Презентация по литературе. Александр Блок. Биография и творчество. 11 класс


Александр Блок Биография и творчество Презентацию выполнила Филимонова Т. М., учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия №2» г. о. Балашиха Детство и юность 1880 г., 12 ноября (28 ноября) В Санкт-Петербурге в «ректорском доме» СПб. университета (Васильевский остров, Университетская набережная., 9), родился Александр Александрович Блок. Отец поэта – Александр Львович Блок (1852-1909), юрист, философ, - профессор Варшавского университета по кафедре государственного права. Мать поэта-Александра Андреевна Бекетова-Блок (1860-1923), литератор, переводчица, дочь Андрея Николаевича Бекетова(1825-1902), известного ученого-ботаника, общественного деятеля, ректора Санкт-Петербургского университета. Родители писателя. Герб рода Бекетовых Герб рода Блоков 1889 г, 24 августа .По указу Священного Синода расторгнут брак родителей Блока. 17 сентября – А. А. Бекетова – Блок вторично выходит замуж за офицера лейб-гвардии Гренадерского полка Франца Феликсовича Кублицкого – Пиоттух (1860 - 1920). Александра Андреевна с сыном переезжает на квартиру Ф. Ф. Кублицкого – Пиоттух. Здесь Блок будет жить до осени 1906 г. 1891г., 27 августа Принят в 1-й класс Санкт-Петербургской Введенской (позднее – имени Петра Великого) гимназии (Большой Проспект Петербургской стороны, д. 37/39). В очерке «Исповедь язычника» (1918) охарактеризует гимназию и соучеников достаточно жестко. Рисунок Блока из его журнала, который он издавал, ещё учась в гимназии.... Первые стихи Блок написал в пять лет. С детства Александр Блок каждое лето проводил в подмосковном имении деда Шахматово. В 8 км находилось имение друга Бекетова, великого русского химика Дмитрия Менделеева, Боблово. Александр Блок в роли Гамлета. Боблово. 1898 Александр Блок. Шахматово. 1894 Александр Блок. 1907 Александр Блок с семьей. Шахматово. 1909 «Стихи о прекрасной Даме» В 1903 году Блок женился на Любови Менделеевой, дочери Д. И. Менделеева, героине его первой книги стихов «Стихи о Прекрасной Даме». «Дела амурные…» …Они были, как принц и принцесса, но, увы, Александр Блок не был постоянен в своих амурных делах и периодически влюблялся в светских львиц: одно время это была актриса Наталья Николаевна Волохова, потом — оперная певица Андреева-Дельмас. Любовь Дмитреевна хотела подать на развод, но Александр Блок был против. Впрочем, после первой мировой войны он успокоился и прожил последние годы с Любовью Дмитриевной верным мужем. Наталья Волохова Андреева-Дельмас Непосредственным адресатом всех стихов «Снежной маски» была актриса театра Комиссаржевской Наталия Николаевна Волохова. Ее образ не просто запечатлен в стихах, а буквально задокументирован, начиная от внешнего облика («трехвенечная тиара вкруг чела» – это о диадеме, которая украшала голову Волоховой) и заканчивая реальными диалогами, зарифмованными Блоком - Вы любезней, чем я знала, Господин поэт. - Вы не знаете по-русски, Госпожа моя...». Революция 1917 г. Февральскую и Октябрьскую революции Блок встретил со смешанными чувствами. Он отказался от эмиграции, считая, что должен быть с Россией в трудное время. В начале мая 1917 года был принят на работу в «Чрезвычайную следственную комиссию для расследования противозаконных по должности действий бывших министров, главноуправляющих и прочих высших должностных лиц как гражданских, так и военных и морских ведомств» в должности редактора. А.А. Блок во время военной службы. Фото 1916 А.А. Блок во время работы Чрезвычайной комиссии по расследованию деятельности царских министров и сановников. Зимний дворец. Фото 1917 Последние годы При советской власти писателей не поддерживало правительство, оказавшись в тяжёлом материальном положении, Александр Блок серьёзно заболел и 7 августа 1921 года умер в своей последней петроградской квартире от воспаления сердечных клапанов. Поэт был похоронен на Смоленском кладбище, его отпевали в церкви Воскресения Христова.Прах Блока был перезахоронен на Волковом кладбище.Музей-квартира А. А. Блока располагается на улице Декабристов, 57. Творчество «Ante lucem» – преддверие будущего нелегкого пути. Общая романтическая настроенность цикла предопределила и антиномическое отношение молодого Блока к жизни. С одной стороны – мотивы мрачной разочарованности, кажущиеся такими неестественными для девятнадцатилетнего юноши. С другой – тяга к жизни, приятие ее и осознание высокой миссии поэта, его грядущего торжества. Творчество Стихи о Прекрасной Даме» – центральный цикл первого тома. Это и есть то «мгновение слишком яркого света», о котором Блок писал А. Белому. Многопланов облик героини. С одной стороны, это вполне реальная, «земная» женщина. Герой видит ее «каждый день издалека». С другой стороны, передним небесный, мистический образ «Девы», «Зари» и т.д. То же можно сказать и о герое цикла. Для усиления мистического впечатления Блок щедро использует эпитеты, такие, например, как «призрачные», «неведомые тени» или «неведомые звуки» и т.п. Таким образом история земной, вполне реальной любви преображается в романтико-символический мистико-философский миф. «Распутья» – цикл, завершающий первый том, которому характерна драматическая напряженность. Тема Прекрасной Дамы продолжает звучать и в этом цикле, но здесь возникает и нечто новое: качественно иная связь с «повседневностью», внимание к людскому герою, социальная проблематика. «Распутья» намечают возможность грядущих перемен в творчестве поэта, которые отчетливо проявят себя уже во втором томе. Творчество «Пузыри земли» – своеобразный пролог ко второму тому. Поэт неожиданно и полемически обращается к изображению «низменной» природы, признает закономерность существования этого стихийного мира и право его обитателей чтить «своего полевого Христа». «Разные стихотворения» и «Город» – в этих двух циклах расширяется охват явлений действительности. Поэт погружается в тревожный, остроконфликтный мир повседневной жизни, ощущая себя сопричастным всему происходящему. Это и события революции, которую он воспринимал, подобно другим символистам, как проявление народной разрушительной стихии, как борьбу людей новой формации с ненавистным ему царством социального бесправия, насилия и пошлости. Характерно, что лирический герой при всей солидарности с теми, кто выступает на защиту угнетенный, не считает себя достойным оказаться в их рядах. В этих циклах начинает звучать одна из главных проблем для Блока - народ и интеллигенция. Творчество «Снежная маска» и «Фаина» – эти циклы отражают внезапно вспыхнувшее чувство Блока к актрисе Н. Н. Волоховой. Стихии природы и повседневной жизни теперь сменяются стихией хмельной, испепеляющей страсти. Отдаваясь своему чувству, герой «Снежной маски», «настигнутый метелью», погружается в «вихри снежные», в «снежный мрак очей», упивается этими «снежными хмелями» и во имя любви готов сгореть «на снежном костре». «Жизнь моего приятеля» - в основе этого цикла прием «двойничества». Это история человека, который «в сумасшествии тихом» бессмысленных и безрадостных буден растратил сокровища своей души. Трагическое мироощущение, «угрюмство», свойственные большинству стихотворений цикла, находят свое крайнее выражение в тех из них, где законы «страшного мира» приобретают космические масштабы. Творчество «Возмездие» и «Ямбы». Слово «возмездие» понимают обычно как наказание за некое преступление. Причем наказание, исходящее со стороны, от кого-то. Возмездие, по Блоку, это прежде всего осуждение человеком самого себя, суд собственной совести. Главная вина героя – измена данным когда-то священным обетам, высокой любви, измена человеческому предназначению. А следствие этому – расплата: душевная опустошенность, усталость от жизни, покорное ожидание смерти. Творчество Кармен» – в этом цикле нашли отражение «цыганская стихия», любовь, музыка, искусство, «печаль и радость». С одной стороны, он живо напоминает «Снежную маску» и «Фаину» сходными обстоятельствами создания (цикл посвящен оперной певице Л. А. Дельмас) и сквозной темой всепоглощающей стихийной любви. Творчество «Родина». Уходя из замкнутого круга «соловьиного сада», поэт вступает в широкий и суровый мир, заключающий в себе ту подлинную и высокую правду, к постижению которой он стремился на протяжении всего своего творческого пути. Так возник цикл «Родина», едва ли не вершинный цикл не только третьего тома, но и всей поэзии Блока. Тема родины, России – сквозная блоковская тема. На одном из последних его выступлений, где поэт читал самые разные свои стихотворения, его попросили прочесть стихи о России. «Это все – о России», - ответил Блок и не покривил душой, ибо тема России была для него поистине всеобъемлюща. Творчество Поэма «Двенадцать» формально не входит в блоковскую «трилогию», но, связанная с ней многими нитями, она стала новой и высшей ступенью его творческого пути. «…Поэма написана в ту исключительную и всегда короткую пору, когда проносящийся революционный циклон производит бурю во всех морях – природы, жизни и искусства». Вот эта «буря во всех морях» и нашла свое сгущенной выражение в поэме. Все ее действие развертывается на фоне разгулявшихся природных стихий. Но основа содержания этого произведения – «буря» в море жизни. Строя сюжет поэмы, Блок широко использует прием контраста. Поэты (Блок и Данте). Рисунок О. Форш А.А. Блок. Фото 1921. Последний прижизненный снимок Александр Александрович Блок Список литературы.1. «Школа классики. Книга для ученика и учителя. 2. А. Блок. Избранное». Москва, АСТ, Олимп 1996 1. 3. П.А. Громов А. Блок. Его предшественники и 4. Д.Е. Максимов Поэзия и проза А. Блока, Л.: Сов.писатель 1975 г