Презентация по литературе “Становление героя через осмысление нравственных ценностей по произведению К.Г. Паустовского «Теплый Хлеб» (5 класс)


“Становление героя через осмысление нравственных ценностей по произведению К.Г. Паустовского «Теплый Хлеб»" Исследовательская работа по литературе (по сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб") Проблемы: Для чего в произведениях дан образ хлеба? Как с его помощью происходит осмысление нравственных ценностей и становление героя? Гипотеза: Если в произведении дается образ хлеба, то через отношение к нему человека автор показывает нравственные качества герояЦель исследования: Определить, как характеризует героя отношение к хлебу.Происходит ли осмысление нравственных ценностей героем произведения?Задачи исследования: •Проанализировать и выделить проблемы, поднятые в этом произведении.•Найти «ступени» в изображении развития нравственных качеств героя•Определить нравственные уроки, которые даёт автор читателям через образ хлеба. Мальчик Филька, по прозвищу «Ну тебя»Вороной коньПанкратБабка Глава 1. Отношение героя к хлебу. Главный герой сирота, он мало видел добра, не доверял людям, его зовут Филька, но все называют его «Ну тебя». «Филька был молчаливый, недоверчивый, и любимым его выражением было: «Да ну тебя!» Предлагал ли ему соседский мальчишка походить на ходулях или поискать позеленевшие патроны, Филька отвечал сердитым басом: «Да ну тебя! Ищи сам!» Когда бабка выговаривала ему за неласковость, Филька отворачивался и бормотал: «Да ну тебя! Надоела!»» Филька — предстаёт перед нами «молчаливым, недоверчивым», он никого не любит, он не желает вступать в диалог, он спешит от всех отмахнуться.А прозвище «Ну Тебя» говорит о его лени, эгоизме, «неласковости» и даже грубости. Особенно ярко эти черты Фильки проявились в сцене с конём: «„Да ну тебя! Дьявол!» — крикнул Филька и наотмашь ударил коня по губам», именно этот момент в тексте я считаю главным в нравственном падении героя.( Он бросил хлеб на землю. Удар хлеба о землю - есть оскорбление того, что выращено этой землёй) Филька обидел хлеб, обидел раненого коня. За это поплатился не только он, но и все жители деревни. Наступили холод и голод. Глава 2. Ступени на пути к осмыслению нравственных ценностей героем произведения. Если говорить о развитии, становлении, то развитие предполагает прохождение нескольких стадий. Какова будет первая ступенька? Это осознание своего поступка, стыд за неправедное дело, мысль или намерение.Надо глубоко прочувствовать свою вину. - вторая ступенька? Это преодоление. На эту ступеньку очень нелегко подняться, т. к. потребуется большое напряжение воли, чтобы преодолеть стыд перед людьми и страх наказания. - третья ступень? Ещё более трудная ступень, т.к. она предполагает чистосердечное раскаяние. Это нелегко, ведь нужно смирить свою гордыню, жалость к себе. Может показаться, что ты себя этим унижаешь. На самом же деле, ты только возвышаешься в глазах людей, и, прежде всего, перед своей совестью. - четвертая ступенька? искупление вины. Однако не всем и не всегда удаётся подняться на четвёртую ступень. Дурное совершается бездумно, легко и быстро. А вот исправить зло можно только большим трудом. Глава 3. Осмысление нравственных ценностей героем произведения. Филька осознал, что он стал причиной великого мороза, от которого могут умереть все в деревне, и самый близкий человек, к которому он обращается – бабка, которая рассказывает о событиях 100-летней давности: «Мороз стрясся «от злобы людской», мужик, обидевший солдата, помер «от охлаждения сердца». Именно после рассказа бабки Филька сравнивает себя с жестоким, злым мужиком.Филька понял, что могло случиться непоправимое, если бы Панкрат и другие жители деревни отмахнулись от него. Выходит, жить по правилу «Да ну тебя!» нельзя. Дети, старики и даже сорока помогали Фильке исправить «злодейство», но первый шаг он сделал сам: добрался по страшному морозу до мельницы, где рассказал все Панкрату, изобрел спасение от стужи. Он подобрел, его сердце теперь наполнилось любовью к ближним и благодарностью к тем, кто уже простил его, поэтому простил его и конь.Да, Филька исправил свою ошибку и этим он доказал, что он сильный и мужественный человек, у него хватило и душевных, и физических сил, чтобы исправить злое дело, которое он натворил, а значит – он приблизился к прекрасному. Он прошел эту лестницу с первой по четвертую ступеньку и тем самым искупил свою вину. Заключение В самом начале произведения «зима стояла тёплая», затем наступил «лютый мороз», и вот «запахло весной». Одновременно с изменениями в погоде произошли изменения и в душе Фильки. В конце сказки Панкрат говорит коню: «Филька — не злой человек», и конь прощает мальчика. Филька искренне раскаялся и искупил свою вину. Хлеб, который он дал коню в конце сказки, был тёплым оттого, что Филька согрел его теплом своей души. Показывая нравственный путь своего героя, Паустовский учит нас исправлять «злодейство» и не совершать плохих поступков В начале нашей исследовательской работы мы поставили проблему – выяснить, каким образом происходит процесс развития героя в произведении «Теплый хлеб». В процессе исследования я смогла убедиться в правильности выдвинутой гипотезы. Именно через отношение к хлебу автор показывает нам героя как человека безнравственного, жестокого. Хлеб, а точнее отношение к нему, становится символом роста героя, развития в нем милосердия, сострадания, чувства вины и способности к её искуплению.Практическая значимость данной работы заключается в том, что собранные материалы могут быть использованы учащимися и учителями для дополнительных занятий по литературе. Таким образом, задачи исследовательской работы решены, поставленная цель достигнута, выдвинутая проблема выяснена.