Презентация Духовно — нравственное воспитание школьников


Духовно-нравственное воспитание школьников «Родной край, его история,» – писал академик Дмитрий Сергеевич Лихачев, – «основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества». Ключевая роль в духовно-нравственном сплочении общества отводится образованиюШкола – социальный институтСемья Ребенок школьного возраста, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Воспитание должно быть ориентировано на достижение определенного идеала. На какой же идеал ориентирует нас Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности? Современный национальный воспитательный идеал – это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Базовые национальные ценности:–      Патриотизм–      гражданственность–      социальная солидарность–      человечество–      наукаСемьяТруд и творчествоТрадиционные религии РФИскусство и литератураПрирода Внеучебная деятельностьАгрокурсы;Кружки; Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизниВторой уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» спектра занятий, направленных на развитие школьника. Компетенции:–       информационная (готовность к работе с информацией);–       коммуникативная (готовность к общению с другими людьми);–       кооперативная (готовность к сотрудничеству с другими людьми).–       проблемная (готовность к решению проблем). К методам формирования ключевых компетенций на уроке относятся:–       обращение к опыту учащихся;–       решение проблемных задач и ситуаций, дискуссии, дебаты, диспуты;–организационно-деятельностные игры (ОДИ);– проектная деятельность: исследовательские, творческие, практические работы;–       интеграция обучения. Если говорить о формах внеурочной работы, то, эффективное решение – создание и организация работы научных обществ учащихся, которые позволяют реализовать личностно ориентированный подход, педагогику сотрудничества, поддержку одаренных детей, выстраивать индивидуальную траекторию развития личности. Исследовательские и проектные работы презентуются как в школе, привлекая других детей, так и в конкурсах различного уровня. О роле библиотеки в духовно- нравственном воспитании. Библиотека может и должна стать центральным местом воспитания, прежде всего нравственной, творческой личности. Воспитать такого человека без книг невозможно. Поэтому необходимо говорить о духовности, нравственности, культуре. В основе этого лежат правила этикета. Темы занятий:Тема 1. Исторические корни этикета.Тема 2. Культура общения.Тема 3. Гостевой этикет.Тема 4. Застольный этикет.Тема 5. Этикет поведения в общественных местахТема 6. Нравственные отношения.Тема 7. Семейный этикетТема 8. Гигиена и нравственность.Тема 9. Школьный этикетТема 10. Национальные нормы этикета.Тема 11. «Вежливые» советы. Тема 1. Исторические корни этикета.Ещё в XII веке князем Владимиром Мономахом были составлены и названы «Поучениями» первые письменные правила поведения, где в частности говорилось: «Куда не пойдете по своей земле, нигде не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам обижать жителей ни в селениях, ни в полях... где не остановитесь в пути… Везде напоите и накормите всякого просящего... чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, – простой ли человек, или знатный, или посол, – ...угостите пищей или питьем... Больного посещайте, мертвого пойдите проводить... Не пройдите мимо человека, не приветствуя его, а скажите всякому при встрече доброе слово...» Тема 2. Культура общения.В наше время, когда обращение «товарищ» ушло, а «сударь, сударыня» так и не прижилось, рекомендуется учить детей обращение к незнакомому человеку начинать со слов «будьте добры, скажите, пожалуйста», а затем излагать свою просьбу или задавать вопрос. Тема 3. Гостевой этикет.Можно разобрать эту тему на примерах празднования Дня рождения, Нового года. Говорим, что это за праздники и как их надо отмечать, как приглашать, встречать гостей. Разбираем ситуацию, когда приходят неожиданные гости, как при этом надо вести себя гостям и хозяевам. Тема 4. Застольный этикет.Существует следующая легенда – за истинность ее поручиться сложно, но изюминку оценить нетрудно. Юрий Гагарин получил приглашение на обед от королевы Великобритании. За обедом космонавт, посмотрев на блестящие веера ложек, вилок, щипчиков и ножей, в строгом порядке расположенных вокруг его тарелки и блюд, смутился, но, поскольку был человеком военным и прямодушным, не стал краснеть и ерзать на стуле, а прямо обратился к Елизавете: «Ваше Величество! Я – человек простой, вырос в глухой русской деревне, где для любой еды инструмент один – ложка. Поэтому я не знаю, как пользоваться всеми этими штуками. Помогите мне». Королева ответила: «Вы напрасно смущаетесь, молодой человек. Я выросла в Букингемском дворце, но до сих пор тоже плохо разбираюсь в назначении этих приборов». И она взяла простую ложку и вместе с космонавтом Гагариным стала кушать омаровый паштет. Тема 5. Этикет поведения в общественных местах.Когда рассматриваем правила поведения на улице, обязательно говорим о правилах дорожного движения.Тема 6. Нравственные отношения.В мире есть три вещи, которые ни при каких условиях не могут быть подвергнуты осмеянию – патриотизм, истинная любовь к женщине и старость.Говоря о дружбе, хочу привести слова Конфуция: «Полезных друзей три и вредных три. Полезные друзья – это друг прямой, друг искренний и друг много слышавший. Вредные друзья – это друг лицемерный, друг льстивый и друг болтливый» Тема 7. Семейный этикет.«Ныне называют сыновней почтительностью то, что они кормят своих родителей. Но ведь собак и лошадей тоже кормят. Если это делается без глубокого почтения к родителям, то в чём же здесь разница?» Так говорил Конфуций, который жил в IV-V веке до н. э.Вот с точки зрения почтительного отношения к родителям, к старшему поколению мы и разбираем эту тему.Рассматривая вопрос «Семейные праздники», мы говорим о Рождестве, Дне Победы. Это помогает в формировании представлений о семейных ценностях и уважения к членам семьи. Тема 8. Гигиена и нравственность.Знакомство с этой темой помогает в воспитании негативного отношения к вредным привычкам и пропаганде здорового образа жизни.Тема 9. Школьный этикет.Изучение этой темы помогает в формировании у учащихся осознания принадлежности к школьному коллективу, стремления к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Тема 10. Национальные нормы этикета.Английский писатель Голдсмит писал: «Только тот истинно воспитан, кто понимает, при каких обстоятельствах следует держаться национальных привычек, а когда можно пренебречь тем, что так неукоснительно соблюдал на родине. Умный человек сразу примечает, что мудрецы одинаково учтивы в любой стране, тогда как дураки бывают учтивы лишь дома». Не забывайте, что в своей стране вы всего лишь один обыкновенный гражданин среди миллионов сограждан, в то время как за границей вы «испанец», «француз», «русский». От ваших поступков зависит мнение о вашей стране. Тема 11. «Вежливые» советы.Это заключительная тема. На занятии мы, рассматривая конкретные ситуации, отвечаем на вопрос: «Как в данном случае поступит воспитанный человек?». Составляем памятки о правилах поведения по каждой теме.«Хорошими манерами обладает тот, кто наименьшее количество людей ставит в неловкое положение». (Дж. Свифт)