Презентация к уроку по русскому языку на тему Одушевленные и неодушевленные имена существительные (5 класс, Разумовская)


ЗАДАНИЕ 1Книга – спутница всей нашей жизни. Алгоритм рассуждения:Во-первых, оно обозначает …, т.к. отвечает на вопрос …Во-вторых, слово … относится к … роду.В-третьих, слово … имеет … склонение и стоит в … падеже.В-четвертых, слово … изменяется по числам, стоит в … числе.В-пятых, синтаксическая роль этого существительного - …. Одушевленные и неодушевленные имена существительные ЗАДАНИЕ 2 Работа в группах1 группа: напишите названия людей, различных животных2 группа: напишите явления и предметы неживой природы. ОДУШЕВЛЕННЫЕ (живые, кто?): дракон, принцесса, кот, король, попугай, мальчик.НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ (неживые, что?): труба, лодка, море, дерево, бочка, солнце, причал, земля, указатель, флаг, лестница. ЗАДАНИЕ 4 Просклоняйте имена существительные, выделите окончания школьники тетради ПадежСуществительноеИ.п.(кто?) школьникиР.п.(кого?) школьниковВ.п(кого?) школьниковПадежСуществительноеИ.п.(что?) тетрадиР.п.(чего?) тетрадейВ.п(чего?) тетради ЗАДАНИЕ 5 Прочитайте сказку, запишите ее концовку.По реке плывет плот. На берегу сидит неподвижно толстый ленивый кот.       Плот спрашивает у кота:       - Ты живой?       - Живой.       - А чем докажешь?       - Двигаюсь.       - Я плыву, а ты сидишь.       - Захочу – буду шевелиться.       - Я – великий плот, а коты - неодушевленные. Ты вещь, а я существо.       Кот подумал и говорит:       - Я тебе грамматически точно докажу, кто есть кто, а что есть что. Я тебя    винительным падежом убью. Твой именительный не устоит против моего  винительного. ПЛОТ – ПЛОТЫ – ПЛОТОВ - ПЛОТЫКОТ – КОТЫ – КОТОВ - КОТОВ ЗАПОЛНИТЕ ЛИСТ САМООЦЕНКИФамилия, Имя ____________________________________________Оцени СВОЮ РАБОТУ на уроке. Ответь на вопросы:Сегодня на уроке я научился (лась) (чему?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Сегодня на уроке я мог (ла) бы сделать лучше (что сделать?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________Я хотел (ла) бы повторить (что?) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 1) упражнение № 700; ИЛИ 2) напишите сказку, героями которой будут существительные одушевленные и неодушевленные; 3) нарисуйте одушевленные и неодушевленные имена существительные ЗАДАНИЕ 6 Прочитайте  стихотворение А. Яшина. Вставьте пропущенные буквы. Существительные неодушевлённые обозначьте буквой Н, одушевлённые – О.ОрёлИз-за утёса, как из - за угла, Орёл упал,Почти в упор ударили в орла. Но средь д..лёких скал,А он сп..койно свой покинул камень, Чтоб враг не видел,Не огл..нувшись даже на стр..лка, Не торжествовал.И, как всегда,Широкими кругами,Не тор..пясь, ушёл за обл..ка.Быть может, дробь совсем мелка была –Для перепёлок, а не для орла?Иль задр..жала у стр..лка рукаИ пок..чнулся ствол др..бовика?Нет, ни др..бинки не ск..льзнуло мимо,А сер..це и орлиное р..нимо. Из-за утёса(Н), как из - за угла(Н),Почти в упор ударили в орла(О).А он спОкойно свой покинул камень(Н),Не оглЯнувшись даже на стрЕлка(О),И, как всегда,Широкими кругами(Н),Не торОпясь, ушёл за облАка(Н).Быть может, дробь (Н) совсем мелка была –Для перепёлок(О), а не для орла(О)?Иль задрОжала у стрЕлка(О) рука(Н)И покАчнулся ствол(Н) дрОбовика(Н)?Нет, ни дрОбинки(Н) не скОльзнуло мимо,А серДце(Н) и орлиное рАнимо.Орёл(О) упал,Но средь дАлёких скал(Н),Чтоб враг(О) не видел,Не торжествовал.