Методическое пособие Дидактические игры и игровые упражнения . Слова с противоположным значением — антонимы (глаголы и существительные). Предложения с союзом А.


Дидактические игры и игровые упражнения .Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные).Предложения с союзом А.Педагог дополнительного образования Центр восстановительного лечения детей-инвалидов с психоневрологическими заболеваниями г. КазаньГалямиева Миляуша Габдельбариевна Слова с противоположным значением - антонимы (глаголы и существительные) Цели: Научить детей подбирать слова, противоположные по значению(антонимы)Совершенствовать словарь учеников путем развития умения подбирать слова – антонимы, выраженные различными частями речи.Учить подбирать и выделять слова – антонимы в текстах пословиц и стихотворений.Учить дописывать недостающие слова в предложения, ориентируясь на контекст.Составление сложных предложений с противительными союзами. 1. Игра с мячом «Скажи наоборот».Логопед называет слово и бросает мяч одному из детей. Ребенок, поймавший мяч, должен придумать слово, противоположное по значению, сказать это слово и бросить мяч обратно логопеду.Одеть — (раздеть),поднять — (опустить),бросить — (поймать),спрятать — (найти),положить — (убрать),дать — (взять),купить — (продать),налить — (вылить). 2.К данным словам придумать слова-«неприятели».1) День — утро — восход — весна — зима — жара — Глаголы:Войти — одеваться — Заснуть- Уронил- 3.Выбрать из 3 или 4 слов одно, противоположное по смыслу. Холодильник (мороженое, плитка, лампа, альбом).Карандаш (тетрадь, ручка, резинка, альбом).Клей (ножницы, кисточка, бумага, карандаш).Душ (мыло, полотенце, мочалка, ведро с водой).Сахар (чай, арбуз, лимон, чайник).Микрофон (утюг, наушники, гитара, магнитофон).Молоток (топор, клещи, рубанок, гвоздь).Обогреватель (или печка) (сумка, пылесос, вентилятор, утюг).Спички (свечка, сковородка, огнетушитель, плита). 4.Выбрать из 3 слов 2 слова-«неприятеля».Друг, печаль, враг.Ночь, сутки, день. Радость, радостный, печаль. Поднимать, опускать, брать. Давать, продавать, брать. Покупать, продавать, отдавать. Говорить, идти, молчать.  Конспект занятия с играми по теме «Глаголы-антонимы» Тема: Глаголы-антонимы.Цели: Учить детей правильно подбирать глаголы-антонимы, стро­ить фразу по сюжетной картинке. Развивать у детей чув­ство языка.Ход занятияОрганизационный момент. Логопед говорит: «Сядет тот, кто назовет действия, которые мы совер­шаем каждый день».Логопед рассказывает детям историю:— Жил-был мальчик — упрямый, непослушный. Он все де­лал наоборот. Велит ему мама ложиться спать — он встает. Про­сит повернуться к ней — он отворачивается; убрать игрушки — он их разбрасывает по всей комнате. Мама очень огорчалась и называла сына Мальчиком Наоборот. А когда мама один только раз сделала все наоборот, сын сразу понял как это неприятно и исправился.После чтения рассказа логопед уточняет действия с противо­положным значением: ложиться — вставать, убирать — разбра­сывать и т. п. 2. Динамическая пауза. Логопед предлагает детям встать, выйти из-за столов и только на несколько минут стать такими, как Мальчик Наоборот, то есть выполнять противоположные действия:опустить руки — поднять; встать из-за стола — сесть; открыть рот — закрыть; показать ладони — спрятать; согнуть руки — распрямить и т. п. 5. Игра «Картинки-перевертыши».Логопед объясняет, что сейчас дети будут составлять предло­жения по картинкам. Если составят правильно, он им покажет картинку и с обратной стороны.На первой картинке изображен мальчик, который чинит ма­шинку. Дети произносят: «Мальчик чинит машинку». Логопед продолжает: «Какое действие в этом предложении? Назовите противоположное действие и составьте новое предложение».Когда дети составили предложение, логопед переворачивает картинку и показывает ее ребятам. Затем оценивает, как состав­лено предложение, правильно ли подобрано противоположное действие.Таким же образом составляются предложения и к другим картинкам:Девочка снимает фартук (надевает). Папа вешает картину (снимает). Малыш строит башню (ломает). Мальчик пачкает костюм (чистит). Бабушка выдергивает морковку (сажает). Мальчик ловит мяч (бросает). Девочка ловит бабочку (выпускает).Обращается особое внимание на то, что к действию «ловит» в различных случаях подбираются разные противоположные дей­ствия. 4. Логопед объясняет, что каждый ребенок должен самостоя­тельно составить предложение по индивидуальной картинке, выделить в нем действие и составить новое предложение, в кото­ром будет противоположное действие — антоним (уже без на­глядной опоры).У детей на столах разложены сюжетные картинки. (К этому занятию ребята уже знакомы с глаголами, имеющими разные приставки.) Дети составляют по два предложения со следующи­ми противоположными действиями: подплыть —. отплыть, завя­зать — развязать, пододвинуть — отодвинуть, подлететь — отлететь, вбежать — выбежать, заходить — выходить и др.5. Подводится итог занятия, оцениваются ответы детей. 6.Игра «Двойной противник»К каждой паре слов подбери по два слова — против­ника.Крутой подъём — (пологий спуск).Долгожданное богатство — (неожиданная бедность).Слабый мороз — Грустная старость — Тихий плач — Узкий выезд — Радостная встреча — Вспомнить радость — Светлый верх — Мелкий недостаток — Отдать много — Тёмное прошлое — Грустный конец — Счастливый конец — Огромная гора — югверхвостокспусквосходлетозакатзимаподъёмзападсевернизплакатьцвестипотерятьтрудитьсягруститьначинатьугасатьленитьсявеселитьсяразгоратьсяувядатьзаканчиватьсмеятьсянайти 7.Игра «Найди пару».— На доске в два столбика записаны слова, прочитайте слова первого столбика, второго. Подберите к словам первого столбика слова из второго столбика с противоположным значением.— Запишите слова парами. 8.Закончить предложение и назвать слова — «неприятели».Слон большой, а комар ...Камень тяжелый, а пушинка ...Золушка добрая, а мачеха ...Зимой погода холодная, а летом ...Сахар сладкий, а горчица ...Дерево высокое, а куст ...Дедушка старый, а внук ...Суп горячий, а компот ...Сажа черная, а снег ...Лев смелый, а заяц ...Молоко жидкое, а сметана ...Река широкая, а ручеек ...Работать трудно, а отдыхать ... 9.Найдите слова – антонимы в текстах пословиц.Ученье – свет, а неученье – тьма.Лучше горькая правда, чем красивая ложь.Не верь началу, верь концу.Старый друг лучше новых двух.Смелый там найдет, где робкий потеряет.Что посеешь, то и пожнёшь.Умел ошибиться, умей и поправиться.По одежке встречают, по уму провожают.Говори меньше, а делай больше.Чего не сделаешь утром, вечером не нагонишь.  10.«Доскажи  словечко»Подбор антонимов к словам различных частей речи.Я антоним к слову «зной».Я в реке, в тени густой.И в бутылке лимонада,А зовут меня  …  (прохлада). Я антоним к слову «холод».В речке все — и стар, и молод,Меня любит детвора,Называюсь я  …  (жара). Я антоним шума, стука,Без меня вам ночью мука,Я для отдыха, для сна,Называюсь  …  (тишина). Я антоним к слову «лето»,В шубу снежную одета,Хоть люблю мороз сама,Потому что я  …  (зима). Не бываю без начала,Близкий родственник причала,Делу всякому венец,Называюсь я  …  (конец). Я антоним к слову «день».Всем давно трудиться лень,И игрушки тоже прочь,Спать пора, пришла уж  … (ночь). Игра-лото на анонимы "Что не так?". Предложения с союзом АЦель: научить детей составлять предложения, используя противительный союз «А» Конспект занятия «Сложносочиненные предложения с союзом А» 1.Вставьте в текст пропущенные слова сегодня, завтра в соответствии со смыслом высказывания«       …        поучусь, а     …      погуляю,» — говорит ленивый.«       …        погуляю, а     …       поучусь,» — говорит прилежный. 2.Прослушайте предложения. Оцените их правильность.Слон большой, а комар маленький.Дерево низкое, а куст высокий.Камень легкий, а пух тяжёлый.Работать тяжело, а отдыхать легко.Днём светло, а ночью темно.Отец пожилой, а сын молодой.Дедушка молодой, а внук старый.Редька сладкая, а груша горькая.Зима тёплая, а лето холодное.Мышка пищит тихо, а петух поёт громко.Улитка ползёт быстро, а заяц бежит медленно. 3.Закончить предложение.Днем светло, а ночью ...Сегодня мне весело, а вчера было ...Заяц скачет быстро, а черепаха ползает ...Переходя улицу, сначала посмотри налево, а потом ...Кричат громко, а шепчут ...Я больна, но скоро буду ...Я живу близко от реки, а мой друг ...Продавец продает, а покупатель ...Друзья часто ссорятся, но легко ...Легко заболеть, но трудно ...Воспитатель спрашивает, а дети ...Утром дети приходят в детский сад, а вечером...Сначала гостей встречают, а потом ...При встрече здороваются, а при расставании ...Вечером ложатся в кровать, а утром ... Этот чай холодный, а этот…(горячий).Этот мяч большой, а этот…(маленький).Горчица горькая, а конфета…(сладкая).Эта лента длинная, а эта…(короткая).Дорога широкая, ровная, а тропинка…(узкая, кривая).Река глубокая, большая, а ручей…(мелкий, маленький).Дедушка старый, а внук…(молодой).4.Сравни 5.Игра «Подскажи словечко»Куст низкий, а дерево …Вагон большой, а тележка …Ночь была холодная, а день …Молоко жидкое, а сметана …Малина сладкая, а лимон …