущих нижних, т.е. годовалый ребенок должен иметь 8 зубов. Появление их сопровождается небольшим повышением температуры, беспокойством, бессонницей, недомоганием. Это не должно волновать родителей, так как такие проявления бывают у большинства здоровых детей. Чтобы зубы прорезывались быстрее - дайте ребенку погрызть специальное резиновое колечко, морковку. Небольшую температуру (до 38 °С) «сбивать» не следует -она естественная защитная реакция организма. Мышечная система. Бели поза, когда у ребенка руки в покое согнуты в локтях, а ноги - в коленях и притянуты к животу, поза оправданная до 2,5 мес., сохраняется и дальше, необходима консультация невропатолога, т.к. это может быть признаком неврологического заболевания.Дыхательная система. Глубина дыхания увеличивается благодаря дальнейшему развитиюлегких.Состояние следует учитывать по следующим параметрам: до 3 мес. частота дыхательныхдвижений составляет в 1 мин. 40-45, в 4-6 мес. - 35-40, в 7-12 мес. - 30-35 вдохов-выдохов. Удетей до 1 года на 1 дыхание должно приходиться 3 удара пульса.Сердечно-сосудистая система. В возрасте до 1 года усиленно нарастает масса сердца. Частота пульса постепенно уменьшается, составляя 125 ударов в минуту. Артериальное давление, наоборот, постепенно увеличивается до 90/63 мм рт.ст. Пищеварительная система. Органы еще недостаточно функционально зрелые, поэтому до возраста 4,5-5 мес. ребенок питается в основном грудным молоком, в промежутках между кормлениями его допаивают кипяченой водой, слабым раствором глюкозы (5 %) или солевым физиологическим раствором (0,9 % раствора поваренной соли). Постепенно начинают давать соки, каши, творог. Новые продукты следует вводить в рацион очень осторожно, отмечая, не возникает ли аллергической реакции в виде сыпи, зуда, покраснения и других проявлений непереносимости.Мочеполовая система. Объем мочевого пузыря увеличивается, стенки становятсяэластичнее. К концу первого года число мочеиспусканий уменьшается до 15-16 раз в сутки.На 1-м году жизни малыш интенсивно растет и прибавляет в весе, с каждым днем повышается его двигательная активность. В первые полгода жизни у ребенка происходят серьезные психоэмоциональные преобразования. Формируются эмоции, познавательная активность, взаимоотношение с окружающими. Закладываются основы личности и самосознание. Но эти фундаментальные перемены происходят только в процессе общения с ним.Для оценки физического развития нужно обращать внимание на строение и форму рук, ног, головы, туловища, на состояние кожи, выраженность подкожной клетчатки, тонуса мускулатуры, степень развития функциональных движений, время прорезывания зубов. Рост и развитие ребенка грудного возраста.
Особенностью грудничков, а это дети от 4 недель до 1 года, является их интенсивное физическое, в том числе двигательное, психическое и интеллектуальное развитие. В первые 3 месяца рост увеличивается на 9 см, с 4 по 6 мес. - на 7,5 см, с 7 по 9 мес. - на 4,5-6,0 .см, и с 10 по 12 мес. - на 3 см. В среднем эта сумма составляет 24-27 см.Вес удваивается к 4-5 мес. и утраивается к году. Точнее определить можно так: в течение первого полугодия ребенок должен прибавлять каждый месяц по 800 г, а в течение второго - по 400 г ежемесячно. К 1 году масса тела достигает примерно 10000 г. Нервно-психическое развитие детей 1-го года жизни 1 месяц Ребенок начинает фиксировать взгляд на предмете, при появлении чувства голода - плачет, сосет пальцы. При близости материнской груди – поворачивает голову, открывает рот, производит сосательные и глотательные движения. Несколько секунд может удерживать голову в вертикальном положении, а лежа на животе, старается поднять ее. При прикосновении к подошвам в положении лежа на животе, отталкивается ногами и пытается ползти. При поддержке под мышками опирается ногами. При пеленании размахивает руками и ногами, поворачивает голову, улыбается. Сон около 20 часов в сутки.


style.rotation 2 месяца Хорошо поднимает голову и удерживает ее 1.5 минуты; следит за движущимися предметами, реагирует на голос поворотом головы. Исчезает рефлекс ползания при прикосновении к подошвам. Удерживает предметы. Образуется суточный ритм в смене сна и бодрствования до 1 часа.

style.rotation 3 месяца Свободно удерживает голову в вертикальном положении в течение 5-6 минут. Хорошо улавливает направление звука, поворачивается в его сторону и активно следит за движущими предметами. Появляется четкая зрительная реакция на кормление из груди, бутылочки. Лежа на животе, опирается на предплечья и локти, переворачивается со спины на бок. Движения более свободные – тянется за игрушкой, засовывает пальцы в рот, тянет пеленку. Любит, когда с ним играют взрослые, узнает мать и кричит, если с ним перестают заниматься. Гулит кратковременно на фоне оживления, радостного состояния.

4 месяца Свободно переворачивается со спины на живот, при поддержке может сидеть. Определенно реагирует на знакомые и незнакомые лица. Играет с игрушками, висящими над кроватью, берет их в руки, ощупывает, тянет в рот. Приподнимаясь, опирается на ладони. Постоянно гулит, смеется, различает некоторые цвета
style.rotationppt_wppt_y
style.rotationppt_wppt_y
5 месяцев Хорошо знает мать, не идет на руки к другим. Различает тон голоса, с которым к нему обратились. Крепко берет игрушку и подолгу удерживает ее в руках. Садится, но спину удерживать прямо не может. Поддерживаемый за грудь стоит ровно на ножках. Длительное гуляние с большим разнообразием звуков.

style.rotation 6 месяцев Самостоятельно садится и сидит ровно без поддержки. Переворачивается с живота на спину. При поддержке за руки или грудь встает и делает попытки переступать ногами. Пытается ползать на четвереньках. Игрушки перекладывает из одной руки в другую свободно, размахивает ими, поднимает упавшую. При виде пищи открывает рот, может есть из ложки. Лепет, т. е. произношение отдельных слогов: «ма», «ба».

fill.onrrrrr 7 месяцев Ползает, поднимается на четвереньки, сидит самостоятельно и уверенно, при опоре встает на колени. Поддерживаемый за грудь, хорошо переступает ногами. Тянется к своему изображению в зеркале, с рук на руки перекладывает игрушку . Повторяет «ма»- «ма» и т.д.

ppt_xppt_y 8 месяцев Свободно ползает, цепляясь за кроватку, встает и садится сам. Пытается хлопать в ладоши, повторяет выученные движения. Встает и пробует ходить при поддержке за руки. Мимика разнообразна - появляется интерес и удивление при новой игрушке, незнакомого лица. Ищет взглядом нужный предмет. Проявляет настойчивое стремление.

9 месяцев Выполняет сложные движения - перебирает кубики, собирает мелкие предметы, выполняет простые просьбы: «дай ручку», «помаши ручкой» и т. д. Отыскивает предметы, находящиеся в разных местах. Стоит без опоры, держась за предметы или руку, ходит. Садится из вертикального положения. Пьет из чашки.

10 месяцев Поднимается и стоит без опоры. Может ходить, держась за одну руку. Мелкие предметы берет двумя пальцами и не отдает понравившуюся игрушку. Хорошо подражает движениям взрослых. Выполняет простые просьбы, требования. Начинает произносить простые слова.

11-12 месяцев Хорошо ориентируется в пространстве, встает, садится, нагибается, ходит при поддержке за руку, в конце первого года делает первые шаги без поддержки. Знает название многих предметов и показывает названную игрушку, части своего тела. Понимает запрещения и выполняет многие требования. Произносит отдельные короткие слова и знает их. Словарный запас - около 10 слов. Спит 14 - 16 часов в сутки.


Воздушные ванны, закаливание и гимнастика грудных детей.
Воздушные ванны летом проводят на воздухе, а зимой в помещении, в любом случае температура воздуха не должна быть ниже 22-20 °С. Начинают их с 1-1,5 мес., оставляя ребенка обнаженным на 1-2 мин., 2-3 раза в день. Затем это время постепенно увеличивают и к 6 мес. доводят до 8-10 мин., а к концу года - до 12-15 мин. Во время воздушной ванны надо менять положение ребенка, одновременно можно проводить массаж или гимнастику.Летом воздушные ванны проводят в тени, т.к. у детей до 1 года прямые солнечные лучи могут легко вызвать перегревание (тепловой удар или ожоги кожи). Водные процедуры начинают обычно в 3-4-месячном возрасте с влажных обтираний, постепенно и осторожно. Вначале в течение 1,5-2 недель кожу ребенка 2 раза в день растирают сухой фланелью или кусочком мягкой шерстяной ткани до покраснения.После сухих обтираний начинают влажные. Для этого рекомендуется пользоваться варежкой, сшитой из мягкой махровой ткани. Ее смачивают в воде, отжимают и равномерно растирают кожу туловища и конечностей. Растирают постепенно отдельные участки тела, остальные в это время находятся под одеялом. Температура воды вначале 35-36 "С, через неделю 32-33 °С, затем каждый месяц температуру снижают на 1 °С, но не ниже 30 °С. Обтирания проводят обычно после утреннего сна в течение 4-6 мин.Закаливание должно вызывать у ребенка только положительные эмоции. При заболевании, остановке в весе, повышенной возбудимости процедуры следует прекратить. После перерыва их возобновляют с начальных этапов. Основные потребности ребенка, способы их удовлетворения. Часто прикладываться к материнской груди и проводить у груди столько времени, сколько требуется.Своевременно получать от мамы помощь в отправлении естественных нужд и в сохранении чистоты тела.Большую часть времени находиться у матери на руках либо в непосредственной близости от неё, приобретая гарантию безопасности, согреваясь, получая эмоциональное тепло и поддержку.Получать гарантию надежности мамы.