Русская литература на рубеже веков


Русская литература на рубеже вековАвтор - Шаповалова О.В. , учитель русского языка и литературыМБОУ «Лингвистическая гимназия № 20» г. Сарапул Удмуртская Республика Русская литература на рубеже веков«И серебряный месяц ярко над серебряным веком стыл…» (А.Ахматова) Трагичность времениНа рубеже XIX – XX веков Россия переживала перемены во всех областях жизни. Этот период характеризовался напряженностью, трагичностью времени. В общественных настроениях преобладали ощущения неуверенности, неустойчивости, упадка, конца истории. Очевидна была необходимость перемен. В России противоборствовали три политические силы:Сторонники монархизмаЗащитники буржуазных реформИдеологи пролетарской революции Значительные научные открытия повлекли за собой кризис классического естествознания. Научные открытия рубежа веков перевернули представления о познаваемости мира. Кризис естествознания выразился в формуле: «Материя исчезла». Начались поиски иррациональных объяснений новых явлений, тяга к мистицизму. Русский культурный ренессанс«Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвета поэзии и обострения эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания, интереса к мистике и оккультизму. Соединялись чувства заката и гибели с чувством восхода и с надеждой на преображение жизни». (Н.Бердяев) «Богоискатели»«Богоискатели» – религиозно-философское течение в среде русской либеральной интеллигенции. -не принимали капиталистический путь как путь бездуховного прагматизма-культуре придавалось особое значение. Литература должна стать способом установления мировой гармонии, постижения истины. Для рубежа веков характерны:Напряженные поиски новых путей в искусстве и общественной мыслиОживление религиозного сознанияВнимание к человеческой личностиКачественно новый взгляд на мир как на единое культурное поле. Кризисность эпохиОщущение кризисности эпохи было всеобщим, но в литературе отражалось по-разному. В начале XX в. Продолжались и развивались традиции реалистической литературы. Реалистическая литература преодолевала свой кризис, связанный с излишним социологизмом, объективизмом, путем перехода к описанию субъективных мироощущений, раздумий. Своеобразие русского реализма XX векасвоеобразие русского реализма состояло в следующем: Соотнесение социальной природы человека с психологическими подсознательными процессами, выражающимися в столкновении разума и чувстваРасширение пределов времени и пространства ( обращение к фольклору, библейским мотивам и образам)Не ставятся нравоучительные цели, читатель привлекается к сотворчеству. Новая реалистическая литератураВ отличие от эстетики XIX века, представлявшей авторский идеал, воплощенный в каком-либо образе, новая реалистическая литература отказалась от героя-носителя представлений автора. Авторский взгляд повернулся к человеку и миру в целом, утратил социологическую направленность и обратился к вечным проблемам, символам, к библейским мотивам и образам, к фольклору. Серебряный векЛитература рубежа веков и начала XX века, ставшая отражением противоречий и поисков эпохи, получила название Серебряного века. Серебряный век как началоСеребряный век был началом: -модернистской эпохи-Настоящего Двадцатого Века-творчества многих русских писателей, составивших его славу чСеребряный век как продолжениеСеребряный век был продолжением: он не смог бы состояться без наследия русского золотого века. Серебряный век как конецСеребряный век был концом: в 1920-е годы литература начала существовать в совершенно ином историческом и культурном контексте. Серебряный век коротокРусский Серебряный век оказался коротким: история отпустила ему около трех десятилетий. Но за это время появилось так много новых имен, было создано столько значительных произведений, опробовано и изобретено такое множество поэтических приемов, что их вполне хватило бы на столетие.. Серебряный век как вишневый садСеребряный век. Как вишневый сад, быстро гибнет под топором Настоящего Двадцатого Века, но остается поэтической легендой, мечтой. Оставленным, но желанным соловьиным садом из поэмы А.Блока: И знакомый, пустой, каменистый,Но сегодня - таинственный путьВновь приводит к ограде тенистой,Убегающей в синюю муть.… Эволюция: декаданс- модернизм-авангард«Будущие события отбрасывают назад свою тень» Тень НДВ накрыла последние десятилетия века XIX . Причем она воспринималась и как тень закатная, и как тень рассветная. Гуманизм как жертваГлавной жертвой fin de siecle (конца века) оказывается гуманизм, который культура XIXв. Воспринимала как основную ценность. Крушение гуманизма начинается еще в «застойные» 1880-е. Оно называлось декадансом, а исповедующие его писатели – декадентами. Опору для своих пессимистических умонастроений декаденты находили у философов Ф.Шопенгауэра, Ф.Ницше, Э.Гартмана. Психологическая окраскаДекадентство было, скорее, настроением, психологической окраской переходного времени. Декаданс не стал в литературе особой эпохой, «чистых» декадентов было немного. Пытаясь художественно осознать свое умонастроение, сформулировать программу, обосновать теорию, декаденты превращаются в модернистов. МодернизмМодернизм (от франц. «новый», «современный») художественно-эстетическая система, характеризующаяся: -ощущением дисгармонии мира,-разрывом с традициями реализма,-бунтарско-эпатирующим мировосприятием-преобладанием мотивов утраты связи с реальностью-одиночества и иллюзорной свободы художника, замкнутого в мире своих фантазий. Целью модернизма было создание поэтической культуры, содействующей духовному возрождению человечества, преображению мира средствами искусства. Особая роль отводилась автору, роль теурга, прорицателя, способного постичь средствами искусства мировую гармонию «Я ненавижу человечество…»В эстетике модернизма отразился пафос «конца века», неминуемой гибели мира, обреченности, упадка. Поэтому модернизм отождествляли с декадансом (от лат. «упадок»), характеризующимся настроениями пассивности, безнадежности, неприятие общественной жизни, стремлением замкнуться в мире своих переживаний: Я ненавижу человечество, Я от него бегу, спеша. Мое единое отечество – Моя пустынная душа. (К.Бальмонт) Модернистские теченияВыделяют следующие модернистские течения:СимволизмАкмеизмФутуризмНовокрестьянская поэзияОбщей для всех течений была установка на преобразующую мир силу творчества Искать новые путиСовременность модернисты понимают как время, когда основные моральные и художественные ценности потеряли прежнее значение, и поэтому нужно искать новые пути. Модернисты ориентируются на городскую, урбанистическую культуру, пытаются использовать в творчестве принципы современной науки, но часто говорят об исчерпанности рационалистического подхода к действительности и воспевают иррациональность бытия. Очередной этап художественного эксперимента-следующий шаг к безднеНачало русского авангарда приходится на 1910-е. Авангардисты воспринимают как противников не только реалистов, но и модернистов. Авангард- очередной этап художественного эксперимента, предельный, радикальный вариант модернизма, новая ступень разрыва с классической традицией, с поэтикой, основанной на познаваемости мира и искусства как подражания. «Пролетарские поэты»«Пролетарские поэты» – направление, связанное с конкретными задачами социальной борьбы. Цель: внести вклад в дело революции, принести конкретную пользу пролетарскому движению, послужить идеологической подготовкой к классовым боям. «Партийная организация и партийная литература»В статье Ленина утверждалось, что литература должна стать придатком политики, орудием борьбы. Статья Ленина стала причиной того, что талантливые писатели были не признаны, репрессированы, убиты, выставлены из страны. Русская литература искусственно разделилась на несколько ветвей, существовавших многие десятилетия автономно. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Основные идеи русской классической литературыИх сутьПредставление об истинеИстина едина. Она заключается в победе добра над злом, Божеского над сатанинским, в движении к прекрасному будущему.Главный геройЛичность, несущая черты прекрасного будущего уже сейчас или ищущая пути к высшим, вечным ценностям.Высшая ценностьДуховные, христианские по своей сути, основывающиеся на любви, милосердии, ведущие к гармонии; человек как носитель этих ценностей.Цель искусстваПостижение этих нравственных ценностей, гармонизация жизни. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Идейный фундамент русского реализмаФилософия модернизмаИстина Едина, добро побеждает зло, Божеское одолевает дьявольскоеМир непознаваем, человек неспособен отделить добро от злаГерой Ищущий пути к высшим, вечным ценностям, несущий идеалы добра. любвиЛичность сложная, противоречивая, выделяющаяся из остального мира и часто ему противостоящая, несущая ценности, недоступные остальным {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Идейный фундамент русского реализмаФилософия модернизмаВысшие ценностиДуховные, христианские по своей сутиЛичность в ее многообразииЦель искусстваГармонизация жизниВыражение себя и своего понимания мира и человека.