Презентация по литературе на тему: ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА «ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ(9 класс)


 ИДЕЙНЫЙ ЗАМЫСЕЛ РОМАНА М. Ю. ЛЕРМОНТОВА«ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ». ЖАНР И КОМПОЗИЦИЯ «Герой нашего времени» отнюдь не есть собрание нескольких повестей и рассказов – это роман, в котором один герой и одна основная идея, художнически развитая.В. Г. Белинский Роман «Герой нашего времени» был задуман Лермонтовым в конце 1837 года. Основная работа над ним развернулась в 1838 году и была завершена в 1839 году. В журнале «Отечественные записки» появилась повесть «Бэла» (1838 г.) с подзаголовком «Из записок офицера с Кавказа», в конце 1839 г. увидела свет повесть «Фаталист», а затем и «Тамань». Своему роману Лермонтов сначала дал название «Один из героев начала века». Отдельное издание романа уже под названием «Герой нашего времени» вышло в 1840 г.1830–1840-е годы в истории России – мрачные годы николаевской реакции, жестокого полицейского режима. Невыносимо было положение народа, трагична судьба передовых мыслящих людей. Чувства печали у Лермонтова вызывал тот факт, что «у будущего поколения нет будущего». Пассивность, неверие, нерешительность, утрата цели в жизни и интереса к ней – главные черты современников писателя. Лермонтов в своем произведении хотел показать, на что обрекала молодое поколение николаевская реакция. Само название романа «Герой нашего времени» – свидетельство о его важности.В образе Печорина Лермонтов дал выразительный реалистический и психологический портрет «современного человека, каким он его понимает и, к сожалению, слишком часто встречал» (А. И. Герцен).Печорин – натура, богато одаренная. Герой не переоценивает себя, когда говорит: «Я чувствую в душе моей силы необъятные». Своим романом Лермонтов отвечает, почему же энергичные и умные люди не находят применения своим недюжинным способностям и «вянут без борьбы» в самом начале жизненного пути. Внимание автора обращено на раскрытие сложного и противоречивого характера героя.Лермонтов в предисловии к «Журналу Печорина» пишет: «История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа…»Особенности жанра. «Герой нашего времени» – это первый русский психологический роман. 1.Какая  из  прочитанных  повестей  произвела  на  вас  наибольшее впечатление?2. Расскажите о своем отношении к главному герою.3. О каких событиях из жизни Печорина мы узнали из главы «Бэла»?4. От чьего имени ведется повествование? Какую это играет роль?5. Кто такой Максим Максимыч? Что вы о нем узнаёте?6. Является ли Максим Максимыч тем человеком, который способен понять Печорина?7. Какое впечатление сложилось у вас о проезжем офицере? Прочитайте понравившееся описание природы. Какие слова помогают почувствовать присутствие человека, рисующего пейзаж? 1. Что такое сюжет художественного произведения?2. Какие элементы сюжета вам известны?3. Что называется композицией художественного произведения? С какими композиционными приемами вы встречались раньше при изучении произведений?4. В чем особенность композиции «Героя нашего времени»? Можно ли в  нем  выделить  известные  вам  элементы  сюжета? 5. Попробуем представить разницу между хронологическим и композиционным порядком. Хронологический порядок расположения повестей:1. «Тамань».2. «Княжна Мэри».3. «Бэла».4. «Фаталист».5. «Максим Максимыч».


Лермонтов нарушает порядок повестей. В романе они следуют так:1. «Бэла».2. «Максим Максимыч».3. «Тамань».4. «Княжна Мэри».5. «Фаталист». Ответьте на вопросы1) Почему именно так строит свой роман Лермонтов?2) О чем заставляет задуматься такая композиция?3) В какой форме написаны первые две повести? три последние?  «Печорин  -главный  герой  романа.  Действующие  лица расположены контрастно. Смысл в том, чтобы подчеркнуть: Печорин является  центром  повествования,  Героем  своего  времени.  Композиция произведения  (смена  рассказчиков,  нарушение  хронологии  событий, жанр  путешествий и дневниковых заметок, группировка действующих лиц) помогает раскрыть характер Печорина, выявить причины, породившие его»*. Домашнее задание Базовый –читать повести «Бэла», «Максим Максимыч». (Герои, содержание, особенности композиции и жанра, отношение к Печорину.)Базовый - составить план повести «Бэла», озаглавить части.