Презентация Экологический мониторинг школьных помещений и территории школы


МОУ Сторожевская СОШОстрогожский районВоронежская область «Экологический мониторинг школьных помещений и территории школы»Выполнили : Курьянова Г., Якунина О., Цыбулин С.Руководитель: учитель биологии Портных Светлана Михайловна Цель проекта: Оценить экологическую ситуацию в микрорайоне школы. Актуальность проекта: В последние годы слово «экология» звучит всё тревожнее. 20% населения нашей страны проживает в зонах экологического бедствия, а ещё 35-40% - в экологически не благополучных условиях. Люди нуждаются в безопасной среде обитания.Для выявления реальной экологической обстановки в школе и микрорайоне школы и нужен экологический мониторинг школьных помещений и пришкольной территории. Сбор и анализ информации. Для реализации проекта необходимо было пополнить свою теоретическую базу знаниями о мониторинге, его методах, познакомиться с практическими рекомендациями по проведению мониторинговых исследований школьных помещений и пришкольной территории. Для этого мы с руководителем собрали и изучили материалы из книг, журналов, газет, интернета. Мониторинг – это непрерывное слежение, контроль за состоянием природной среды и изменениями в окружающей среде под влиянием естественных и антропогенных процессов. Это специальная система наблюдения и анализа состояния природной среды. Социологический опросДля выяснения отношения школьников и жителей села к проблемам состояния окружающей среды был проведён социологический опрос.Мы предложили ответить на следующие вопросы:Считаете ли вы экологическую ситуацию в микрорайоне школы благоприятной? (да или нет)Зависит ли экологическое состояние нашего села от культуры населения? (да или нет)По результатам социологического опроса мы составили диаграмму.    Вывод: 56% опрошенных детей и взрослых считают, что экологическая обстановка в микрорайоне школы не вполне благоприятная и 74% опрошенных признают, что состояние окружающей среды зависит от самих людей, их общей культуры.  I.Определение степени загрязненности воздуха выхлопными газами. От здания школы до автомобильной дороги всего 24 метра. Исследование. - Известно, что один автомобиль в течении суток выбрасывает в атмосферу до 1кг выхлопных газов (в их составе 30 г угарного газа, 6 г оксида азота, соединений свинца, серы и др.) - За один час в среднем возле школьной территории проезжает 16 автомобилей, а за 6-ти часовой учебный день – 96 автомобилей. - Произведя несложные расчёты, устанавливаем, что за один учебный день в воздух возле школы поступает 11,5 г выхлопных газов; за сутки – 46,1 г ; за неделю – 322,7 г . - Это сказывается на здоровье учащихся, ведь в выхлопных газах содержатся тяжёлые металлы, в том числе свинец, который вызывает у детей острые отравления и отставание в развитии интеллекта. Кроме того автомобили производят сильное пылевое загрязнение. Предложения: Заменить оконные блоки на пыленепроницаемые, создать живую изгородь, перенести дорогу.  Изучение радиоактивной обстановки Наше село и школа находится в 4,5 км от НВ АЭС, поэтому вопрос о радиоактивной обстановке на территории школы весьма актуален. В кабинете ОБЖ имеется прибор «Измеритель мощности гамма-излучений», определяющий радиоактивный фон. Показания датчика изменяются от 0,07 до 0,11, редко – до 0,14 мкзВ/час (микрозиверт в час), что не превышает естественного радиоактивного фона Земли равного от 0,34 мкзВ/час. Изучение температурного режимаДля изучения температурного режима учебного кабинета нужно установить термометр на деревянную поверхность в 1,5 м от пола и 1,2 м от стены на 20 минут. Исследование.Измерения показали, что температура воздуха равна 20-22о, что соответствует температурному комфорту. (По гигиеническим нормам температура не должна быть ниже 16-18о. Изменение температуры на 3-4о нежелательно.) Изучение влажности воздуха.Используя гигрометр, определяем относительную влажность воздуха в учебном кабинете. В норме она должна составлять 30-60%. Исследование.Относительна влажность составила 48%, что соответствует норме. Определение запылённости воздуха. При определении запылённости воздуха были взяты три пробы снега.Проба №1 была взята на территории котельной ДК.Проба №2 - с футбольной площадки.Проба №3 - со школьного двора со стороны сберкассы. Снег растопили и получили воду с осадком и раствором пыли, которая была в воздухе на момент выпадения снега. Проверка загрязненности воздуха была проведена следующим образом: на газетный текст была поставлена измерительная мензурка, в эту мензурку наливали воду до тех пор, пока текст не переставал Чем выше водяной столб, тем меньше уровень загрязнённости воздуха. Проба №1 имеет высоту водяного столба равную 28 мм, объём - 18 млПроба №2 имеет высоту водяного столба равную 222 мм, объём - 155 млПроба №3 имеет высоту водяного столба равную 93 мм, объём - 60 мл Вывод: На основании полученных данных – самый загрязненный воздух возле котельной ДК. Он содержит частицы сажи и угольной пыли. Самый чистый воздух на футбольной площадке, т.к. она отделена от дороги и котельной ДК высокими деревьями. Теперь обратимся к пробе номер три. Почему на школьной территории загрязнен воздух? Воздух загрязнен потому, что ветры дули часто от котельной ДК к школе, неся с собой пыль, мелкие частицы угля и дым. Этим воздухом приходилось дышать на уроках и переменах. Предложения: Закрыть или перевести котельную ДК на экологически чистый вид топлива, изменить график работы, например, топить после учебных занятий. Изучение вентиляционного режима кабинета. Для изучения вентиляционного режима кабинета необходимо определить площадь всех вентиляционных отверстий и вычислить коэффициент аэрации (проветриваемости) по формуле: КА равен П : п/п, где КА – коэффициент аэрации, П – площадь вентиляционных отверстий, п/п – площадь пола. Данные измерений и вычислений:Длина кабинета – 8,7 мШирина кабинета – 6,0 м КА равен 0,01Ширина фрамуги – 1,48 мВысота фрамуги – 0,45 мВыводы: Коэффициент аэрации для учебного помещения должен быть не менее 0,02 при условии, что вентиляционные отверстия открываются не реже, чем один раз в час на 10-15 мин., т.е. каждую перемену.0,01 меньше 0,02 , значит одной фрамуги для проветривания недостаточно.Предложения: Открывать на переменах две фрамуги или увеличить время проветривания до 20-30 минут.  Определение санитарной роли зелёных насаждений Исследование. Защитная зелёная полоса отсутствует и вся пыль с дороги сносится к зданию школы. Расстояние между зданием школы и деревьями составляет 4,5 м вместо 10, т.е. очень близко. Это приводит к затенённости учебных кабинетов. Расстояние между широколиственными деревьями от 10 до 15 м, что соответствует норме. По видовому составу преобладают тополя, которые являются хорошими поглотителями пыли. Но в летний период они образуют большое количество пуха, который является сильным аллергеном. Произрастают также акация белая, берёза, рябина, ива, вяз. Все эти растения являются хорошими пылеуловителями. Выводы:Не все нормативы соблюдаются, что приводит к ухудшению экологической обстановки школьной территории. Предложения:Создать защитную полосу, заменить тополя возле здания школы кустарниками и более экологически благоприятными растениями, такими как ива, липа, черёмуха, сосна, ель, можжевельник, рябина, калина и др.Измерение территории школы Экологическая карта пришкольной территорииЗона высокой экологической опасностиЗона повышенной экологической опасностиЗона благоприятной экологической обстановки1 – здание школы2 – военно-спортивная площадка3 – школьная котельная на газовом топливе4 – футбольное поле5 – автомобильная дорога 6 – котельная ДК на твёрдом топливе Лишайники – индикаторы чистоты воздуха Общие выводы и перспективы работыэкологическая обстановка школы и пришкольной территории нормальнаявыявлены зоны повышенной экологической опасности, разработаны предложения по снижению рисковмониторинг важное, нужное и интересное занятиепродолжить наблюдение за экологическим состоянием учебных помещенийрасширить поле мониторинга и провести оценку состояния окружающей среды всего села. Спасибо за внимание!