Презентация к семинару Учебная мотивация. Способы и приемы повышения


ГОУ СПО «Киселевский политехнический техникум»Семинар: «Учебная мотивация. Способы и педагогические приемы повышения»Автор: Мерзлякова О.В., методист 27.11.2014 год Упражнение «Подари улыбку» Друзья!Не бойтесь улыбаться!Улыбка - вестник перемен.Позвольте радости к вам в двери постучаться,Она прогонит грусть и подарит веселья плен! Упражнение «Поляна желаний» КЕЙС-МЕТОД СИТУАЦИЯ №1.Несколько студентов играют на вашем уроке в знаменитую всем игру «Морской бой». В ответ на ваши замечания они говорят: «Ваш предмет нам не интересен и в жизни не пригодится!». План работы:Определить проблему.Выявить причины возникшего конфликта.Наметить несколько путей решения проблемы. СИТУАЦИЯ №2. «Вы ведете урок у студентов 2 курса. Несколько обучающихся слушают музыку, но при этом не нарушают учебную дисциплину. В середине урока двое парней молча уходят с урока». Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться».В.А. Сухомлинский «СИНКВЕЙН» ПРАВИЛА СОСТАВЛЕНИЯ:1 строка – тема «Мотивация».2 строка – Описание темы 2 словами – прилагательными.3 строка – Описание действия в 3 словах (глаголы, причастия).4 строка – Фраза из 4 слов, выражающая отношение к данной теме (разные части речи).5 строка – Синоним темы – одно слово. Учеными доказано, что результаты учебной деятельности человека всего на 20 – 30% зависят от интеллекта, и на 70 – 80% от преобладающих у него мотивов учения. Понятия «мотив» и «мотивация»Мотивация – это совокупность мотивов, определяющих учебную деятельность.Мотив – это то, что побуждает человека к определенному действию. Проблему мотивации изучали знаменитые советские педагоги и психологи:А.Н. Леонтьев;А.К. Маркова;Б.Г. Ананьев;В.В. Давыдов;Д.Б. Эльконин.Среди зарубежных авторов большое внимание изучению этого вопроса посвящал Дж. Брунер. Классификация мотивов Познавательные мотивы связаны с содержанием учебной деятельностиКак определить наличие познавательных мотивов у студента?- проявляет интерес к новым знаниям;- стремится к самообразованию, самосовершенствованию;- выбирает различные способы добывания новых знаний. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия студента с окружающими людьмиК ним относятся:- стремление получать новые знания, чтобы быть полезным людям;- желание выполнить свой долг;- стремление хорошо подготовиться к профессии.К социальным мотивам относятся позиционные мотивы:- стремление занять лидирующую позицию среди сверстников;- получить одобрение окружающих;- заслужить авторитет, самоутвердиться. Уровни познавательных мотивов Уровни социальных мотивов Внутренние мотивы связаны с интересом обучающихся к учебной деятельности, стремлением к саморазвитию, развитию у себя каких-либо качеств.Внешние мотивы проявляются в том, что учебная деятельность осуществляется в силу долга, желания получить хорошую отметку, заслужить особый статус среди сверстников, либо просто из-за давления родных. Мотивы, направленные на достижение успеха, проявляются в наличии у студента цели, к реализации которой он стремится, выбирая самые разные средства и способы ее достижения.Мотивы, направленные на избегание неудач, проявляются в отсутствии у студента уверенности в себе, убеждении, что нет способностей учиться. Профессию, чаще всего, за него выбирают родители. Идеальная модель учебной мотивации Формировать учебную мотивацию – это не значит вложить в голову студента готовые мотивы, педагог для этого должен создать такие условия и ситуации на учебном занятии, где эти мотивы бы сами развивались. Активные методы обучения - это способы активизации познавательной деятельности обучающихся, которые побуждают их к активному творчеству, мыслительной деятельности в процессе получения знания и овладения новыми. УПРАЖНЕНИЕ «ДЕРЕВО МОТИВОВ» Педагогические методы и приемы повышения мотивации Наиболее эффективные способы повышения мотивации Мотивация личным примером; Отмечать любые достижения обучающихся, демонстрировать окружающим их достижения;Четко выработанная система организации учебного процесса (четкие требования); Обязательная целевая установка на начальном этапе урока (настрой обучающихся, формирование внутренних стимулов, сообщение цели урока необычными способами); Акцентирование внимания на связи предмета с жизнью и профессией, делать акцент на формирование компетенций; Недопустимо читать лекцию и сидеть за столом; Использовать необычные, нестандартные формы проведения урока, применять интерактивные формы и ИКТ;Комбинировать аудиальные и визуальные средства обучения, все обучающиеся имеют разные каналы восприятия информации; Проводить регулярный контроль учебных достижений, своевременно доводить до обучающихся критерии оценки их деятельности; Организовывать самопроверку и взаимопроверку достижений студентов (в парах, тройках, у доски и т.д.); Использовать современные методы обучения – проектные, проблемные, исследовательские;Метод «закрытой доски». «Кластер» – педагогический метод, который развивает вариативность мышления, способность устанавливать всесторонние связи и отношения изучаемой темы.Эффективен на этапе подготовки к восприятию новой темы.Этапы создания «кластеров»:1. В центре доски записывается ключевое слово – тема урока.2. Предлагается обучающимся высказать слова или словосочетания, которые возникают с этой темой.3. Идеи фиксируются преподавателем на доске (не исправляя и не комментируя).4. Установка связей между понятиями, определение темы урока. ТРИЗ – технологии:- Метод «Мозгового штурма» – педагогический метод по свободной выработке множества идей по заданной теме;- игра «Да - Нет»;- Логические цепочки;- метод «Инсерт» (для самостоятельного изучения темы);- метод «Синектика» (аналогии). Приемы:1. «Фантастическая добавка» – позволяет акцентировать внимание, стимулирует развитие мышления (например, представьте себя дневником или ученической тетрадью).2. «Удивляй» (представление необычной информации по теме).3. «Отсроченная загадка» (дается в конце урока, чтобы начать следующий).4. «Проблемные вопросы». «Дети быстро утомляются, теряют интерес к учебе в бездействии». Список литературы 1. Анисимов, П.Ф. Среднее профессиональное образование России: период реформ / П.Ф. Анисимов [Текст] // Среднее профессиональное образование. - 1997. - № 2.2. Балаев, А.А. Активные методы обучения [Текст] / А.А. Балаев. - М., 1986.Братцева, Г.Г. Активные методы обучения и их влияние на смену педагогической парадигмы [Текст] / Г.Г. Братцева // Философия образования: сб. материалов конф. Вып. 23. – СПб., 2002.3. Кавтарадзе, Д.Н. Обучение и игра. Введение в активные методы обучения [Текст] / Д.Н. Кавтарадзе. – М., 1998.4. Колеченко, А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для преподавателей [Текст] / А.К. Колеченко. - СПб., 2002. 5. Концепция среднего специального образования. - М., 1991.Морева, Н.А. Педагогика среднего профессионального образования: учеб. пособие [Текст] / Н.А. Морева. - 2-е изд. - М., 2001. 6. Мухина, С.А. Нетрадиционные педагогические технологии в обучении [Текст] / С.А. Мухина, А.А. Соловьева. – Ростов н/Д, 2004.7. Педагогика среднего профессионального образования: учебно-метод. пособие / сост. С.В. Митросенко. – Красноярск, 2006.8. Погребная Е. Психолого-педагогические основы активных методов обучения / Е. Погребная // lib.metromir.ru/book26105.9. Семушина, Л.Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учеб. пособие [Текст] / Л.Г. Семушина, Н.Г. Ярошенко. - М., 2001.