Презентация Выбор жизненного пути


Программа развития классного коллектива"Выбор жизненного пути"(организация профориентационной работы со старшеклассниками) Выполнилаклассный руководитель 9 «Б» классаМОУ «Первомайская СОШ имени Васлея Митты»Батыревского района Чувашской РеспубликиСорокина Надежда Анатольевна Немало можно добиться строгостью, многого – любовью, но больше всего знанием дела и справедливостью, невзирая на лица. И.Гете Воспитательная система класса – это способ организации жизнедеятельности и воспитания членов классного сообщества, представляющий собой целостную и упорядоченную совокупность взаимодействующих компонентов и способствующий развитию личности и коллектива. Основные компоненты и элементы воспитательной системы класса. Индивидно-групповой компонент Ценностно-ориентационный компонент Функциональнодеятельностный компонент Пространственно-временной компонент Диагностико-аналитический компонент Цель воспитательной системы Задачи воспитательной системы Принципы самооценки человечности индивидуальности Средства само -управление система классных часов экскурсии.походы,поездки проф-ориентация ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ Учащиеся 9 «Б» класса МОУ «Первомайская СОШ имени Васлея Митты», 18 детей, родители 31 человек. 5. Участники программы Сорокина Надежда Анатольевна, классный руководитель 9 «Б» класса МОУ «Первомайская СОШ имени Васлея Митты» 4. Разработчик программы Администрация МОУ «Первомайская СОШ имени Васлея Митты» 3. Заказчик программы Закон об образовании.Трудовой кодекс.Конвенция о правах ребёнка.Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»Конституция Российской Федерации. 2. Основание для разработки программы «Выбор жизненного пути» (организация профориентационной работы в классном коллективе) 1. Название программы создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса. 7. Задачи программы Формирование у учащихся класса ориентации на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей, повышение профессиональной активности молодёжи в профессиональном самоопределении при входе на рынок труда. 6. Цель программы Систему организации контроля осуществляет администрация в лице директора школы, заместителей директора по учебной и воспитательной работам. 12. Система организации контроля за исполнением программы 1. Каждому школьнику по окончании школы иметь реальный и обоснованный личный профессиональный план (ЛПП).2. Заранее определившись с профессиональным выбором, учащиеся будут осознанно и целенаправленно заниматься теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать вступительные экзамены в профессиональные учебные заведения, готовить себя к работе по выбранной специальности. 11. Ожидаемые конечные результаты реализации программы Родительские взносы, спонсорская помощь 10. Объёмы и источники финансирования Тематические беседы; экскурсии на предприятия; анкетирование; творческие конкурсы; конкурсы профессионального мастерства; встречи с интересными людьми; диагностика интересов, склонностей учащихся; посещение дня открытых дверей различных учебных заведений; психологический практикум; мастерская общения; классный час; психологическая игра-практикум. 9. Перечень приоритетных мероприятий Сентябрь 2011 года – май 2013 года 8. Срок реализации ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В 9 «Б» классе МОУ «Первомайская СОШ имени В. Митты» Батыревского района ЧР обучается и воспитывается 18 учащихся из 6 населённых пунктов: село Первомайское, д. Кокшаново, д. В. Атыково, д. Н. Атыково, д. В.-Б. Шигали Батыревского района и д. Н.-Б. Шигали Комсомольского района. В классе 10 мальчиков и 8 девочек. Коллектив учащихся сплочённый, дружный. В атмосфере взаимопонимания учащиеся мотивированы на активное участие, как во внеклассных, так и общешкольных мероприятиях. На этом этапе обучения и воспитания у них на важном месте находится вопрос профессионального самоопределения, предпрофильной подготовки, выбора дальнейшей траектории образовательного маршрута и профессионального пути. Реализация планов долгосрочного развития экономики и социальной сферы Российской Федерации,обеспечивающих рост благосостояния граждан, требует инвестиций в человеческий капитал.Д. А. Медведев Актуализация проблемы Школа должна выпускать из своих стен человека, который бы соответствовал запросам современного общества: «Старшие школьники, выбирая профиль обучения, получив возможность освоить программы профессиональной подготовки, находят себя в сфере будущей профессиональной деятельности. Старшим школьникам должна быть предоставлена возможность осознанно выбирать свое будущее, связывая его с будущим страны» (Национальная образовательная инициатива «НАША НОВАЯ ШКОЛА») Цель программы Формирование ориентации на трудовую деятельность как средство развития и самореализации духовных и физических потребностей учащихся, повышение профессиональной активности личности в профессиональном самоопределении при входе на рынок труда. Задачи программы создать условия воспитания экономически грамотной личности, способной к повышению качества жизни через профессиональное самоопределение;повысить уровень информированности учеников и их родителей в профессиональном самоопределении путем использования различных форм и методов воспитательной работы;обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности;формировать взаимоотношения с окружающим миром, обществом и самим собой;создать условия для проявления и раскрытия творческих способностей при выборе профессии всех участников воспитательного процесса;получение учащимися конкретных знаний о себе и освоение ими некоторых методов и приёмов психологического познания себя и другого человека. Сроки и этапы реализации программы 1 этап – подготовительный (сентябрь-октябрь 2011 года) – проведение бесед о профессиональной направленности ребёнка, консультаций о выборе профиля обучения и родительское собрание совместно с учащимися с целью ознакомления программой организации профориентационной работы с учащимися. 2 этап – основной (октябрь 2011 года - апрель 2013 года) – реализация программы мероприятий с применением основных методов и форм профориентационной работы:информационно-справочная (профессиограммы, видеофильмы, справочная литература);диагностическая (самопознание с использованием психодиагностических методик);психологическая поддержка самоопределяющегося школьника (групповая и индивидуальная профконсультации). 3 этап – заключительный (апрель 2013года - май 2013 года) – подведение итогов. Принятие конкретного решения (методика уточнения выбираемой профессии, учебного заведения, уровень профессиональной подготовки). Тематическое планирование (10 класс) Умение вести себя в конфликтных ситуациях Классный руководитель Май 2012 года Дискуссия Компромисс- показатель слабости или признак зрелости личности? Развитие культуры общения Классный руководитель Апрель 2012 года Ситуативный практикум Умеешь ли ты общаться? Развитие навыков эффективной коммуникации Имидж ученика как будущего профессионала Психолог Март 2012 года Психологический практикум Формирование своего имиджа Формирование навыков поведения в обществе Классный руководитель Февраль 2012 года Мастерская общения Как вести себя среди людей Развитие личностных качеств Развитие уверенности личности ученика Психолог Январь 2012 года Классный час-размышление Поверь в себя! Выявление достоинств учащихся для повышения самооценки Психолог Декабрь 2011 года Психологическая игра-практикум Ярмарка достоинств Самопознание и управление саморазвитием Осведомленность о профессиональных намерениях своего ребёнка Классный руководитель Ноябрь 2011 года Родительское собрание Анкетирование «Профессиональные намерения ребёнка» Работа с родителями Ориентация в мире профессий и определение основных факторов, влияющих на выбор жизненного пути Классный руководитель Октябрь 2011 года Классный час Многообразие мира профессии Знакомство с миром профессий Примечание Планируемый результат Ответственные Сроки Форма проведения Наименование мероприятия Направление деятельности Механизм реализации Тематическое планирование (11 класс) Выбор учебного заведения для дальнейшей образовательной траектории Классный руководитель, педагоги дополнительного образования Апрель 2013 года Профконсультация Выбор жизненного пути Профессиональная подготовка учащихся Саморегуляция в стрессовых ситуациях Психолог Март 2013 года Психологическая консультация родителей Поддержи своего ребёнка Рекомендации родителям, желающим оказать ребёнку посильную помощь в решении вопроса «Кем стать?» Классный руководитель Февраль 2013 года Родительское собрание Этапы профессионального выбора Работа с родителями Обмен опытом Классный руководитель Январь 2013 года Встреча Моя будущая профессия Наибольшая информированность о современных профессиях Классный руководитель Декабрь 2012 года Беседа Мир профессий, или какую дверь открыть Выбор дальнейшего пути: за и против Формирование успеха в труде Классный руководитель Ноябрь 2012 года Игра-тренинг Успешного человека создает труд Выявление склонностей и интересов, учащихся на этапе выпускного класса Психолог Октябрь 2012 года Психологический практикум Склонности и интересы в выборе профессии Профилактика ошибок при выборе профессии Классный руководитель Сентябрь2012 года Беседа Почему нет идеальных профессий, или о теневой стороне труда Познавательная сфера и отношение к своей жизненной ситуации Примечание Планируемый результат Ответственные Сроки Форма проведения Наименование мероприятия Направление деятельности Классный руководитель, психолог, педагоги дополнительного образования, представители разных профессий (родители учащихся) Кадровые Материалы в методическом кабинете, диагностический материал психолога, методическая литература библиотеки школы Методические База школы (актовый зал с компьютером и мультимедиапроектором, кабинет информатики с компьютером доступа в Интернет) Материально-технические Наименование Виды ресурсов Ресурсное обеспечение программы Ожидаемые результаты программы Реализация программы позволит каждому ученику по окончании средней школы иметь реальный и обоснованный план (с наличием запасного варианта на случай непредвиденных препятствий в реализации основного). Заранее определившись с профессиональным выбором, учащиеся будут осознанно и целенаправленно заниматься теми школьными предметами, по которым предстоит сдавать экзамены, готовить себя к работе по выбранной специальности. Анкетирование Удовлетворённость родителей работой с учащихся по данному направлению Удовлетворённость родителей состоянием организации деятельности учащихся по данному направлению Отношение родителей Анализ и итоги участия учащихся в мероприятиях, конкурсах Участие учащихся в конкурсах, мероприятиях, проводимых в школе и социуме Анкетирование Удовлетворённость учащихся работой по проблеме Удовлетворённость учащихся воспитательной работой по данному направлению Отношение учащихся Анализ посещения занятий, анкетирование, наблюдение Выбор нравственных форм самореализации и самовыражения личности детей Статистические данные Получение профессиональных знаний и умений Система тренингов Изучение индивидуальных качеств личности учащихся Анкетирование Выбор профессии Осознанный выбор учащимися профессии Нравственные ценности личности Методики изучения Показатели, содержание Критерии Объект Мониторинг реализации Список рекомендуемой литературы учащимся и их родителям Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации [Текст]: учеб. пособие для вузов / Б.С.Волков. – М.: Академический проект, 2007. – 183 c.Климов, Е.А. Как выбирать профессию [Текст]: Кн. для учащихся ст. классов средней школы. – 2-е изд. доп. и дораб. – М.: Просвещение, 1990. – С. 48-61.Личностное портфолио старшеклассника: учебно-методическое пособие. – М.: Глобус, 2008.Макаренко, А.С. Воспитание гражданина [Текст]. – М.: Просвещение, 1988. – 253 с.Немов, Р.С. Психология [Текст]. Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. В 3 кн. Кн.1 Общие основы психологии. – 2-е издание М.: Просвещение, 1995. – С. 48-72.Твоя профессиональная карьера [Текст]: Учеб. для 8-9 кл. общеобразоват. учреждений / М. С. Гуткин, П. С. Лернер, Г.Ф.Михальченко и др.; под ред. С. Н. Чистяковой, Т. И. Шалавиной. – М.: Просвещение, 2003. – 87 с. Результат:-система нравственных ценностей (личность, семья, коллектив, дружба);-активное участие в жизни класса, школы, района;-знания о профессиях. личный пример учителя помощь родителей совместная деятельностьучителя материально-техническая база условия Ученик не сосуд, который надо наполнить,а факел, который надо зажечь.