Урок по литературе В.В. Маяковский. Анализ стихотворения Хорошее отношение к лошадям (7 класс)


Проверим домашнее задание В стихотворении В.В. Маяковского соединяются реальные и фантастические события. Начинается стихотворение гиперболой: _____________________. И несколько раз повторяющийся оборот «__________» говорит о необыкновенной жаре этого лета. Почему Маяковский выбирает метафору «жара плыла»? Плыть можно по водному пространству, а в стихотворении солнце (глаголы-действия) ____________________________________, где слово «залить» имеет значение (какое?) _____________________________________________________________. Особенностью стихотворения Маяковского является стилистическое многообразие __________________. Так, в обращении к солнцу в порыве возмущения поэт прибегает к разговорному стилю, употребляя просторечные слова: ______________________________________________. А вот разговаривая с солнцем за чаем, поэт прибегает к словам высокого, книжного стиля: ___________________________________________. Использование Маяковским каламбура придает некоторым сценам (что?) ___________________________________________. Приглашение солнца в гости основано на игре значений слова _______. Солнце «заходит», т.е. ____________________________, а зайти в гости – ________________________________. В объяснении солнцем своего посещения поэта заключается тоже каламбур, основанный на игре значения слова «гони»: ____________________. «в сто сорок солнц» жара спускается,заходит.встаёт окружить весь мир разговорный и книжный  "слазь","шляться""дармоед" «Ну что ж,садись, светило!» некую разнообразность, понятливое содержание. появляется новый день солнце приятно провести время подавай Так в сочетании смешного и _________________, низкого и _____________ достигается единство взглядов поэта и солнца на их роль в жизни – быть просветителями, нести людям свет, чтобы не было в мире серого хлама, чтобы во всем мире _______________________. печального высокого было светло Научить определять тему стихотворения, видеть нравственную глубину стихотворения; отрабатывать навыки выразительного чтения текста, находить художественные особенности в тексте;2. Развивать умение анализировать стихотворение3. Воспитывать любовь к «братьям нашим меньшим». Историческая справка Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» было написано поэтом в 1918 году. Это было трудное время для нашей страны. Шла гражданская война. Народное хозяйство было разрушено. Не было хлеба, топлива.  Вот как о том времени рассказывает свидетель тех событий: «Было очень холодно. На улицах палые лошади. Убирать их было некому. Их растаскивали по кускам, разрезая перочинными ножами. Только потом приходили собаки…»Такие сцены были нередкими в голодающей Москве 1918года, да и не только в Москве. В конце марта 1918 года поэт сообщал Л.Ю.Брик: «Стихов не пишу, хотя и хочется очень написать что-нибудь прочувствованное про лошадь». Однажды В.В. Маяковский стал свидетелем уличного происшествия, нередкого в голодающей Москве 1918 года: обессиленная лошадь упала на обледеневшую мостовую. 9 июня 1918 года в московском издании газеты «Новая жизнь» №8 было напечатано стихотворение В.В. Маяковского «Хорошее отношение к лошадям» Я люблю зверье.               Увидишь собачонку -тут у булочной одна -                    сплошная плешь,-из себя       и то готов достать печенку.Мне не жалко, дорогая,                    ешь! Летом можно было есть на веранде, и у них был сад, который позволял бильярдистам легко передвигаться вокруг, но зимой и по воскресеньями, когда наведывалась огромная толпа друзей, между миской супа и наклонённым игроком не было и миллиметра пространства,  особенно если этим игроком был Маяковский! Кошке было некуда деться, и она сворачивалась калачиком на рояле. Ближе к вечеру сторожевой пёс по кличке Шарик присоединялся к общей массе - ночью его выпускали сторожить дом. Он несся как безумный вокруг дома, лапами едва касаясь земли, и исчезал, прежде чем кто-либо мог успеть сообразить, что это за рыжий клубок. Животные всегда были на почетном месте в доме Лили и Маяковского. Так же как и в его поэзии - он посвящал им целые поэмы.   Били копыта,Пели будто:- Гриб.Грабь.Гроб.Груб.-Ветром опита,льдом обутаулица скользила.Лошадь на крупгрохнулась… Прослушайте аудиозапись  - Какую картину вы представили себе?- В какое время года произошло событие, описанное в стихотворении?- Где произошло событие?Кузнецкий мост - одна из центральных улиц Москвы. На Кузнецком мосту помещалось кафе «Питтореск», где часто выступал Маяковский. Гриб – мерзлые кочки на дороге, мерзлая грязь. Круп – часть туловища лошади от спины до хвоста. Кузнецкий мост – одна из центральных улиц в Москве. Плеща – форма деепричастия, образованная от глагола «плескаться». Клешить – от слова «клеш»: широкие книзу брюки, употреблено в значении «гулять». Плоше – форма сравнительной степени, образованная поэтом от прилагательного «плохой». Стойло – отгороженное в конюшне место для одной лошади и иной скотины С каких строк начинается развитие сюжета?Как эти строки автор характеризует время? - Для чего автор использовал форму лесенки?-Какие звуки настойчиво повторяются? (гр-б, гр-б, гр-б – лошадь скачет, стук копыт о мостовую).-Какой прием использует автор?Звукопись – прием звукоподражания.Найдите в стихотворении примеры звукописи .зв-зв-зв-зв – звенящий смех, безжалостный, жестокий, как звон металла; ш-ш-ш-ш – шёпот; рж-рж-рж-рж – лошадиное ржание. Били копыта,Пели будто:- Гриб.Грабь.Гроб.Груб.- - Какая зарисовка предстаёт перед нами в начале следующей строфы?Начало следующей строфы—пейзажная зарисовка неухоженной зимней московской улицы:Ветром опита,льдом обута,улица скользила.Лошадь на крупгрохнулась…- Как вы понимаете эти строки? Ветром опита – ветром подсушена; сырость «выпита» ветром.Льдом обута – улица обута льдом, улица (а не лошадь) скользит. Для чего зеваки пришли на Кузнецкий?Посмотреть на зрелище.Какие строки, слова адресует автор зевакам, для которых муки живого существа—зрелище?…и сразуза зевакой зевака,штаны пришедшие Кузнецким клёшить,сгрудились,смех зазвенел и зазвякал:-Лошадь упала!--Упала лошадь!-Как толпа отреагировала на падение лошади?Страдание животного вызывает у толпы смех, который напоминает звон мелкой монеты: «зазвенел и зазвякал». Выкрики зевак подобны вою.Какие чувства наполняют поэта? Подтвердите примерами из стихотворения.Поэт удручён. Он противопоставляет себя толпе.Лишь один яголос свой не вмешивал в вой ему - Как Маяковский описывает страдания лошади?Подошёли вижуглаза лошадиные …Улица опрокинулась,течёт по – своему …Подошёл и вижу -за каплищей каплищапо морде катится,прячется в шерсти …-Поэт потрясён. Его пронзает боль, сострадание к мучению животного:И какая-то общаязвериная тоскаплеща вылилась из меняи расплылась в шелесте. - Как обращается поэт к лошади? Поэт обращается к лошади на «вы» - уважительно, подбадривает лошадь:Лошадь, не надо.Лошадь, слушайте—Чего вы думаете, что вы их плоше?Деточка,Все мы немножко лошади,Каждый из нас по-своему лошадь.- Как вы понимаете слова «Все мы немножко лошади…»? Поэт искренне сочувствует боли живого существа, подчёркивает родственность душ. Он уподобляет случившееся судьбе человека, на долю которого порой выпадает тяжёлая жизнь, оскорбления недругов. Образ лирического героя Тоска вылилась плеща Не вмешивал в войЛошадь-деточка Слушайте сочувствующийадекватныйуважительныйнеравнодушный Как изменяется настроение лошади? Прочитайте строки, подтверждающие мысль, что лошадь обрела силы, желание жить и работать. Рыжий ребёнокПришла веселая,стала в стойло.И всё ей казалось -она жеребенок,и стоило жить,и работать стоило Значит, лошадь стала как все другие, она уже не одна, она с другими лошадьми, она похожа на других, т.е. образ стойла – это включение себя в коллективную общую систему. Вот в чем автор видит, оказывается, внутреннюю гармонию, в стремлении быть со всеми …тольколошадьрванулась,встала на ноги,ржанулаи пошла.Хвостом помахивала. Заключительные строчки стихотворения можно отнести к самому поэту: «и стоило жить, и работать стоило…». Маяковский никакой идеи, никакому делу не отдавал себя наполовину, он отдавал всего себя или не отдавал ничего. Поэзия Маяковского всегда отличалась оптимизмом. И даже в трудное время первых лет революции поэт верил в торжество новой жизни, в будущее человека, а необычная форма призвана была помочь автору в выражении гуманистического отношения к миру. Маяковский понимал, что главное - не только изменить общество, необходимо изменить каждого человека, научить людей любить мир, который его окружает. …и стоило жить,и работать стоило. Смысл названия стихотворения Первоначально это стихотворение называлось «Отношение к лошадям». Впоследствии поэт изменил название: «Хорошее отношение к лошадям». Как вы думаете, почему? - Как вы считаете, только ли о лошади это стихотворение? Стихотворение Маяковского - не о лошади, точнее, не только о лошади. Оно - о людях, об их отношении друг к другу. Холод, лёд - это не только состояние окружающей среды, это отношения между людьми.Актуально ли это стихотворение в наши дни?Да, каждый из нас «везёт свой воз», то есть делает своё жизненное дело и несёт свои жизненные тяготы. И если случается, что кто-то падает под непосильной ношей, то смотреть на это с равнодушием или, хуже того, с самодовольной насмешкой - бесчеловечно. Поэт уверен в победе человечности, он верит в то, что слово, идущее от сердца, способно вдохнуть силы в упавшего, вернуть ему радость жизни. Песня на стихотворение В.Маяковского «Хорошее отношение к лошадям», музыку написал Вл.Дашкевич, а исполняет оригинальная певица Елена Камбурова