Презентация. Анализ поэмы М. Лермонтова «Мцыри».


ПрезентацияАнализ поэмы Михаила Юрьевича Лермонтова«Мцыри» Пыстина Лидия Митрофановна учитель русской литературы школа – гимназия № 9 г. Павлодар История создания поэмы «Мцыри» Замысел написать поэму о юном монахе, погибающем в неволе монастыря, появляется у поэта еще в юности. В дневнике семнадцатилетнего Лермонтова мы читаем: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре, кроме священных книг, ничего не читал. Страстная дума таится – Идеалы». Понадобилось почти 10 лет, чтобы замысел поэта воплотился. В 1830 году Лермонтов пишет небольшую поэму «Исповедь». В ней герой-монах осужден на казнь за любовь.Через несколько лет поэт создает еще одну поэму, «Боярин Орша». Ее герой также воспитанник монастыря. В 1837 г на Военно-грузинской дороге поэт встретился с монахом. И Лермонтов узнал о жизни монаха – он был последним из монастыря около Мцхете. Маленького его привез в монастырь русский генерал Ермолов. Мальчик был болен и не смог продолжать путь. Мальчик не раз пытался сбежать- тосковал по дому. Одна из попыток едва не стоила жизни. После болезни монах смирился и остался при монастыре. Тема поэмы«Поэма о свободолюбивом горце, исповедующем мусульманскую веру и погибающем вдали от родины в христианском монастыре. В поэме выразилось отношение Лермонтова к кавказской войне и к судьбам молодых людей своего поколения». А.В. Попов «В поэме «Мцыри» «выдвинута... проблема борьбы за моральные ценности, человеческого поведения, гордости и убеждений, проблема «веры гордой в людей и жизнь иную». Б. Эйхенбаум Родина и свобода объединяются в один многозначный символ. Ради Родины герой готов отказаться от рая и от вечности. Мотив узника перерастает в мотив обречённости на одиночество. Но это одиночество тоже не может быть состоянием героя — он должен или «принять монашеский обет», или, «глотнув свободы», умереть. Эти две жизни непримиримы, и выбор обусловлен «пламенной страстью», живущей в Мцыри. Все перечисленные темы нашли свое отражение в поэме Лермонтова. Все они ведут читателя к пониманию внутреннего мира героя, его мыслей и чувств. Идея поэмы В. Г. Белинский писал, что Мцыри — «любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью». По мысли Н.П. Огарева, Мцыри у Лермонтова — «его самый ясный или единственный идеал».Идеи жизни и свободы пронизывают художественную ткань произведения. Утверждается активное, деятельное отношение к жизни, полнота ее, достигаемая в борьбе за свободу, в верности идеалу свободы даже в трагических условиях поражения. Характер конфликтаРомантический конфликт поэмы задан исключительностью главного героя. Бегство Мцыри — это стремление к воле и свободе, неодолимый зов природы. Выявляется характерный для творчества Лермонтова конфликт между взглядом на мир и непосредственным восприятием окружающего. Трагедия Мцыри заключается в противоречии между мужественностью его духа и слабостью тела. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»?  из «Первой книги Царств» БиблииСмысл этого выражения в том, что человек, мало познав красоту и многогранность жизни, в скором времени умирает.       М.Ю.Лермонтов использовал эпиграф, как отражение главной темы поэмы: его герой, прожив всего три дня по-настоящему свободно и увидев природу, родной край и много вещей, принадлежащих обычным людям, погиб в молодом возрасте. Мцыри чем-то схож с автором: он так же одинок и не может быть свободным в выборе. М.Ю.Лермонтов провёл скрытую параллель своей жизни с жизнью лирического героя. Поэт написал это произведение накануне смерти, которую он как бы предчувствовал.       Главный герой поэмы попытался бороться с установленным порядком и смог на несколько дней освободиться из плена, однако умер после очень короткого, но счастливого времени. Автор произведения также попытался изменить сложившиеся правила, но погиб в возрасте двадцати семи лет.  Эпиграф к поэме «Мцыри» -«Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю» - выражает не только идею произведения. Это изречение из Библии настраивает читателя на - размышление о красоте и многогранности окружающего мира,- о смысле человеческой жизни и её скоротечности. Два плана поэмы тоска по идеалу, реальные блуждания романтическая мальчика-горца, мечта бежавшего из монастыря, о далёкой прекрасной, сбившегося с пути и неведомой родине плутавшего в лесу. И его тоска не просто тоска по родному аулу. Я цель одну –  Пройти в родимую страну – Имел в душе… – Композиция поэмыкраткое описание раскрытие душижизни Мцыри Мцыри - Побег Мцыри был неожиданностью - Мцыри готов отказаться от жизни Узнать, прекрасна ли земля, Узнать, для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы.  Композиция поэмыКомпозиция произведения своеобразна: поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни героя и исповеди героя, причем порядок событий при изложении изменен.  Двоичность в композиции поэмы Ещё одна особенность композиции – наличие пар, двоичность Примеры пар: Обнявшись, будто две сестры,Струи Арагвы и Куры;Две сакли дружною четой;Над плос­кой кровлею одной;Светло и тихо. Сквозь парыВдали чернели две горы;В наш сад, в то место, где цвелиАка­ций белых два куста… Особенность в поэме две скалы как будто тянутся друг к другу каменными объятьями, но им никогда не дано сойтись. Их разделяет поток. Эта невозможность встречи с родственной душой символически существенна, важна для смысла поэмы  Тема невозможности встречи с родственной душой в творчестве М. ЛермонтоваУ Лермонтова тема невозможности встречи, невозможности душевной близости, душевного контакта настолько универсальна, что он перекладывает на русский язык стихотворение Генриха Гейне «Они любили друг друга так долго и нежно» и заканчивает его строчками, которых нет у Гейне (немецкого поэта):Но в мире новом друг друга они не узнали.Там, в другом мире, за гробом, встреча невозможна. Сны в композиции поэмыВажное место в композиции поэмы занимает сон. Сон, как всегда у Лермонтова, обладающий полнотой и многозначностью смысла. Я лёг в тени. Отрадный сон Сомкнул глаза невольно мне… И снова видел я во сне Грузинки образ молодой  . …Кинжалов длинных… и как сон Всё это смутной чередой Вдруг пробегало предо мной.  20-я глава:Он с детских глаз уже не разСгонял виденья снов живыхПро милых ближних и родных…Ещё в сомненья погружён,Я думал – это страшный сон… Потом герой видит себя лежащим на дне реки и слышит разговаривающую с ним рыбку. Это тоже своего рода сон.И в конце поэмы герой хочет заснуть с мыслью о милой стороне. Создаётся впечатление, что именно во сне даются какие-то откровения героя, он постигает мир иной. Для Лермонтова это необычайно важно. Может быть, герой просто уходит от подавляющей его безрадостной реальности (монастырской, тюремной) в мир грёз, который в другом месте поэмы будет назван «чудный мир тревог и битв». Владимир Сергеевич Соловьёв, мыслитель и поэт начала XX века, говорил о сомнамбулизме Лермонтова, о состоянии, что Лермонтов будто бы был способен видеть будущее: « А та удивительная фантасмагория, которую увековечило это видение в стихотворении «Сон», не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царство фей». Сюжет поэмыПовествование начинается с небольшого вступления, где автор рисует вид заброшенного монастыря: Немного лет тому назад, Там, где сливался, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры, Был монастырь. Сюжет поэмы3-я, 4-я и 5-я главы - Мцыри говорит о своей жизни в монастыре и открывает душу: он «знал одной лишь думы власть, Одну - но пламенную страсть: она, как червь, в нем жила, "Изгрызла душу и сожгла. Она мечты его "звала От келий душных и молитв В тот чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы.» Единственное его желание - быть свободным. 6-я и 7-я главы - рассказ, что Мцыри увидел "на воле». Мир природы контрастирует с видом монастыря. Герой погружается в воспоминания. То, как он рисует природу, характеризует его как цельную натуру: ...Пышные поля, Холмы, покрытые венцом Дерев, разросшихся кругом, Шумящих свежею толпой… 8-я – 23 главы -повествование о трехдневном скитании. Последовательность событий не нарушается. Мцыри рассказывает о встрече с молодой грузинкой, о том, как сбился с пути, о битве с барсом. 25-я и 26-я главы - прощание Мцыри и его завещание. Дни, которые он провел на воле, стали ярким воспоминанием юноши. Образ МцыриМцыри – на грузинском языке означает «неслужащий монах», нечто вроде «послушника». А в грузинском языке это слово имеет смысл, как : пришелец, чужеземец, одинокий человек, не имеющий родных, близких. Трагический романтизм отдельной судьбы —нить, из которой сплетается образ главного героя с необычным именем, ставшим нарицательным за годы существования произведения.Лейтмотив поэмы — судьба черкесского мальчика, попавшего в плен и воспитывавшегося в христианском монастыре. Цитатная характеристика Мцыри Кто такой Мцыри? Мцыри - молодой монах, которого насильно держат в монастыре с 6 лет: "...Я молод, молод..." "...Я мало жил..." "...Чтоб в цвете лет, Едва взглянув на божий свет..."  По происхождению Мцыри - горец. Мцыри родом с Кавказа: "...Седой, незыблемый Кавказ … Мне тайный голос говорил, Что некогда и я там жил..."  "...Дитя неведомой страны..." Его предки – храбрые воины гор Кавказа. И сам Мцыри мог бы стать славным горцем.  У Мцыри с детства развился могучий дух, огромная внутренняя сила. Эту силу духа он унаследовал от своих предков - храбрых горцев: "...Но в нем мучительный недуг Развил тогда могучий дух Его отцов..." Мцыри - мужественный с самого детства: Внутри него бьется пламенное и храброе сердце «...Без жалоб он Томился – даже слабый стон Из детских губ не вылетал…» «...Ты помнишь детские года: Слезы не знал я никогда...» У Мцыри - пламенная душа: "...дай руку мне; Ты чувствуешь, моя в огне… Знай, этот пламень с юных дней Таяся, жил в груди моей; Но ныне пищи нет ему, И он прожег свою тюрьму...»Он - гордый человек. Он был гордым еще в детстве: "...И, гордо выслушав, больной Привстал, собрав остаток сил..." "...Он знаком пищу отвергал, И тихо, гордо умирал..." (в детстве) "...Но верь мне, помощи людской Я не желал..." Жизнь Мцыри - это горькие муки: "...И повесть горьких мук моих Не призовет меж стен глухих Вниманье скорбное ничье..."  Он тоскует по своей родине - Кавказу: "...Бродил безмолвен, одинок, Смотрел вздыхая на восток, Томим неясною тоской По стороне своей родной..."  "...Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой..."  "...Напрасно грудь Полна желаньем и тоской: То жар бессильный и пустой, Игра мечты, болезнь ума..."  "...про милую страну..." Мцыри - хороший человек. Он никому не сделал зла:   "...Но людям я не делал зла, И потому мои дела Не много пользы вам узнать..." У него детская, чистая душа: "...Я вырос в сумрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах..." Он угрюм и одинок: «...угрюм и одинок, Грозой оторванный листок...» «...Таков цветок Темничный: вырос одинок И бледен он меж плит сырых...» Мцыри отвык от людей, живя в монастыре: «...Я сам, как зверь, был чужд людей...»«...Я был чужой Для них навек, как зверь степной...» Мцыри мечтает о жизни на воле, с ее тревогами и битвами: «...Она мечты мои звала <...> В тот чудный мир тревог и битв <...> Где люди вольны, как орлы...» Он скучает по родине и по родным, которые остались на Кавказе: "...Я видел у других Отчизну, дом, друзей, родных, А у себя не находил Не только милых душ – могил!.."  "...виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей..." Мцыри жаль расставаться с жизнью. Он не познал жизнь, находясь в неволе: "...Но с жизнью жаль расстаться мне...« "...Ты жил, – я также мог бы жить!.." (слова Мцыри ) Он - хороший боец: "...Удар мой верен был и скор. Надежный сук мой, как топор, Широкий лоб его рассек..." Он - смелый и храбрый. Он сражается с барсом один на один: "...Ко мне он кинулся на грудь; Но в горло я успел воткнуть И там два раза повернуть Мое оружье… Он завыл..." Мцыри мог бы быть удалым горцем: «...Но нынче я уверен в том, Что быть бы мог в краю отцов Не из последних удальцов...» Отец Мцыри был гордым воином: «...А мой отец? он как живой В своей одежде боевой Являлся мне, и помнил я Кольчуги звон, и блеск ружья, И гордый непреклонный взор...»У Мцыри есть главная цель - попасть в родные края. Он пытается дойти туда, но ему не удается: «...Я цель одну, Пройти в родимую страну, Имел в душе...»  На свободе раскрылась любовь Мцыри к родине,  которая слилась для юноши со стремлением к вольности. На свободе он познал «блаженство вольности» и укрепился в своей жажде земного счастья. Прожив три дня вне стен монастыря, Мцыри понял, что он смел и бесстрашен.«Пламенная страсть» Мцыри – любовь к родине - делает его целеустремленным и твердым. Жить на свободе для главного героя означает находиться в постоянных поисках, тревоге, бороться и побеждать , а главное - испытывать блаженство «вольности святой» - в этих переживаниях  очень ярко раскрывается пламенный характер Мцыри.Только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, на что он способен. Монолог Мцыри – гимн этому миру. И то, что мир прекрасен , полон красок и звуков, полон радости, дает герою ответ на вопросы: зачем создан человек? зачем он живет? Человек рожден для воли, а не для тюрьмы. Истоки трагедии Мцыри - в условиях, которые с детства окружали героя. Обстоятельства, в которых он оказался, наложили на него свою печать, сделав  «цветком темничным», и обусловили гибель героя. Такое поражение в то же время и есть победа: жизнь обрекла Мцыри на вечное  рабство, смирение, одиночество, а он сумел узнать свободу, испытать счастье борьбы и радость слияния с миром. Поэтому гибель его при всей трагичности вызывает у нас  гордость за Мцыри и ненависть к условиям, лишающим его счастья. Трагическое бессилие героя ведет к отказу от поисков. Мцыри терпит поражение, но это не отменяет порыва к свободе, жажды гармонии с природой, с бытием. Уже сам по себе этот порыв — символ непримиренного, неуспокоенного и мятежного духа. Несмотря но то что сила духа угасает без «пищи» и Мцыри ищет «приют» «в раю, / В святом, заоблачном краю», он готов променять «рай и вечность» на вольную, полную опасностей жизнь в стране отцов. Тем самым страдания и тревоги героя умирают вместе с ним; желанная свобода не достигнута. Противопоставление мечты и действительностиМцыри стремится познать что-то исключительное и готов увидеть это в окружающем мире. Он одинок в душе, так как чувствует свою обособленность от других людей. Мцыри - это сосредоточие воли, мужества и истинной страсти. М. Лермонтов создал своего героя именно таким, потому что желал подчеркнуть противопоставление мечты и действительности. Образ сада в поэмеОдин из ключевых образов поэмы – это образ. Он появляется трижды. В 1-ой главе: И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов, Не опасаяся врагов, 3а гранью дружеских штыков.  Речь идёт о двойственной оценке союза Грузии и России. Второй раз уже в 11 главе:  Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев Прозрачной зеленью листов… Божий сад, райский сад, Эдем – человек как будто возвращается в свое состояние до цивилизации и должен быть счастлив. Это счастье, как вы знаете, кратковременно. Оно сменится совсем другим ощущением. И в самом конце поэмы, в 26 главе:  Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста...Монастырский сад – он и монастырь, и природа. Он как будто посредник между двумя сферами бытия, разделявшими жизнь и судьбу Мцыри. Из этого сада (из этой могилы) видны горы. Этот сад монастырский соединяет мечту и реальность, грёзы и действительность. Смерть для Мцыри – избавление от тюрьмы.Желание одно:Когда я стану умирать, И, верь, тебе не долго ждать, Ты перенесть меня вели В наш сад, в то место, где цвели Акаций белых два куста... Упьюся я в последний раз. Оттуда виден и Кавказ!