Упражнения по артикуляционной гимнастике (рекомендации родителям)


ВЕСЁЛАЯ АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ДЕТЕЙУчитель-дефектологПоварницына Елена Вениаминовна ГРИБОКУлыбнуться. Открыть рот, «приклеить»( присосать) язык к нёбу. Ротик широко открыт. Стихотворение.Я по лесу по зелёному бреду,Я грибочки в кузовочек соберу. Загадка.Стоял на крепкой ножке,Теперь лежит в лукошке.
ДЯТЕЛУлыбнуться, открыть рот, поднять язык вверх. Кончиком языка с силой «ударять» по бугоркам (альвеолам) за верхними губами и произносить звуки: «д-д-д…» Стихотворение.Целый день всё тук, да тук-Дятел на стволе сидит,Клювом дерево долбит.Тук да тук, тук да тук -В лесу слышен громкий звук. Загадка.Я по дереву стучу,Червячка добыть хочу,Пусть он скрылся под коройВсё равно он будет мой!
ГАРМОШКАУлыбнуться, широко открыть рот, «присосать» язык к нёбу. Не отпуская язык, сильно опустить нижнюю челюсть, закрыть рот и опять широко открыть, не меняя положения языка. Стихотворение.Ох, запела под окошкомСамодельная гармошка.Ротик шире открываем,Гармонисту подпеваем.Раз, два, три, четыре, пять,Будем снова повторять! Загадка.Не индюшка, а надувается,Не птица, а заливается.
ПАРУСУлыбнуться, широко открыть рот, кончик языка поднять и поставить на бугорки( альвеолы) за верхними зубами. Удерживать в таком положении под счёт до десяти. Стихотворение.Кораблик наш под парусомПлыл по волнам в морях.Детишек очень маленькихПо морю он катал. Загадка.Уступая ветру в споре,Увлекает судно в море.
МАЛЯРУлыбнуться, открыть рот, язык поднять вверх и кончиком языка проводить по нёбу от верхних зубов до горла и обратно. Выполнять медленно. Под счёт до восьми. Стихотворение.Кто же красит этот дом -Дом, в котором мы живём?И забор, что рядом с домом - Был покрашен маляром. Загадка.Кто на краешке с опаскойВсё железо красит краской?У него в руке ведро,Сам раскрашен он пестро.
КИСКА СЕРДИТСЯУлыбнуться, открыть рот, кончик языка упереть за нижние зубы, «спинку» выгнуть, а боковые края языка прижать к верхним коренным зубам. Удерживать язык в таком положении под счёт до десяти. Стихотворение.Зашипела наша Мурка,Спинку выгнула – не шутка!Рассердилась кошка наша –Не даёт погладить даже. Загадка.Мордочка усатая, шубка полосатая.Часто умывается, а с водой не знается.
КОМАРИКУлыбнуться. Открыть широко рот, поднять язык вверх и упереть его в бугорки (альвеолы). Пытаться произнести «З-З-З» протяжно под счёт до десяти. Стихотворение.Комар звенит над ухом и не даёт уснуть.Звеня над нами вьётся, а в руки не даётся. Загадка.Словно гвоздик на магнит,Он на нас бросается –Без бубенчиков звенит,Без зубов кусается.
ЧИСТИМ ЗУБКИУлыбнуться, открыть рот. Кончиком языка сильно «почистить» за нижними зубами (влево - вправо) под счёт до десяти. Затем поднять язычок вверх и почистить за верхними зубками( ротик широко открыть). Стихотворение.Чтобы зубки не болели,Надо чистить дважды в день.Утром, вечером почистим -Будем веселы весь день.Загадка.Разгрызёшь стальные трубы,Если часто чистишь….
ЧАШЕЧКАУлыбнуться, открыть рот, высунуть язык и тянуть его к носу. Стараться, чтобы бока язычка были загнуты в виде чашечки. Не удерживать язычок нижней губой. Удерживать язык под счёт до десяти. Стихотворение.Очень вкусно мы поели,Выпить чаю захотели.В чашку чая мы нальём,Выпьем чаю мы вдвоём.Загадка.Мы в шкафу рядком стоим,Чистотой своей блестим.Приглашают нас на чай.Знаешь нас? Так отвечай.
ЧАСИКИУлыбнуться, открыть ротик. Тянуться язычком попеременно то к левому уголку ротика, то к правому. Стихотворение.На стене висят часы,Громко тикают они.Тик-так, тик-так - Язычок качался так.Загадка.Мы ночью ходим, ходим днёмИ никуда мы не уйдём.
РАСЧЁСКАУлыбнуться, закусить язычок зубками.« Протаскивать» язычок между зубками вперёд-назад, как- бы «причёсывая» его. Стихотворение.Ох и славная причёска,Хороша моя расчёска!С волосами она дружит,Хорошо всегда мне служит.Загадка.Зубастая пила, в лес густой пошла.Весь лес обходила, а ничего не спилила.
ЛОШАДКАУлыбнуться, широко открыть рот, щёлкать языком громко и энергично. Стараться, чтобы нижняя челюсть была неподвижна и «прыгал» только язык. Стихотворение.Она красива и стройна.У неё густая грива.Если щёлкать язычкомБудешь слышать стук копытца.Язычком пощёлкай громко -Стук копытца будет звонкий.Загадка.Быстрее ветра я скачу.« Цок-цок» – копытами стучу.Я громко « Иго-го» кричу.Садись на спину – прокачу!
ЗМЕЙКАУлыбнуться, открыть рот, высунуть язычок изо рта, затем спрятать. Стихотворение.Проползёт шурша травой,Язычок покажет змейка.А приблизишься – шипитЛучше убегай скорей.Загадка.Извивается, скользитИ на солнышке блестит.Длинный хвост и чешуяНазывается ….
ФУТБОЛВытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох – через нос, выдох – через рот. Следить, чтобы щёки не надувались. Стихотворение.Во двор помчались все ребята - Идёт футбольный матч.Сосед Никита на воротах,Он не пропустит этот мяч.Загадка.Мяч по травке шустро скачетБьют ногами – он не плачет,Догадайтесь Вы ,ребята,Как игру мы назовём?
СЛОНИКВытянуть губы вперёд трубочкой и « набирать» водичку, слегка причмокивая при этом. Стихотворение.У слона большие уши,У него прекрасный слух.Длинный хобот ему нуженДоставать всё с высока.Загадка.Поднимает великанГруз тяжёлый к облакам.А если станет душно, Себя польёт из душа.
ЗАБОРЧИКУлыбнуться, показать сомкнутые зубки. Удерживать губы в таком положении до счёта десять, затем вернуть губы в исходное положение. Стихотворение.Мы пошли с тобой во двор,Чтобы починить забор.Смело взялись мы за делоИ работа закипела.Загадка.Сто один брат,Все в один ряд.Вместе связаны стоят.
КАЧЕЛИУлыбнуться, открыть широко рот, на счёт «раз» – опустить кончик языка за нижние зубы, на счёт «два» – поднять язык за верхние зубы. Стихотворение.Я качаюсь выше ели,Выше сосен и берёз.Раз – вверх, два – внизТолько знай себе, держись!Загадка.Доска на верёвкахНе хуже лошадки.Катает нас ловко На детской площадке.
БЛИНЧИКУлыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать его неподвижно под счёт до десяти. Стихотворение.Мы немножко испеклиБлинчиков румяных.Будем мы друзей встречать и блинами угощать.Загадка.Поставлю – попарю,Выну – поправлю.Этот сдеру, другой положу.
ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕУлыбнуться, открыть рот; не закрывая рот, облизывать языком верхнюю губу.Нижней губой стараться язык не поддерживать. Стихотворение.Ели мы блины с вареньем,Губы мы испачкали.Чтоб варенье с губ убрать,Надо ротик облизать. Загадка.Бабушка из сладких ягодНаварила что-то.И его нам хватит на годК чаю и в компот.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!