Обучающий тест по поэме А.Н.Некрасова Кому на Руси жить хорошо


Титульный слайдАвтор: Морозова Наталья Терентьевна, учитель русского языка и литературы, высшей квалификационной категории.Образовательное учреждение: МБОУ «Павловская СОШ» Павловского района Алтайского края. Название материала: Обучающий тест по произведению Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»Вид ресурса: Интерактивный тест Цель: Использование обучающего теста для проверки знаний учащихся 10 класса на уроках литературы. Аннотация Обучающий тест по произведению Николая Алексеевича Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» можно использовать полностью на заключительном уроке литературы или частично на этапе рефлексии, полученных на занятии знаний. Кроме того, тест поможет выпускникам вспомнить содержание поэмы при подготовке к ЕГЭ в 11 классе.Ресурс состоит из 27 вопросов, почти каждый слайд содержит иллюстративный и цитатный материал, который, безусловно, оставит у учащихся осознание литературно-эстетической ценности изучаемого произведения.32 и 33 слайды содержат ответы на вопросы и критерии, по которым можно оценить знания учащихся.Внимание! При втором щечке мыши появляется на зелёном фоне дополнительная информация или цитата, позволяющая уточнить вопрос, поэтому перед работой с тестом познакомьтесь с этим материалом. Обучающий тест. 10 классМорозова Н.Т. Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг… А.Н.НекрасовМорозова Н.Т.Портрет Н.А.НекрасоваХуд.И.Н.Крамской. Вопрос №1Поэма-эпопея создавалась Н.А.Некрасовым почти 15 лет и осталась незаконченной. Дворянин по рождению, разночинец по судьбе, демократ по убеждениям, Некрасов передал в своей поэме в основном мысли и чувства:А) дворян;Б) передовой части крестьянства;В) разночинцев.Это «первая наша народная поэма, воплотившая философию народной жизни». (Н.А.Котляревский)Морозова Н.Т.
Вопрос №2Сюжет поэмы опирается на тему дороги: семь мужиков-правдоискателей странствуют по великой русской земле в поисках:А) счастливого человека;Б) правды;В) хорошего хозяина.Морозова Н.Т. Вопрос №3В начале поэмы мужики сошлись «на столбовой дороженьке» и заспорили: «Кому живётся весело, /Вольготно на Руси?» Среди счастливых называют:А) попа, купца, боярина;Б) солдата, крестьянина, мастерового;В) пьяницу, странника, разбойника Морозова Н.Т.
Вопрос №4Крестьяне, отправившиеся в путь по родной стране, названы «временнообязан-ными». Это указывает на то, что действие поэмы происходит:А) до отмены крепостного права;Б) во время реформы 1861 г.;В) в пореформенное время.Морозова Н.Т.
Вопрос №5В поисках счастливого человека мужикам помогает сказочный персонаж:А) ведьма, корявая Дурандиха;Б) ворон, птица умная;В) говорящая птица-пеночка.С помощью этого персонажа мужики находят «скатерть самобраную», которая по первому зову кормит и поит крестьян, чинит им одежду и обувь.Морозова Н.Т.
Вопрос №6В первой главе правдоискатели расспрашивают попа, «сладка ли жизнь поповская». Определив счастье как «покой, богатство, честь», священник признаётся, что его трудно назвать счастливым, потому что:А) «крестьянин сам нуждается», а поп «живёт с одних крестьян»;Б) «угоды наши скудные»;В) «сплошь почти раскольники».«Всё в мире переменчиво, /Пройдёт и самый мир»,- напоминает о вечном мудрый священник, у которого «всякий раз намается,/Переболит душа», когда он встречается с народным горем.Морозова Н.Т.Чаепитие в Мытищах. Худ. В.Серов
Вопрос №7В главе «Счастливые» крестьяне-правдоискатели пытаются узнать, а есть ли «счастье мужицкое, / Дырявое с заплатами,/Горбатое с мозолями». За рассказ о своём счастье странники обещали налить вина, но «вина бесплатного» налили только:А) старухе, у которой «родилось репы до тысячи/ На небольшой гряде»;Б) солдату с медалями, который остался жив и после наказания, и после сражения;В) надорвавшемуся на работе худому мужику.Морозова Н.Т. Впервые в главе «Сельская ярмонка» Некрасов говорит о «народных заступниках», это почётное звание, по мнению поэта, заслуживают:Вопрос №8А) крестьяне-правдоискатели;Б) разбойник, грабящие богатых;В) русские писатели.Морозова Н.Т.
Вопрос №9«В деревне Босове/ Яким Нагой живёт,/Он до смерти работает, /До полусмерти пьёт!» Пьяный Яким говорит Павлуше Веретенникову: «Работаешь один,/А чуть работа кончена,/Гляди, стоят три дольщика:/Бог, царь и господин!» Яким, которого автор считает народным заступником,- старик убогонький, сначала жил в Питере, да угодил в тюрьму:А) с купцом тягаться вздумалось;Б) пришла немилость Божия;В) нет меры хмелю русскому.Морозова Н.Т.За расчётом. Худ. Иван Богданов. Вопрос №10Крестьянин Федосий советует странникам спросить о счастье Ермилу Гирина – коли он «счастливым не объявится,/ Так и шататься нечего». Ермила Ильич «над всей округою/Такую силу взял»:А) деньгами;Б) колдовством;В) правдою.Когда Ермилу крестьяне избрали бургомистром, он:В семь лет мирской копеечкиПод ноготь не зажал,В семь лет не тронул правого,Не попустил виновному, Душой не покривил…Морозова Н.Т.После обедни. Худ. В.Максимов.
Вопрос №11В главе «Помещик» крестьяне допытываются у «кругленького» барина Гаврилы Афанасьевича Оболта-Оболдуева, «сладка ли жизнь помещичья». Со слезой сожаления барин вспоминает о том, что было так недавно: «Ни в ком противоречия,/Кого хочу – помилую,/ Кого хочу – казню./ Закон – моё желание!/Кулак – моя полиция». Почему же теперь он слышит лишь «похоронный звон»? Потому что:А) расплодились питейные дома;Б) сословья благородные у нас труду не учатся;В) отменили крепостное право.Морозова Н.Т.Помещик. Худ. Н.ВоробьевПосле исповеди барина крестьяне про себя подумали: «Порвалась цепь великая,/Порвалась- расскочилася:/ Одним концом по барину,/ Другим по мужику!»
Глава «Последыш» посвящена рассказу: Вопрос №12А) о последнем счастливом;Б) о последнем помещике;В) о последнем народном заступнике.Морозова Н.Т.Помещик в деревне. Худ. А.Н. Бенуа. «Теперь порядки новые», а помещик Утятин-князь «дурит по-старому», не поверив в отмену крепостного права: «Порядков новых, нонешних ему не перенесть». И стали бывшие крепостные крестьяне «морочить полоумного» - ведь сыновья последыша обещали за этот обман отдать вотчине «луга поёмные».
Вопрос №13Не все крестьяне хотели быть шутами гороховыми. Непокладстый мужик Агап Перов высказал в гневе барину: «Последыш ты! По милости/ Мужицкой нашей глупости/ Сегодня ты начальствуешь,/ А завтра мы Последышу / Пинка – и кончен бал!» Но остальные долго ломали «камедь». Притворяться крестьянам помогала мысль о том, что:А) так жить веселей – дурачась и играя;Б) барин на самом деле лучше знает, как и когда что делать;В) это последний помещик на Руси.После смерти Последыша «за луга поёмные наследники с крестьянами тягаются донесть»Морозова Н.Т.
Народная молва отправляет странников к Корчагиной Матрёне Тимофеевне, по прозвищу «губернаторша», которое она получила за то, что:Вопрос №14А) имела командирский характер;Б) ей помогла жена губернатора;В) её любил губернатор.Морозова Н.Т.Первенец. Худ. Иван Пелевин Матрёна считала сама себя счастливой, потому что выросла:Вопрос №15А) в непьющей семье;Б) в богатой семье;В) в городской семье.И добрая работница,И петь-плясать охотницаЯ смолоду была, - начала рассказывать Матрёна дотошным странникам свою жизнь. Морозова Н.Т.
Жених Матрёны, Филипп Корчагин, питерщик, по мастерству печник, «пал на сердце»девушке, и сама она называет короткий период ухаживания «счастьицем», а вот после свадьбы попала Матрёна «с девичей холи в ад», потому что:Вопрос №16А) Филипп изменился и стал груб с женой;Б) семья Филиппа была пьющая;В) семья была большая и сварливая, а Матрёна оказалась самой младшей снохой.Морозова Н.Т. Вопрос №17В главе «Савелий, богатырь святорусский» Матрёна рассказывает о дедушке Савелии, который попал на каторгу за то, что:А) немца Фогеля живого в землю закопал;Б) убежал в лес с ножищем да рогатиной;В) не платил подати помещику Шалашникову.Савелия звали «клеймённым, каторжным», на что он отвечал: «Клеймённый, да не раб!»Морозова Н.Т.Портрет Самсона. Худ. В.Тропинин
Вопрос №18«Богатырство русское», по мнению Савелия, в том, что: А) русские крестьяне умеют работать;Б) русский народ умеет терпеть;В) русские люди умеют сопротивляться власти, бунтовать.И гнётся, да не ломится,Не ломится, не валится…Морозова Н.Т.Савелий. Худ. Н. Воробьёв
Вопрос №19После смерти первенца Дёмушки Матрёна сильно кручинилась, да было «некогда ни думать, ни печалиться,/ Дай Бог с работой справиться/ Да лоб перекрестить». Одна беда идёт за другой: «пришла бесхлебица», потом «рекрутчина пришла», и мужа Матрёны «не в очередь» забрали в солдаты. Тогда отчаявшаяся крестьянка, помолившись «под звёздным небом Божиим», решилась идти: А) в храм, к чудотворной иконе;Б) к генералу, просить отпустить мужа;В) к губернаторше, просить защиты.Морозова Н.Т.Тёплый свет. Худ. А.Шишкин Вопрос №20Матрёна «в ног губернаторше пала», за то что та не только стала крёстной матерью сыну крестьянки, но и помогла вернуть Филиппушку. Но на вопрос странников, счастлива ли он, крестьянка сурово отвечает: «..Вы затеяли/Не дело – между бабами/ Счастливую искать!», потому что, по мнению Матрёны:А) потеряны ключи от счастья женского;Б) время не пришло;В) счастье будет только за «гробовой доской».Смысл женской крестьянской доли Матрёна выражает так: «Всю силу, Богом данную,/В работу полагаю я,/Всю в деточек любовь».Морозова Н.Т.Утро помещицы.Худ.А.Г.Венецианов.
Вопрос №21В главе «Пир на весь мир» есть история «Про холопа примерного – Якова верного», которого жестокий господин Поливанов «походя дул каблуком». Яков любил своего барина, холил его, ублажал и берёг, особенно когда у того отняли ноги. Ублажал до тех пор, пока бессердечный барин не сдал в солдаты единственного родного Якову человека – племянника Гришу. Верный холоп отомстил барину: А) повесил его в Чёртовом овраге;Б) повесился над ним;В) бросил барина в лесу.Морозова Н.Т.Помещик. Худ. А.Лаптев Вопрос №22Мужики, собравшись, спорили о том, кто всех грешней – кабатчики, помещики, разбойники, но тут странник Ионушка рассказал притчу о двух великих грешниках. Кудеяр-атаман пролил много «крови честных христиан», но потом «совесть злодея осилила», и он стал монахом, а тем ножом, что убивал безвинных, старец в покаяние стал рубить вековой дуб. Но Господь простил грехи бывшему разбойнику только тогда, когда: А) отшельник убил пана Глуховского, жестокого и страшного грешника, погубившего много крестьян;Б) инок срубил наконец дуб;В) бывший атаман умер и предстал перед Богом.Морозова Н.Т. Поэма заканчивается рассказом о Грише Добросклонове. Его отец, дьячок Трифон, жил «беднее захудалого крестьянина», поэтому постоянным спутником семинариста Григория был голод. Мужики помогали ему и его брату, поэтому Григорий с детства твёрдо знал, «кому отдаст всю жизнь свою и за кого умрёт»:Вопрос №23А) за мать свою, батрачку безответную;Б) за Власа-крёстного, что помог ему выжить;В) за обойдённого и угнетённого, униженного и обиженного русского человека.Доля народа, Свет и свободаСчастье его, Прежде всего.Морозова Н.Т.
Прототипом народного заступника Гриши Добросклонова был русский демократ и друг Некрасова: Вопрос №24А) Н.А.Добролюбов;Б) В.Г.Белинский;В) Д.И.Писарев.Сбирается с силами русский народИ учится быть гражданином…Морозова Н.Т.
Некрасов не даёт прямого ответа на вопрос поэмы «Кому на Руси жить хорошо», но каждой строчкой её доказывает, что по-настоящему хорошо жить только: Вопрос №25А) будущему сеятелю;Б) крестьянину-правдоискателю;В) народному заступнику. Мы же немного Просим у Бога: Честное дело Делать умело Силы нам дай!Морозова Н.Т.
Что значит, по мнению Некрасова, «жить хорошо»?Вопрос №26А) страдать и терпеть;Б) защищать угнетённых;В) самому стать лучше. Иди к униженным, Иди к обиженным – Там нужен ты.Морозова Н.Т.
Вопрос №27Некрасов мечтал, чтобы его поэма:А) жила в веках;Б) была напечатана без купюр;В) дошла до крестьянина и была ему понятна.Купюра - сокращениеМорозова Н.Т.Портрет Н.А.НекрасоваХуд.И.Н.Крамской. Проверь себяМорозова Н.Т.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1Б2А3А4В5В6А7Б8В9А10В11В12Б13В{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}14Б15А16В17А18Б19В20А21Б22А23В24А25В26Б27ВПомещик в деревне. Худ. А.Н. Бенуа. Морозова Н.Т.Критерии оценки:«5» - выполнено 27-24 задания;«4» - выполнено 23-20 задание;«3» выполнено 19-14 заданий;«2» –выполнено менее 14 заданий На жатве. Летом.Худ. Венецианов А.Г. Интернет-ресурсы, использованные при создании презентации:http://img.posterlounge.de/images/wbig/ivan-nikolaevich-kramskoy-portrait-of-nikolay-alekseyevich-nekrasov-142283.jpg - Худ. Крамской И.Н. Портрет НекрасоваВ работе использованы репродукции картин русских художников: Тропинина, А.Шишкина, Перова, Максимова и др.Беленькая Е.Э. Обучающие тесты к учебнику «Русская литератураXIX века. 10 класс» под редакцией А.Н.Архангелького. – М.: Дрофа, 2006Морозова Н.Т. Проводы покойника. Худ. В.Перов.http://resoch.ru/wp-content/uploads/2012/09/gerasimov.jpg - крестьяне-правдоискатели (оформление титульного слайда)http://samlib.ru/img/a/ali_s/rabstwo/513ee862deff.jpg Май. Худ. Н.Анохин.