Презентация по литературе на тему М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки для детей изрядного возраста» — вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирика (10 класс)


М.Е.Салтыков-Шедрин. «Сказки для детей изрядного возраста» - вершинный жанр в творчестве Щедрина-сатирикаУрок литературы10 класс
Цель урокаВыяснить причины обращения писателя к сказкам, какие возможности открывал перед сатириком этот жанр; рассмотреть художественные особенности и жанровое своеобразие сказок писателя; выделить основные темы сказок, раскрыть их идейную направленность; - повторить значение литературных терминов («гротеск», «эзопов язык», «сарказм», «ирония» и другие) Сказки могучи по своей мысли, забавны и вместе с тем трагичны по своему ехидству, очаровывают своим языковым совершенством.А.В.Луначарский


Сказки Салтыков-Щедрин писал в основном с 1880 по 1886 год, на завершающем этапе своего творчества. Этот жанр предоставлял возможность скрыть истинный смысл произведения от цензуры, позволял просто и доступно трактовать сложнейшие проблемы политики и нравственности.
Жанровое своеобразиеВ жанровом отношении сказки М.Е.Салтыкова-Щедрина сходны с русской народной сказкой. Они аллегоричны, в них действуют герои-животные, использованы традиционные сказочные приёмы: зачины, пословицы и поговорки, постоянные эпитеты, троекратные повторы. Вместе с тем Салтыков-Щедрин значительно расширяет круг сказочных персонажей, а также «индивидуализирует» их. Кроме того важную роль в сказке М.Е.Салтыкова-Щедрина играет мораль – в этом она близка к жанру басни.

Аллегория – иносказаниеЗачин – ритмически организованная прибаутка, предшествующая зачину в сказках. «Жили – были…», «В некотором царстве, в некотором государстве…»). Пословицы и поговорки - («бабушка надвое сказала», «не давши слова – крепись, а давши – держись»).Эпитет - в поэтике: образное, художественное определение. Постоянный эпитет (в народной словесности, например, «сердце золотое», «тело белое»).

Художественные особенности сказокФольклорные мотивы(сказочный сюжет, народная лексика)Гротеск (переплетение фантастики и реальности)«эзопов язык» (иносказание и метафоричность)Социальная сатира (сарказм и реальная фантазия)Обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности)Гиперболизация


Тематика сказок Народ и самодержавие («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «Сказка о ретивом начальнике».). Народ и господствующие классы. («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга»). Народ и буржуазная обывательская интеллигенция («Премудрый пискарь», «Либерал», «Карась-идеалист», «Вяленая вобла»).





Проблематика сказокСамодержавие и угнетённый народОтношение мужика и баринаПоложение народаПодлость буржуазииТрусость обывателяПравдоискательство


Сказка “Орел-меценат”В сказке “Орел-меценат” под маской хищной птицы автор показывает глупость и высокомерие правителей. Орел - враг науки, искусства, защитник тьмы и невежества. Он уничтожил соловья за его вольные песни, дятла-ученого “нарядил в кандалы и заточил в дупло навечно”, дотла разорил ворон-мужиков. Но Орла ждало возмездие за несправедливость и жестокость: вороны взбунтовались и улетели оставив Орла умирать голодной смертью.
Сказка «Медведь на воеводстве»Салтыков-Щедрин призывает простой народ встать на защиту своей жизни и своих прав. Безусловно, в сказке используется иносказание, и под масками Топтыгиных изображены люди. В произведении описаны те проблемы и вопросы, с которыми пришлось столкнуться российскому обществу в конце 19 века. Они волновали автора, который с помощью иносказания, иронии, сатиры пытается открыть людям глаза на актуальные проблемы. "Медведь на воеводстве" - отличный образец сатиры Михаила Евграфовича, который не мог закрыть глаза на общественные проблемы.
«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»Сатира на эксплуататорские классы. Паразитизм генералов и рабское поведение мужика, который безропотно подчинился своим поработителям, сам себе верёвку свил, чтобы генералы держали его на привязи, да ещё и благодарен был «генералам за то, что они мужицким его трудом не гнушалися»
Сказка «Дикий помещик»Применяя веселый, а иногда и злой, сатирический смех, Щедрин показывает традиционные отношения барина и мужиков. Он едко высмеивает как помещика, который живет за счет мужиков, так и труженика, кормильца, терпящего мучения и лишения.
Без мужика очень скоро наступает физическая и нравственная одичалость помещика.
Сказка «Коняга»«Коняга» - сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией.
Сказка «Верный Трезор»“Верный Трезор” - сказка-сатира на раболепную покорность и “собачью преданность” мужиков хозяевам-помещикам. Преданность Трезора не помешала купцу Воротилову утопить пса, когда тот перестал справляться со своими обязанностями.
Сказка «Карась-идеалист»Сказка "Карась-идеалист" раскрывает заблуждения русской интеллигенции. Используя эзопов язык, Щедрин высмеивает либералов, которые считают социальное зло простым заблуждением умов.
Карасю-идеалисту кажется, что и щуки к добру не глухи. Он верит в достижение социальной гармонии через нравственное перерождение, перевоспитание щук.
Сказка «Премудрый пискарь»Сказка “Премудрый пискарь” затрагивает проблемы “среднего класса”, интеллигенции и содержит критику малодушия и тактики выжидания, которые были характерны для определенной части современного писателю русского общества.
Характеризуя пискаря, автор язвительно вводит слово “премудрый”. Приставка “пре-” выступает в значении приставки “пере-”: пискарь перемудрил. И уже в названии произведения читатель слышит авторскую иронию.
Сказка «Дурак»В сказке «Дурак» автор смеется над глупым обществом циничных людей, которые называют «дураком» человека, не желающего быть эгоистом. Сатира помогает писателю показать все то, что так его беспокоит и не устраивает в современной действительности.
Значение сказокСказки — итог многолетних наблюдений писателя. Направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету, бесправие других. «...то, что господин Салтыков называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки - та же сатира, и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства...». Ю.В.Лебедев
Домашнее заданиеПроанализировать сказку по плану1. Основная тема сказки. 2. Главная мысль сказки.3. Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. 4. Сатирические приемы, использованные автором. 5. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер.6. Соединение фольклорного, фантастического и реального.




Автор разработкиИващенко Ольга Владимировнаучитель русского языка и литературы